Абрахам Маслоу
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов в начале 1960-х годов в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология уходит корнями в экзистенциальную философию. Первый принцип экзистенциализа по Сартру «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам». С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.
Вопрос о мотивации является наиболее важным в персонологии. Маслоу описал человека как желающее существо, которое редко достигает полного удовлетворения Маслоу предположил, что все потребности челвоека врождены ему и организованы в иерахическую систему. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидиуальность, челвоеческие качеества он имеет. Все потребности никогда не бывают довлеторены. Потребности частично совпадают и человек одновременно может быть мотивирован на дух и более ровнязх потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет на 85 % свои физиологические потребности, на 70 – в безопасности, 50 – в люби и принадлежноти, 40 – самоуважении, 10 – самоактуализация.
Физиологические потребности
Потребности в безопасности и защите вклчюают потребност ив организации, стабильности, в законе, порядке, в предсказуемости событий и свободе от таких угроз, как болезнь, страх и хаос.
Потребности принадлежности и любви . на этом уровне люди стремятся станавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/ или группе Маслоу поределял два вида любви взрослых;ная и бытийная. Д- любовь основана н дефицитарной потребности – это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает. Это любовь берет, а не дает. Б-любовь основана на осознании челвоеческой ценности другого.
Потребности самоуважения Маслоу разделял на два типа. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость исвобода. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус и приятие маслоу полагал, что потребноси уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, в зрелые годы их интенсивность падает, поскольку взрослые более реалистично оценивают свою ценность, уже имеют опыт признания. Маслоу заявлял, что итинная самоактуализхация встречается только после достижения зрелости.
Потребности самоактуализации. Самоактуализация – это желание человека стать тем, кем он может стать.
Концептуализацию потребностей и их внутренней дифференциации можно свести к двум основным типам: как состояние и как отношение.
- Введение
- Развитие представлений о человеке в истории европейской мысли
- Лекция 2 Целостность человека как телесно-душевно-духовного существа.
- Лекция 3 Проблема соотношение природного и социокультурного в человеке в свете современных научных представлений
- Место потребностей в системе мотивации человеческой деятельности
- Типология потребностей
- Теории потребностей
- Эрих Фромм : теория экзистенциальных потребностей человека.
- Джулиан Роттер
- Абрахам Маслоу
- Динамическая теория а. Маслоу
- Личность как субъект социального действия и объект социального воздействия
- Культурная обусловленность человека и его потребностей
- Переход к информационной цивилизации и новая роль человека и его потребностей в современном обществе
- Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.
- Литература
- Кодификатор
- 38 Тощенко ж. Т. Социология жизни как концепция исследвоания социальной реальности// Социологические исследования. 2000. № 2 с. 12