Динамическая теория а. Маслоу
Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человекакак «желающее существо, которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Маслоу полагал, что все потребности человека врожденные.
А. Маслоу выделяет пять групп потребностей:
витальные (биологические), их удовлетвоернеи необходимо для поддержания жизни;Физиологическе потребности обусловлены метаболическими процессами (обмен организма со средой веществами и энергией, пища, воздух, выделения организма, температурный баланс, размножение);
потребность в безопасности, связанная с защитой индивидом своей жизненной среды в физическом (жизненное пространство) и социокультурном (защита от посягательств на личность. Ее семью, положение в обществе) смысле. Она соответсвует выделенному этолагами у всех животных, включая челвоека, так называемыому инстинкту территоиальности. У человека он проявляется как стремление к освоению пространства, закреплению в нем, его ограждению и защите в присущих человеку предметно-пространственных знаковых формах. По мнению А. Леруа-Гурана, освоение человеком пространства и времени составляет более важный шаг в его эволюции, чем даже иготовление орудий труда;
потребность в социальных связях, то есть в отношениях с другими людьми, межличностной привязанности и любви и признании других людей; она выражается в стремлении принадлежать какой-либо общности, которую индивид воспринимает как «свою»;
потребность в самооценке и самоуважении, которая имеет два аспекта: самоуважение и признание со стороны других; в первом случае речь идет о соовтетствии поведения личности ее принципам, об уверенности в себе, своей компетенции, о личнойнезависиомсти; во-втором – о проявлении знаков уважения со стороны окружающих, о стремлении занять высокое положение в обществе, обеспечивающее определенные социокультурные привилегии.
потребность в самореализации, связанная с проявлением индивидуальных способностей, склонностей, свойств.
Согласно А. Маслоу, эти типы потребностй иерахичны, то есть каждая последующая ступень возникает после удовлетворения предыдущей. Хотя есть определенные свидетеьства тому, что, если исключить обеспечение жизнедеятельности организма, все остальное не выстраивается в жесткую последовательность.
В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности должны быть Маслоу выделяет также потребности, связанные с организацией человеком рпедставлении о своем окружении и выводящими человека за пределы самого себя:
Стермление к познанию во имя самого познания;
Стремленеи построить стройную картину мира, или потребность в систематизации представлений;
Стремление к симметрии, гармонии, красоте, порядку, то есть эстетическому упорядочиванию представлений об окружении. Процесс роста требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. А, следовательно, и мужества на пути движения к новому. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно, что большинство людей среднего возраста склонны сохранять специфические привычки, тем более что для этого возраста характерна сложившаяся система взглядов и ценностей, старый, устоявшийся стиль поведения, с трудом поддающийся корректировке. Реализация же потребности в самоактуализации требует от человека открытости новым идеям и опыту. В результате складывается ситуация, которую можно было бы охарактеризовать как внутренний мотивационный конфликт по типу «стремление - избегание» (Ильин Е. П., 2000). Это приводит к неудовлетворению мотивации роста или, по-другому, метапотребностей человека и формированию у него специфических состояний, связанных с этой неудовлетворенностью: апатии, отчуждения, депрессии и цинизма (Маслоу, 1998). Человек становится обывателем, живущим сегодняшним днем, «просто реагирующим на стимулы, на поощрения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на рутинные каждодневные события» (Maslow, 1968, р. 61).
Мотивация роста (мелапотребности) - потребности высшего уровня, связанною с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. человек, перешагнувший 60-летний рубеж, движим во многом все еще теми же желаниями и потребностями, которые побуждают к действию более молодых людей. Маслоу, однако, не абсолютизировал специфику метапотребностей, их отличие от потребностей базовых; напротив, в чрезмерном противопоставлении "низшего" и "высшего" в человеческой природе он усматривал одну из "ложных дихотомий" [29, с. 313 - 314]. Подобно базовым потребностям, отмечал он, метапотребности также могут фрустрироваться, что находит выражение в "метажалобах", а то и в "метапатологиях" (можно вспомнить и введенное В. Франклом понятие "экзистенциальный вакуум"). Фрустрация говорит о чрезмерном расхождении между психическими моделями актуального и потребного состояний индивида, о трудностях решения им задачи, предметом которой является он сам. Но в случае метапотребностей потребное состояние предполагает не столько владение теми или иными добываемыми извне ресурсами или их потребление, сколько свободное осуществление деятельности, реализующей принятые личностью ценности.
Это потребности в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколению, в активном участии в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.
После 70 лет большинство пожилых людей сталкиваются с болезнями и потерями. Смерть близких людей среди друзей и родных сужает круг общения, а болезни ограничивают для многих возможности пространственного передвижения. Человек все меньше и меньше путешествует (навещает друзей и родственников), не участвует в формальных организациях, не заботится о своей общественной роли.
На передний план выходит главная и основная Особое значение для человека, перешагнувшего 80-летний порог, приобретает забота и внимание со стороны других людей, будь то родственники или посторонние люди. Удовлетворение потребности в позитивном внимании, когда тебя воспринимают не как обузу и проблему, а любят просто за то, что ты есть (еще до сих пор жив), позволяет старым людям жить реальными переживаниями и собственными ценностями. потребность - поддержание физического здоровья на приемлемом уровне.
Представитель факторной концепции личности Дж. Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей:
органические потребности (потребности в пище, сексуальное побуждение, общая активность)
потребности, относящиеся к условиям среды (потребность в комфорте, приятном окружении) потребности, связанные с работой (общее четолюбие, упортство)
потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе)
социальные потребности (потребность в других людях).
Использвоание такой концепции потребностей имеет особое значение при изучении порождений и изменений функциональных единиц и их структурых взаимосвязей в обществе.
- Введение
- Развитие представлений о человеке в истории европейской мысли
- Лекция 2 Целостность человека как телесно-душевно-духовного существа.
- Лекция 3 Проблема соотношение природного и социокультурного в человеке в свете современных научных представлений
- Место потребностей в системе мотивации человеческой деятельности
- Типология потребностей
- Теории потребностей
- Эрих Фромм : теория экзистенциальных потребностей человека.
- Джулиан Роттер
- Абрахам Маслоу
- Динамическая теория а. Маслоу
- Личность как субъект социального действия и объект социального воздействия
- Культурная обусловленность человека и его потребностей
- Переход к информационной цивилизации и новая роль человека и его потребностей в современном обществе
- Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.
- Литература
- Кодификатор
- 38 Тощенко ж. Т. Социология жизни как концепция исследвоания социальной реальности// Социологические исследования. 2000. № 2 с. 12