logo
кодификатор Петкова

Эрих Фромм : теория экзистенциальных потребностей человека.

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

  1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и очужденности, всем людя необходимо о ком-нибудь забоиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством продуктивной любви, помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлени связей не удовлетворена, люди становятся нарцисичными: они отставивают только свои эгоистические интересы и не способны довереться другим людям.

  2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются преодолении сввоейпассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими озидателями собственной жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство,материальные ценности или воспитание детей) позоляет людям подниматься над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причино деструктивности.

Потребность в корнях. - по Фромму, базисная потребность человека быть неотъемлемой частью социального мира, ощущать свою принадлежность к нему. Человек нуждается в корнях, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью мира. Эту потребность в корнях, по мнению Э. Фромма и удовлетворяет семья, которая дает человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяет чувствовать себя более устойчиво. Эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительский кров. В поздней зрелости каждый челвоек сталкивается с опасностью отрыва от самой жизни. Поэтому на протяжении всей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которео в детстве давала связь с матерью.

  1. Потребность в идентичности. Все люди исптывают внутреннюю потребность тождества ссамими собой в идентичности, благодаря которой они чувствую свою непохоржесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Инедивиды с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.

  2. Потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям восприниматьа и постигать реальность. Люди нуждаются также в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то, в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. Рассматривая челвоеческие потребности в экономико-политическом контексте.

Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных возможностей, которые предоставляет людям общество, формируют структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентацями характера», которые стабильны и не меняются со временем.