Место потребностей в системе мотивации человеческой деятельности
Человек в качестве субъекта выступает носителем активностью, саостоятельностью, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, быть творцом и распорядителем собственой жизни. Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. При рождении у человека есть два пути в мире или полностью совпадать с условиями своей жизнедеятельности, или же быть в оппозиции к этим условиям, к своей природе.
Любая деятельность человека программируется и направляется сознанием. Подлиннной причиной действий является не состояние сознания, но стоящие за ними и определяющие их потребности существования, в которых выражается адаптивный характер человеческой деятельности. Потребность понимается как свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования, свойство нуждаться в определенных условиях своего существования в мире. Человеческое действие представляет собой системно целостный процесс, в котором выделяют следующие функциональные подсистемы:
Причиняющая, которую образуют присущие каждому субъекту деятельности потребности и интересы.
Идеально-регулятивная, которую образуют информационные механизмы сознания – цели, программы, мотивы и стимулы.
Операциональная, которая представляте собой физические операции субъектов, напарвленные на претворение в жизнь своих замыслов и желаний
Результативная, которую образуют сознательн полученные или стихийно сложившиеся результаты человеческой деятельности, соответсвующие или не соответствующие ее целям, удовляетворяющие или нет ее потребности.
Единообразие потребностей, раскрывающих объективную «родовую природу» человека, их дисципалинирующее воздействие на сознание является наиболее глубокой причиной, обусловливающей законосообразность деятельности, ее подчиненность определенным «правилам», существующим в общественной жизни людей. С. Л. Рубиншейн подчеркивал, что «только включаясь в практическое оознание субъектом отношения к его потребностям, предметы становятся объектами его желаний и возможными целями его действий» 27.
Одной из задач психологической науки является выявление природы и источников прбудительной силы потребностей. С точки зрения гомеостатической теории потребностей источник потребностей вызывается какими-либо нарушение внутреннего психического равновесия (гомеостаза) и стремление восстановить состояние равновесия. С этой точки зрения невозможно объяснить потребности развития. С точки зрения теории, выводяшей потребности из отношений человека с природой и социальной средорй, потребность понимается как объективно-субъективное явление, включающее как объективные отношения, побуждающие к деятельности, так и вызываемыве ими внутренние состояния субъекта.
Мотивация
Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения. На уровне субъективности доминирующей формой проявления потребности, обуждающей и определяющей направление деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Биологи, физиологи и психологи-бихевиорсты за мотив принимали внешний стумул. Большинство отечественных и зарубежных психологов считают, что мотив – это не любое возникшее в организме человека побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку, а внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Термин «мотив» - это соображение, по которому субъект должен действовать, «конструкт мышления», теоретическое построение, а нереально существующий психологический феномен. А. Н. Леонтьев писал, что мотив побуждает отдельное, частное действие. Таким образом, проблема мотивации и мотивов остаеся остродискуссионной. Активность человека связана с волей. Мотивом следует считать такую причинную обусловенность поведения, которая связана с внутренними побуждениями человека. В зарубежной психологии имеется около 50 терминов мотивации. "Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности" Под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности, а под мотивацией - всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.
Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительный, а другие притягательный характер. К побудительным относят установки, влечения, желания, к притягательным – интересы, мечты, идеалы и убеждения.
Влечение неосознанно и беспредметно. Когда человека охватывает влечение, он не значет, чего он хочет и какой предмет это влечение удовлетворит, соответственно перед ним нет осознанной цели, на колтрую он должен бы направить свое действие. По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Теперь он может поставить сознательную цель и организовать деятельность по ее достижению.
Интерес – форма проявления познавательной потребности субъекта, он сказывается на направленности внимания и мыслей. Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.
Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого. Она выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта – это своего рода отсроченное желание, она всегда напрвлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.
Идеалы представляют собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные челвоеческие черты. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желел бы быть.
Убеждения – осознанния потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.
В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы и убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенняа иерархия – одни мотивы занимают ведущее место, другие – подчиненное.
Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, то есть отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. При этом одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл; другие, сосуществующие со смыслообразующими мотивами, выполняют роль побудительных стимулов. Однако нобходимо различать не только побудительную детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и миотивов, но и целевую детерминацию, идущую из будущего – от смыслов, целей, идеалов и убеждений28.
Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим параметром и механизмом ее развития и определяет последовательность выступления в действие того или иного побуждения, регулирует направление мыслей и поступков человека. А. Маслоу выделил следующие принципы мотивации человека:
мотивы имеют иерархическую структуру;
чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.
пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удрвлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, теряют мотивационную силу.
с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.
Таким образом, возможность к удовлетворению высшей потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Маслоу отмечал, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если они удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации.
Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива – смыслообразующая. Потребность как органическая предпосылка деятельности субъекта относится к индивидуальным свойствам, проявляющимся в активности и возбуждении, в обладающей слабой селективностью поисковой активности. Возникающее между человеком и окружающим миром рассогласование называется потребностной ситуацией, которая может не осознаваться. Потребностная ситуация может осознаваться как самим человеком, так и другими людьми.
После встречи органического побуждения с тем или иным объектом потребность преобразуется в мотив деятельности и начинает определять направленность поведения. Побуждения, которые определят поисковую активность, выступают как побуждения нужды или потребности сохранения, которые подчинены «редукции напряжения», стремлению к достижению равновесия, гомеостаза. В древнерусском языке, где слово треба имеет значение жертвы, жертвоприношения, исполнения священного обряда. Вероятно, эти значения восходят к общему смысловому полю, связанному, в частности, с древнеиндийским словом рита и распространенному в древней индоевропейской языковой общности. Очень интересной кажется идея, ассоциируемая с представлениями о потребности, существующими в индоевропейских языках, о единстве структурообразующих законов, действующих в природе в целом, во Вселенной и в человеческой жизни на Земле. В словаре русского языка С. И. Ожегова потребность - надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворени. В современном русском языке слова потребность и нужда (в значении надобность) являются синонимами. В толковом словаре русского языка В. И. Даля потребность объясняется как нужда, надобность, необходимость. В толковом словаре русского языка, составленном под редакцией Д. Н. Ушакова, - как надобность, нужда в чем-либо. В русскоязычной научной литературе по психологии установилась традиция разделять по смыслу синонимичные слова потребность и нужд.а В современной научной литературе по психологии существует не менее сотни различных определений понятия потребность. Побудительной силой, детерминирующей актиность человека, является потребность - переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающе Понятие потребности является одним из основных в общей психологии. е вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности.. Потребности вляются объективной основой поведения, дисциплинирующей человеческое сознание и укрощающее произвол человеческой воли
Потребность как психическое отражение нужды в чем-либо (или необходимости чего-либо)
Потребность как отношение (человека к объекту потребности).
Потребность как внутреннее требование
Потребность как динамическое состояние
Потребность как выражение активности.
Потребности как составные части функций психического регулирования деятельности
Потребности как проявления нарушения процессов сохранения и развития индивида
Потребность как программа жизнедеятельности.
Потребности как факторы, способствующие коммуникации
Потребность как проявление социально значимой стороны активности человека).
Потребность как свойство человека
Потребность как свойство психической активности .
Потребность как объективная закономерность
Потребность как состояние нужды в чем-либо,29
Потребность имеет место тогда, когда организм находится в состоянии нарушенного равновесия. Человек обладает физиологическими и психологическими механизами реагирования на нужду и долговременной памятью на пережитые потребности. Потребности латентные или потенциальные – это знание о появляющихся потребностях. Человек может испытывать потребность, иметь потребность, не осознавая ее. Быть обладателем потребности, то есть носителем потребности. "До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т. е. становится мотивом"30.
М. С. Каган отмечает, что потребность – это отражение объективного отношения между тем, что необходимо субъекту для оптимального функционирования и тем, в како мере он этим реально обладает, то есть отражения отноения между необходимым и наличествующим. Отношения между субъектами по ребности и окржающим миром могут быть генетически запрограммированы или приобретенными в процессе онтогенеза. Актуализация этой программы в определеные периоды может приводить к нарушенрию системы организм – личность, в результате чег овозникают отношения противоречия между человеком и окружающим миром, между состоянием субъекта потребности и предметом потребности.
Влечение – начальный этап в сосознании потребности. Потребность становится значимым фактом реальной человеческой деятельности лишь в том случае, если осознается людьми (исключением являются «организмические» потребности, которые удовлетворяются рефлекторно). Напротив, неосознанная потребность и ее состояния никак не влияют на поведение людей. Характеризуя субъективные потребности в соотношении с объективными (нуждами), следует обратить внимание на широкий спектр различий:
а) в степени и характере представленности потребности в сознании. В частности, "можно осознавать - ощущать, переживать наличие нужды и не понимать, что мне нужно";
б) в степени адекватности, с какой нужда отражается в потребности. Отмеченные, в частности, В. В. Давыдовым патологические случаи отсутствия субъективной потребности в пище (при несомненной нужде в питательных веществах) наглядно иллюстрируют эту закономерность.
Во всех случаях социальной деятельности потребности и ее осознание не тождественны друг другу. Исключением из этого правила не явлются даже те случаи, когда предметом потребности являются собственные внутренние состояния человеческого сознания. Идеален предмет потребности, но не сама потребность как свойство человека. Даже духовные по совему предмету потребности являются не самим сознанием, а лишь реальным отношением к сознанию и в этом качестве лишены необходимых свойств идеального. Потребности организма и потребности личности различны в силу того, что не всякая нуждая организма осознается челвоеком и превращается в побуждение. Поэтому часть нужд организма не переходит в потребности личности; осознаемые органические потребности, иначе биологические потребности отражаются в сознании человека не только в виде ощущений, но и как переживание в виде желания разрядить напряжение, а порой усилить. Если это связано с положительными эмоциями.
Потребность личности – это отражение в сознании нужды, желанности чего – либо в данный момент, часто переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием. Нужда – это не только дефицит чего-то, но и желание овладеть чем-то привлекательным, необходимым для достижения каких-то целей или же жеалние странить неприятное ощущение или переживание.
Между потребностью и мотивами возможны опосредованные отношения. Потребность дает толчок к возникновению мотива. Потребность преобразуется в мотив после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить. Потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка. Мотив отделяется от идеальной цели, поэтому неясно, почему мотив имеет целенаправленность. С. Л. Рубинштейн предмет удовлетворения потребности рассмативает как цель. Леонтьев и его последователи отделяют мотив от цели, принимая в качестве последней только действие по удовлетворению потребности. Потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком смысле как нужность, желанность чего- либо. Из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения взникшего желения. Возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность.
Потребности могут быть пассивными (не приводящими к каким-либо результативным действиям.
Потребность объясняет, откуда у человека берется активность для проявления активности:
как только человек переходит в состояние потребностного напряжения, пначинется актиность организма с тратой энергии.
Чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Дефицит сам по себе не вызывает активности. В игровой исследовательской деятельности вообще не удается найти дефицита. В этих потребностях не происходит усиление драйва по мере нарастания депривации, а также феномена насыщения, то есть отсутствуют характерные для потребностей черты. в качестве объекта своей потребности какой-то определенный их вид. Различие между генезисом и «опредмечиванием» потребностей обосновал А. Н. Леонтьев, которые выделил такую ступень в развитиии потребности, на которой ее предмет «отсутствует» или не выделен во «внешнем поле» и оно порождает поисковвое поведение соотносительное потребности. Сама по себе потребность - это лишь негативное состояние, состояние нужды, свою позитивную характеристику она получает тольео в результате встречи с объектом и своего опредмечивания. Потребность. Нашедшая свой предме, преобразуется в мотив. Принцип выведения потребностей из отношений человека с миром позволяет правильно подойти к вопросу об их многообразии. Лишены смысла попытки искать единую базу всех челвоеческих потребностей
- Введение
- Развитие представлений о человеке в истории европейской мысли
- Лекция 2 Целостность человека как телесно-душевно-духовного существа.
- Лекция 3 Проблема соотношение природного и социокультурного в человеке в свете современных научных представлений
- Место потребностей в системе мотивации человеческой деятельности
- Типология потребностей
- Теории потребностей
- Эрих Фромм : теория экзистенциальных потребностей человека.
- Джулиан Роттер
- Абрахам Маслоу
- Динамическая теория а. Маслоу
- Личность как субъект социального действия и объект социального воздействия
- Культурная обусловленность человека и его потребностей
- Переход к информационной цивилизации и новая роль человека и его потребностей в современном обществе
- Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.
- Литература
- Кодификатор
- 38 Тощенко ж. Т. Социология жизни как концепция исследвоания социальной реальности// Социологические исследования. 2000. № 2 с. 12