logo
кодификатор Петкова

Типология потребностей

Виды потребностей человека

Потребности организма

Неосознаваемые

Осознаваемые (биологические)

Осознаваемые

(социальные)

Потребности личности

Человек – двойственное по своей природе существо. Его телесность предполагает наличие множества потребностей, вызванных состоянием его организма. Человек должен дышать, есть, пить и одеваться. Во всех без исключения обществах люди должны думать о хлебе насущном, поскольку потребность есть и пить присутствует у каждого человека. Наличие подобной потребности определяется не желаниями людей, а потребностями организма, который представляет собой систему открытого типа, нуждающуюся в постоянном энергетическом питании, получаемом из среды существования. Биологические потребности проявляются у человека в формах, соответствующих не только естественым нуждам его организма, но и обусловленным исторически и социально стандартам потребления. Секс оказывается наиболее знакомой и приспособленной формой ухода от внешних детерминаций, причем опосредованного удовлетворением биологически значимых и, по крайней мере, в этих рамках поощряемых обществом потребностей. В любом обществе, в котором существует разделение труда и товарно-денежные отношения, первичные биологические нужды порождают целый ряд потребностей в различных условиях и отношениях, которые необходимы для удовлетворения этих нужд. Исходной побудительной силе личности - потребностям, которые не выражают концентрированное (главное) содержание социального субъекта. Как в них отделить биологическое и социальное? Среди побудителей выделяют так называемые сложные, совмещенные потребности. Например, сколько ни социализируй (эстетическое воспитание, культивирование "высокой моды" и т.п.) потребность в одежде, ее главной функцией остается обеспечение необходимой температуры тела. Исследования обнаружили взаимопроникновение биопсихического и социального на всех уровнях структуры и поведения личности. Об этом свидетельствуют выводы ученых, посвятивших данной проблематике многие годы. Например, В. Ф. Сержантов пришел к заключению: "... если исходить из всей совокупности современного знания о человеке, то отношения между понятиями (личность и организм) суть отношения диалектического тождества, конкретной формой которого в данном случае является их взаимное (обоюдостороннее) включение одного понятия в другое". Автор раскрывает процесс и механизмы воздействия социального статуса и других элементов социальной структуры личности, социально-средовых факторов на совершенствование физиологических и нейродинамических функций личности, а последних - на становление и развитие ее важных социальных свойств: ценностей, мотивов, идеалов. То есть, психосоматические свойства личности в социализационном процессе не "выдавливаются". Способствуя формированию социальных качеств личности, они продолжают взаимодействовать с ним на уровне их реализации31. Рассмотрим физиологическое явление - питание, посредством которого работник обеспечивается физической энергией. Эмпирическое исследование показало, что хорошо организованное питание по месту работы повышает работоспособность человека в течение смены на 7,2%, а в послеобеденные часы - на 11,7%. Как ни назови данный источник воздействия органического не на человека вообще, а на социальные функции личности работника (механизм, предпосылка, условие, свойство и т.д.), факт воздействия налицо. Но в то же время и первичные и вторичные потребности этого типа сохраняют свои биологические корни и составляют большую группу потребностей физического существования людей32. П.В. Симонов предпринимает попытку рассмотрения побуждения в контексте эволюционного охода, при котором элементарной единицей эволюции являетя не особь, а популяция. С возникновением социального образа жизни основной тенденцией развития мотивов становится экспансия в смысле овладения средой во всех расщиряющихся пространственно-временных масштабах, а не редукция как как стремление к защите от среды, уравновешенности с ней, разрядке внутреннего напряжения. Эта тенденция развития («потребности роста»), по терминолонии западных атворов, может реализизовываться только благодаря ее диалектическому единству со способностью к сохранению живых систем и результатов их деятельности, благодаря удовлетворению потребностей нужды. Таким образом, побудительная система человека включает две подсистемы:

Иной вариант анализа биологических потребностей предлагает С. А. Арютюнов. Он отмечает, что уже на уровне чисто биологчиеских явлений проявляются этнические различия, которые затрагивают те способы, приемы, посредством которых удовлетворяются естественные потребности, то есть внешнюю сторону поведения, в то время как сам характер действий остается неизменным, универсальным и инвариантным. Человек может спать или удерживаться от сна, но альтернативного действия в сфере естественного поведения (не спать вообще) не существует. «Естестенные» модели поведения тем и отличаются от социокультурного поведения, что они не имеют альтернативы. Реализация «естественного» поведения, побуждаемого общечеловеческими индивидными потребностями, не предполагает конечной цели поведения, а социальный образ жизни затрагивает способы достижения этой цели. Иную точку на характер органических побждений предлдожил В. А. Иванников. По его мнению, побуждения индивида не представляют харакетеристики особи как таковой, а выражают отношения, системные качества индивида. Социально-исторический образ жизни личности в обществе преобразует как побуждения индивида, так и способы их удовлетворения. Сфера человеческих потребностей не может быть разведена на «потребности нужды» и «потребности роста», а тенденции к сохранению и изменению развивающейся системы относятся к любым проявлениям мотивации. Граница проходит не между биологическими и социальными потребностями человека, а между потребностями человека и потребностями животных, так как исторические преобразования затарагивают всю сферу потребностей челвоека. Действует ли механизм «редукци инапряжения» или нет, зависит не от естественного или социального генезиса потребностей самих по себе, а от того, какое место в структуре человеческой дятельности занимают те или иные побуждения.

Первичность и независимость от воли людей характеризует существование не только «дефициентных», но и «бытийных» потребностей людей. Под первыми А. Маслоу понимал потребность людей во всем, что необходимо для поддержания самого факта их биологической и социальной жизни. Бытийные потребности выражают отношение людей к необходимым условиям поддержания определенного качества, комфортности жизни. Культура, по мнению Б. Малиновского, выступает как продукт биологических свойств человека. При этом человек рассматривается как животное, которое должо удовлетворять свои основные биологические потребности, которые, в свою очередь выступают как стимулы для процессов добывания пищи и топлива, для строительства жилья. Таким образом, процесс преобразования оружающей человека среды приводит к формированию нового, искусствено создаваемого окружения, которое и выступает как культура. Культура у Малиновского выступает как вещественная и духовная система, посредством которой человек обеспечивает свое существование и удовлетворяет возникшие потребности. Различия между культурами определяется различиями способа удовлетворения основных потребностей. Наряду с основными Малиновский выделяет и производные потребности, порожденые культурной средой. К ним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования. Средством удовлетворения этих потребностей выступает организация, состоящая из институтов, под которыми понимается совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, как основной, так и производной. Каждый институт одновременно выполняет ряд потребностей. Обоснование функциональных единиц – институтов, норм, ролей – имело двойную природу.

Кроме базовых (первичных) потребностей человека, есть вторичные – потребности в знаниях, умениях, средствах. Это – социальные потребности. Вторичные потребности не отменяют первичных, а базируюится на них. Принципиально иной природой обладают те потребности, которые не сводимы ни к биологическим нуждам, ни к материальным условиям, необходимым для их удовлетворения. Это потребности, которые возникают из отношений между людьми – как межличностных, непосредственных, так и всех других уровней отношений, которые связывают человека с обществом. К последним относятся «статусные» потребности, то есть те, объектом которых является психологически позитивное для индивида положение в социальной группе – в признании, уважении. В эту же группу ходят потребности в эмоционально крашенных отношениях – любви, дружбе, общении, разнообразные морально-этические потребности, в социально значимой, ценной для других, для социума деятельности. В 70-60- годы прошлого века Эйбл-Эйбесфельдт при анализе «социального поведения» обратил внимание на потребность в общении и уединении: любое доиндустриальное общетво удовлетворят обе потребности человека – стремление к уединению и общению». Современные мегаполисы отвечают лишь потребности человека в уединении. Стремление к уединению нередко перерастает в изоляцию, теряется принадлежность к общности. Общение становится «анонимным», человек всю свою жизнь проводит среди незнакомых людей и адаптируется к этому положению с помощью контроля над своими эмоциями и установлением барьеров на пути к коммуникации. Эмоциональное отчуждение распространяется не только на незнакомых, но и на близких. «На западе… люди уже озабочены своей неспособностью общаться даже с близкими родственниками»33. Человек, ощущая недостаток общения ви виде нахождения среди масс людей, активно ищет способы преодолеть этот дисбаланс разными способами. Э. Дюркгейм с помощью понятия «солидарность», под которым он понимал необходимость взаимодейтсвия с другими людьми с помощью массовых ритуалов. Положение Дюркгейма о механизме поддержания солидарности подтвердил М. Мос, который обратил внимание на ир, что чередование рассеянного и концентрированного существования дает людям в традиционных культурах основания для гармонизации общественной жизни. В последнее время были открыты особые вещества эндорфины, которые играют важную роль во внутриорганическом функционирвоании человека и тесно связаны с процессами общения. Фундаментальная потребность в общении и уединении имеет многообразие культурно обусловленых форм. Так, специалисты выделили западный и восточный тип коммуникации. В Европе и США основной акцент при анализе общения делался на изменениях, происходящих вне человека. В индустриально развитых странах сложился тип коммуникации, для которого характерно изменение ситуации в свою пользу. В традиционной восточной культуре разработана гибкая система мер предотвращения конфликтов в процессе коммуникации. Ф. Л. К. Хсю, сделавший предметом научного анализа культуру коммуникации в США, Китае и Японии, в качестве ценральной проблемы рассматривал способ удовлетворения эмоциональной потребности в близком круге общения, привязанности, реализации чувства сообщности. Он ввел понятие «психосоциальный гомеостаз» как понятие для фиксации различий в реализации указанной потребности и отражающей гармоничности или дисгармоничность внутрипсихических и межличностных отношений человека. В основе эмоциональной потребности лежит социальная привязанность. Особую роль в функционировании культурной идентичности играет взаимодействие индивида с кругом близких людей, удовлетворение потребности в эмоциональой близости (привязанности). Для Хсю важнешим аспектом культурной идентичности являются специфичные для типа культур эмоционально-личностные отношения друг с другом. При этом культуры отличаются друг от друга тем, как люди удовлетворяют свои потребности в круге близких. В этом и есь существенное отличие азиатского типа идентичности в Японии и Китае от западного. В Китае эмоциональные потребности удовлетворяются в общении с близкими родственниками, в Японии – в семье и рабочем коллективе. В США только на первом этапе жизненного пути эмоциональные потребности челвоека удовлетворяются близкими людьми. Впоследствии эмоциональная энершия реализуется вовне на развитие технологий и культуры. На поздних этапах жихненного пути в западных культурах играет аффетктивные отношения с культурными символами, новыми технологиями34.

Потребность в одиночестве уединении в современном обществе носит паталогический характер. В культурной антропологии И. Альтман сделала вывод о наличии культур, где уединенность максимализирована и минимизирована, изменняется от «открытости» до «закрытости».

Кроме них человек обладает потребностями, которые порождаются не определенными типами отношений, но всей их совокупностью – самим фактом его взаимодествия как активного действующего существа с природой и социальной средой, с природой. Это познавательная потребность и потребность к деятельности. Особенность таких потребностей состоит в том, что они не действуют изолированно от других потребностей, но переплетаются и даже сливаются с ними.

Условия коллективной жизни людей закладывают в каждом человеке потребность к самоидентификации и самоутверждении. Таким образом, люди не выбирают себе ни физиологических ни социальных, ни духовных потребностей, - они предписаны человеку его «родовой природой», с которой сознание должно считаться как с непреложной данностью. Именно эти потребности людей, с которыми они рождаются и какие прививает им способ общественной жизни, являются наиболее глубокими причинами человеческой деятельности, выступают как как «первопричины» деятельности, которые предпосланы ее «целевым причинам», то есть стоят за желаниями и стремлениями людей, определяют их, «давят» на сознание, ориентируют его в нужном для себя направлении, заставляют делать то, чего порой не хотелось бы делать вовсе.

Свобода воли человека проявляется по преимуществу в способности «ранжировать» потребности, от которых оно не может полностью отказаться. В зависимости от сложившейся системы ценностных предпочтений человек может расставлять свои потребности в определенном иерархичном порядке, классифицировать их как первоочередные, актуальные и второстепенные, периферийные, требующие хоть и необходимого, но минимального внимания. Человек, по словам Ж. –П. Сарта, обречен на свободу – постоянную свободу выбора. Его духовность, разумность, социальность предполагают наличие множества потребностей, котоыре связывают его с миром ценностей, знаний, социальной обусловленности. Человек должен общаться, получать признание других людей, развиваться как личность, самореализовываться.

Вторичные потребности вместе с первичными побуждают активность человека. У разных субъектов потребности выражены по-разному. Для биологических потребностей значимы типы темперамента, конституции, телосложения, котоыре связаны с интенсивностью обменных процессов в организме. У людей с сильной нервной системой потребность в двгиательной активности выше, чем у людей со слабой нервной системой. Есть гендерные различия в выражении биологических потребностей. У мужчин потребности в пище и воде трудно переносима. У женщин больше выражена потребность в общении. Составляющая материальных потребностей общества включает в себя всю сферу материального производства, экономических отношений, обмена товарами и услугами, финансового обращения. Благодаря мощному развитию материального производства, целиком базирующегося на использвоании природных ресурсов, сставляющая материальных потребностей общества породила целый ряд глобальных проблем, связанных с приближением потребления этих ресурсов к масштабам, за которыми просматривается возможность экологической катастрофы. Общество как система социальных отношений порождает потребность в особом явлении в деятельности человеческой психики – духовность. Как особый ценностно-ориентированный способ связи человека с человеком, воплощающийся в зарождении нравственности и художественно-мифологическом освоении людьми природы.

В процессе саморазвития у человека порождаются новые потребности. При нарушениии естественных потребностей нарушается биологический баланс организма, если не удовлетворяется социальная потребность, человек переживает состояние душевного напряжения, изменяются его поведение сознание, ценностные ориентации. Человек становится подавленным или агрессивным. В отличие от потребностей материальных, которые в принципе имеют предел насыщения, духовные потребности принципиалньо ненасыщяемы. Так, если по мере удовлетворения потребностей в пище, одежде и т. д. непременно наступает момент, когда эта потребность перестает быть актуальной, то по мере восхождения человека по лестнице приобщения к тому или иному виду искусства, по мере роста его эстетической компетенции, для него потребность общаться такими произведениями станвоится все более нмстоятельной.

Человек может удовлетворять свои потребности приемлемыми для общеста средствами или противозаконно и опасно с точки зрения данного социума.

Потребности людей постоянно развиваются. Удовлетворение одних нужд и желаний вызвает появление других. С ростом разнообразия производства и жизни общества изменются потребности.

Развитие человеческих потребностей связано с природой человеческих способностей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

По концепции Ж. Пиаже, первый год жизни ребенка определяется как период абсолютного эгоцентризма — «солипсизм35 первого года жизни», в течение которого младенец ограничивается в большей степени удовлетворе­нием простейших жизненных потребностей. В первые месяцы своей жизни преиму­щественно физиологические потребности - в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Л. С. Выготский пола­гает, что даже самые элементарные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены только с помощью взрослых, ухаживающих за ним, и в первую очередь матери. В этом смысле младенец представляет собой «максимально социальное существо», ибо все в его поведении вплетено и воткано в социальное и первый контакт с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованным. Однако именно период младенчества исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. А. Маслоу считает, что, рождаясь, человек обладает лишь одними физиологическими потребностями и, возможно в очень слабой, зачаточной форме, потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга. Только спустя несколько месяцев ребенок начинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательной любви к окружающим. Спустя еще некоторое время малыш, окруженный любовью и заботой родителей, чувствуя себя в безопасности, может обнаружить стремление к автономности, независимости, потребность в достижении какой-либо цели, в уважении, в оценке, в похвале. Аффилиатиетная потребность - потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Основным содержанием аффилиации является общение людей друг с другом (в том числе и общение с людьми незнакомыми или малознакомыми), которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Потребность в любви, эмоциональной привязанности является одной из главенствующих потребностей, которая способна в значительной мере определять не только поведение, но и всю жизнь человека. Потребность в безопасности - это потребность ребенка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, ее упорядоче. По мнению Карен Хорни, если родительская семья не удовлетворяла потребности ребенка в любви, не обеспечивала ощущения достаточной безопасности, формируя установку базалъной тревоги и недоверия по отношению к окружающему миру. В свою очередь, ощущение недостаточной безопасности и беспомощности приводит к формированию различных защитных стратегий; некоторые из них в последующем человек пытается неутомимо воплотить в жизнь. Карен Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей. В целом эти потребности присутствуют у всех людей, но в случае их невротического характера человек может превратить удовлетворение какой-либо потребности в способ жизни. Так, при испытывании избыточной потребности в независимости и самодостаточности возможно избегание любых отношений (в том числе и семейных), предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств. Согласно Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности, которая является главной в развитии ребенка. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности и враждености мира. В удовлетворении этой потрбености ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым проявляется его потребность в безопосности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. Хорни утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Чтобы справиться с уствами недостаточной безопасности, беспомощноности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок зачастую вынужден прибегать к разным защитным стратегиям, получившим название невротических потребностей.

Избыточная потребность

  1. В любви и одобрении

  1. В руководящем партнере

  1. В четких ограничениях

  1. Во власти

  1. В экслуатировании других

  1. В общественном признании

  1. В восхищении собой

  1. В честолюбии

  1. В самодостаточности и независимости

  1. В безупречности и неопровержимости

Проявление в поведении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость в ритике, отверганию или недружелюбию.

Чрезмерная зависиомсть от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве. Переоценка любви, убежденность в том, что любовь может рещить все

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок, нетребовательнсть, довольствование малым и подчинение другим.

Доминирование и контроль над другими как самоцель, презрительное отноние к слабым

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-ниудь такое, чтобы перехитрить их.

Желание быть объектом осхищения со тороны других. Представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

Стремленеи создатьприукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений, потренбост ьв комплементах и лести со стороны окружающих.

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Страх неудачи.

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-дибо обязательств, дистанциирование от всех и вся.

Попытки быть орально непогрешимым и безупречным во всех отношения, поддержание впечатления совершенства и добродетели

Потребность в безопасности и защите значительно влияет и на выбор профессии. Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение - все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют увсех людей. Они помогают справиться с чувстами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. нности, наличии определенных привычек и правил, в том числе и ограничений и т. п.

Приблизительно на 3-5-й неделе жизни ребенок начинает проявлять пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это выражается в появлении у малыша зрительного сосредоточения, что в свою очередь способствует изменению поведенческих характеристик ребенка. Исследователи называют это началом проявления потребности в информации или потребности в новых впечатлениях. Потребность в новых впечатлениях - стремление к восприятию и познанию всего нового. Процесс развития и усложнения первичной потребности ребенка в новых впечатлениях естественно и органично приводит к росту его познавательной потребности. Потребность в достижении является продуктом социально научающих ситуаций и подкреплений, которые ребенок получает в повседневной жизни. Примерно к 4 годам соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее устойчивые формы. Появляются доминирующие установки: у одних - престижные (эгоистические), у других - наоборот, альтруистические, у третьих - направленные на достижение успеха. Одной из характерных особенностей этого возраста являются возникающие у ребенка после 2 лет негативизм, упрямство, непослушание, строптивость, то есть те симптомы, которые составляют кризис трехлеток. Проявление этих реакций можно, по всей видимости, рассматривать как зарождение потребности в признании, уважении. Вследствие всего начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка Достаточное удовлетворение потребности ребенка в автономии на этом этапе делает ребенка уверенным в себе, помогает ему осознать свою значимость для других. Все это способствует формированию у ребенка глобального чувства самоуважения, которое является базовой потребностью каждого человека. На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребенка в общении. Среднее детство - это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности.

Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте. При этом в начале подросткового периода общение сохраняет гомосоциальный характер, то есть дети предпочитают общество сверстников того же пола. Позднее, вместе с процессом полового созревания, связи все больше приобретают гетеросоциалъный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов. Уже в начале подросткового возраста начинает интенсивно проявляться потребность ребенка в автономии, независимости от взрослых, родителей и потребность в признании этой самостоятельности. При этом выделяют два аспекта автономии - поведенческую и эмоциональную. Поведенческая автономия предполагает обретение независимости и свободы в той мере, чтобы действовать самостоятельно, без лишнего руководства извне. Эмоциональная автономия подразумевает освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями. Процесс образования семейной пары - обычное явление в период ранней взрослости. Большая часть молодежи в планах готова к этому, однако сроки их реализации могут быть самыми различными. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности. Образовавшаяся собственная здоровая семья продолжает обеспечивать особую потребность каждого человека, которую Э. Фромм назвал потребностью в установлении связей. Как полагал К. Г. Юнг в первый период человек весь обращен к внешнему, прежде всего социальному миру, плохо осознает себя и поэтому проецирует на окружающую действительность, будь-то люди или неодушевленные объекты, все импульсы, всю энергетику бессознательного, а также присущие человеку, но слабо осознаваемые им стремления, желания и личностные, особенно "теневые", свойства.

Большинство людей, вступивших в средний возраст, то есть в период от 40 до 60 лет, вполне осознают, что они уже не молоды, изменяется и структура мотива, смещая образующие мотив компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей: реализаций своего творческого потенциала на фоне снижения профессиональной мобильности и ощущения сужающегося жизненного пространства; необходимости передать что-то следующему поколению, способному оценить продуктивность или инертность достигнутых человеком результатов; корректировка на осмысленность жизненного целеполагания, являющегося основой мотивации достижения, оказывают положительное влияние потребности человека во внутренней опоре, самоуважении и в дознании окружающего мира и деятельности с точки зрения возможной стагнации, то есть застоя и упущенных возможностей; заботы о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовки к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. Каждое значительное событие - рождение ребенка, смерть близких людей, перемена работы, развод - заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь с точки зрения вышедших на первый план потребностей лет. Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после 40 лет. В зрелые годы потребность в самоуважении достигает максимального уровня и перестает расти. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте уже сформирована реалистичная оценка своей действительной значимости и ценности. Семейные отношения, находясь на третьем месте, имеют особое значение для пожилого человека. Это связано с тем, что в поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни. Его не может не пугать приближающаяся смерть. Особое значение для человека, перешагнувшего 80-летний порог, приобретает забота и внимание со стороны других людей, будь то родственники или посторонние люди. Удовлетворение потребности в позитивном внимании, когда тебя воспринимают не как обузу и проблему, а любят просто за то, что ты есть (еще до сих пор жив), позволяет старым людям жить удовлетворенность человека жизнью в поздней взрослости и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое положение, позитивное функциониро Ослабление потребностно-энергетической стороны мотивации человека, называемое в медицине состоянием абулии, вание, реализация потребности в удовлетворении, которое раньше давала работа.

Человек сохраняет желание жить, не тревожась за то, как воспринимают окружающие люди те физиологические изменения, которые происходят с ним в процессе старения. Теперь она мало зависит от степени уважения других людей.

Во-вторых, самоуважение в значительной мере формируется на основе признания, репутации, социального статуса, общего приятия людьми и т. д. Все это большинство людей уже испытали к среднему возрасту и, следовательно, могут двигаться дальше к более высокому уровню растущей мотивации - потребности в самоактуализации, встречающейся, по мнению Маслоу, как раз после достижения человеком зрелого возраста.

Потребности и способности человека. Люди в отличие от других живых существ способны к постоянным изменениям. Человек способен к рефлексивному мышлению, то есть может создавать детали и предвидеть последствия своего поведения, своей деятельности. Все это порождает такие особые человеческие потребности, как желание развивать собственное мышление, сохранять и совершенствовать язык, общаться, реализовывать свои эмоции в отношениях с другими людьми, передавать свои ценности детям. С развитием общества развиваются как спобности, так и потребности человека.

Потребности не являются единсивенным фактором деятельности. К. А. Абульханова пишет: "...личность - это постольку личность, поскольку она как субъект способна выработать способ связи своих потребностей и способностей на основе характера и, более того, поскольку она может удовлетворить собственные потребности своими силами в соответствии со своим характером" я.

Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимостии эмоциональной привлекательности и проявляется во внимании к чему-либо. Интерес - это направленность внимания, помыслов, поэтому он может вызвать все, что так или иначе связано с чувством. Интерес выступает как свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым средставм удовлетворения потребности. Интерес выступает как посредующее звено в удовлетворении потребности, характерное для человеческой деятельности и практически отсутствующее в поведении животных. Интерес представляет свойство людей нуждаться в различных объектах-посредниках, способствующих удовлетворению их «телесных» и общественных потребностей. Предметом интереса могут выступать вещи, символы, связи, отличные от человека и объединенные свойством быть нужным ему, то есть обладать некоторой позитивной значимостью или ценностью. Интерес выражает свособ существования людей в мире, не зависящий от произвола человеческой воли. Социальный интерес является концепцией, имеющее решающее значение в индивидальной психологии А. Альфреда. Адлер с самого начала стал вырабатывать систему понятий, отличную от Фрейда. Личность он рассматривал в аспекте стиля ее жизни, жизненных целей и планов. Основной потребностью и движущей силой человека он считал стремление к превосходству Адлер был убежден, что люди являются социальными созданиями. Он полагал, что люди мотивированы ненасытной жажадой личной власи и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укореневшиеся чувство неполноценности стремление к превосходству. Позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в кей было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. Людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальныйинстинкт, который заставляет их отказаться от эгоистичных целейради целей сообщетва. Концепция социального интереса состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Адлер считал, что предпоылки социального интереса являются врожденными. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес возникает не автоматически, а развивается в социальном окружении. Его развитию способствует мать и другие члены семьи. Отношение матери к мужу и другим людям служит для ребенка ролевой моделью отношения к другим людям. Вторым по значимости для ребенка является отношение отца к жене, работе и обществую Выраженность социального интереса для Адлера является «барометром нормальности» челвоека.

Объекты окружающего мира, могущие удовлетворить потребности человека, выступают как ценности. Если от тех или иных предметов или событий5 (в том числе от свойств или действий самого индивида) зависит удовлетворение его нужд или потребностей (в иной терминологии: его объективных или субъективных потребностей) и/или отражение в его психике степени такого удовлетворения, то будем говорить, что такие предметы и события обладают для него ценностью. Все ценности можно разделить на положительные и отрицательные - соответственно, облегчающие или затрудняющие удовлетворение потребностей (или формирование психических моделей, несущих информацию о таком удовлетворении); на менее устойчивые (наблюдаемые на конкретном отрезке времени, в конкретной ситуации) и более устойчивые (действующие в разное время, в разных ситуациях); на объективные и субъективные. Наличие объективной ценности будем констатировать, если объективно (реально, фактически) есть облегчение или затруднение удовлетворения нужд или потребностей индивида; субъективной - если в его психике функционирует модель, несущая информацию об указанном облегчении или затруднении. Такая информация может выражаться по-разному (в форме знания, убеждения, эмоционального отношения и т. д.) и обладать разной степенью адекватности. Тем не менее, для психологии наибольший интерес представляют субъективные ценности, поскольку именно они непосредственно участвуют в детерминации действий индивида36.

В своей книге «Типы людей» Э. Шпрангер вывел шесть основных типов ценностей, которые в различной степени присущи всем людям, они являются стержневыми в человеческой жизни. У каждого человека индивидуальна комбинация ценностей.

  1. Теоретическая. Человек, придаюий значение этой цкенности, прежде всего заинтересован в раскрытии истны. Для него характерен рациональный, критический и эмпирический подходы к жизни.

  2. Экономическая. Экономический целовек выше всего ценит то, что полезно и выгодно, он исключительно практичен и прочно придерживается стереотипа преуспевания.

  3. Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметри или уместности, относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как хот явлений, при котором каждый одельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя.

  4. Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Такой человек рассматриает еоретические, экономические и эстетические подходы жизни как холодные и негуманные.

  5. Политическая. Доминирующим интерео поитического типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидерыв любой области обычно выще всего ценят власть и влияние.

  6. Религиозная. Представители этого типа заинтересованы в понимании мира как единого целого, в котором они видят высший смысл.

По выражению Г. Хофстеда, ценности являются "ядерным" образованием культуры. В периоды сильных социально-экономических и культурных изменений структура социокультурных ценностей неизбежно трансформируется.

С. Шварц, исследования которого были направлены на анализ ценностной базы различных культур, выделил 10 мотивационных типов универсальных ценностей37.

1. Саморегуляция. Мотивационная цель - свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

2. Стимуляция (полнота жизненных ощущений). Мотивационная цель - новизна и состязательность в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3. Гедонизм. Мотивационная цель - удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе - необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.

4. Достижение. Мотивационная цель - достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого - получение социального одобрения.

5. Власть. Мотивационная цель - достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе - потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

6. Безопасность. Мотивационная цель - стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе - потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности.

7. Конформность. Мотивационная цель - ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию.

8. Традиционализм. Мотивационная цель - уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее картины мира.

9. Благожелательность. Мотивационная цель - поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе - потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

10. Универсализм. Мотивационная цель - понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы.

Согласно Г. Олпорту, человек, придающий особое значение теоретической ценности и заинтересованный в раскрытии истины, соответственно избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии. Человек, придающий особое значение экономической ценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает профессию, которая позволяет «делать деньги».

Субъект, ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, воспринимает любые жизненные события с точки зрения привлекательности и уместности и посвящает себя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонам жизни.

Для человека с наивысшей социальной ценностью выбор профессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом виде социальная установка предполагает альтруистический образ жизни.

Доминирующим интересом политической ценности выступает власть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будет ограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого является власть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятельности.

Религиозная ценность проявляется в понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценность является ведущей, стремятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находя в этом свой смысл существования.