Введение
Человек - предмет изучения многих наук, использующих несовместимые, подчас, между собой методы и подходы. Весьма противоречив и изменчив сам предмет изучения. Выделяют четыре ступени рассмотрения вопроса, что такое человек:
1) человек в естественной систематике животных. Специалисты считают, а генетики подтверждают, что общий предок у человека и шимпанзе действительно был примерно 7 млн. лет тому назад. С тех пор эволюционные линии человека и шимпанзе разошлись, и их развитие шло параллельными путями. Существа, близкие к человеку из семейства гоминид - австралопитековые. Самые древние из австралопитеков жили 4,2 млн. лет назад. Австралопитековые сильно продвинулись, по сравнению со своими предками обезьянами, в манипулировании предметами. Стадо гораздо более сплоченным, подвижным, чему способствовала зона обитания: граница саванны и леса. Для австралопитеков уже было характерно рассудочное поведение1. Чем сложнее организовано существо, тем более свойственно ему рассудочное поведение. Рассудочное поведение стало формой выживания, а значит, фактором естественного отбора. Когда высокий уровень рассудочного поведения гоминид, и австралопитековых в частности, проявился в полной мере, включился фактор отбора. Какая-то из прогрессивных форм, очень возможно, что австралопитека афарского, продвинулась дальше в сторону рода Homo, где все показатели, в частности и рассудочное поведение, были еще более развиты, еще более выражены, Австралопитеки жили от 4,2 млн. лет до 1 млн. лет назад, а потом вымерли. Но в их среде зародились существа, у которых был и мозг побольше (600 куб. см и больше), и более совершенная бипедия, двуногость. Весь комплекс гоминид в них еще усилился. Палеонтологи обнаружили останки таких существ. Л. Лики в 1960 году нашел так называемого Homo habilis, "человека умелого" - части его скелета и челюсти. Это был человек еще и потому, что он уже пользовался примитивнейшими каменными орудиями так называемой олдовайской культуры.
Через некоторое время, в 70-х годах, был найден череп еще более прогрессивного Homo habilis, как сначала считали. Потом его переименовали в Homo rudolfensis, так как он был найден на берегах озера Рудольфа. Объем его черепа составлял уже 770 куб. см. Теперь считается, что род Homo rudolfensis зародился где-то 2,3 млн. лет назад, немного раньше, чем Homo habilis. Но зато Homo habilis и вымер несколько позже. Исследователи австралопитеков провозгласили, что, наконец, найдена форма, которую можно назвать первым человеком. И до недавних пор так и считалось: первый Homo - это Homo habilis или Homo rudolfensis, один из них.
Далее идет форма, которая известна как питекантроп. Его открыл Э. Дюбуа, работая в Юго-Восточной Азии. Он искал специально и нашел это существо, промежуточное между обезьяной Существа типа питекантропа считаются уже "достоверными людьми". Эта форма возникла опять же в Африке, как все новые стадии. Одну из модификаций питекантропа назвали Homo ergaster, "человек работающий". Потомок Homo ergaster стал охотником. Его предки чаще всего питались падалью, наряду с растительной пищей. Теперь же потребовалось свежее мясо, свежая животная пища. Дело в том, что по своей питательности разные ткани организма не одинаковы. Антрополог Дж. Паркинктон ввел понятие "дорогостоящая ткань". У развитых живых существ к таким тканям он отнес мозг и жирные кислоты. Ими обладают и морские животные, прежде всего моллюски. У людей в то время началась, инстинктивно конечно, погоня за "дорогостоящей тканью". Иначе они с их уже довольно развитым мозгом, просто не выжили бы. Поэтому развивается охота, человеческие группы, преследуя стада быков и других животных, становятся довольно хорошими охотниками. Возникло два центра дальнейшей эволюции: африканский и азиатский. Азиатский центр был представлен питекантропом, эволюционировавшим в синантропа, который потом, по-видимому, вымер. А западный центр продолжал эволюционировать. в археологических данных есть определенный пробел, примерно от 1 млн. 200 тыс. лет до 900 тыс. лет. Что происходило в это время с гоминидами, никто не знает. Очевидно, именно тогда род человеческий находился на грани вымирания, но потом все-таки опять "встал на ноги" уже в форме нового биологического вида, Homo heidelbergensis, гейдельбергского человека. Он оказался очень способным последователем Homo ergaster, продолжал мигрировать из Африки и примерно 800 тыс. лет назад то ли через Сицилию, то ли через Гибралтар проник в Европу, где его встретил довольно холодный климат. Это вынудило строить жилищав Африке линия гейдельбергского человека продолжалась на восток. Именно эта ветвь гейдельберского африканского человека привела к становлению человека современного типа. Теперь, наверное, довольно детально можно восстановить всю цепочку к современному человеку. Из Африки этот человек стал расселяться, в основном, опять-таки на восток. Так считают сторонники одной из теорий - моноцентристской. Они предполагают, что современный человек, возникнув в Африке в одном центре, стал постепенно проникать в разные области ойкумены. По мере распространения он приобретал некоторые местные черты в зависимости от климата и экологических условий. Так возникло разнообразие человечества. Сторонники другой теории, полицентристы, считают, что современные расовые группы, современные люди, например, население Африки или Австралии, произошли на месте, там, куда пришли их предки. этологи пришли к осознанию, что "социальное поведение людей диктуется отнюдь не только разумом и культурной традицией, но все еще подчиняется также и тем закономерностям, которые присущи любому филогенетически возникшему поведению; а эти закономерности мы достаточно хорошо узнали, изучая поведение животных"1 . "Человек есть животное. Он замечательный и во многих отношениях уникальный вид, но тем не менее он животное. В структуре и функциях, сердцем, кровью, кишечником, почками и т.д. человек сильно походит на других животных"2 . Эти сходства не могут не распространяться и на особенности поведения.
Биологические слагаемые Homo sapiens сохраняются, несмотря на быструю эволюцию человеческой психики
2) человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему. Н. А. Бердяев, истинную природно-духовную сущность человека. "Человек не только природное существо, но и сверхприродное существо, существо божественного происхождения и божественного предназначения, существо, хотя и живущее в "мире сем", но не от "мира сего"2"Так, с точки зрения христианской антропологии как творение Бога человек абсолютно зависим. Как сотворенный по образу Бога - он сущностно свободен. Это значит, что ничто, являющееся данностью для человека, - включая психологические, биологические или социальные условия его существования, - не может уничтожить свободы его самоопределения, а значит, и его нравственной ответственности за себя самого. Человек свободен независимо от того, хочет ли он свободы, или же, наоборот, боится ее, совершает "бегство от свободы". Он свободен потому, что Бог создал его по Своему образу - свободным. А это, в свою очередь, значит, что свобода не имеет ничего общего с приспособлением - потому что невозможно "приспособиться к Богу", который свободен по определению. Творец поставил человека "владыкою над делами рук" Своих, и поэтому сам мир изначально соотнесен с человеком. Этому христианскому утверждению соответствует так называемый "антропный принцип", который сегодня обсуждается в науке и философии. Однако с богословской точки зрения человек является "мерой всех вещей" только в той мере, в какой мерой самого человека является то, что его превышает. Особенностью богословского понимания человека: человек рассматривается sub specie aeternitatis - "с точки зрения вечности", что в данном случае означает вечную жизнь, телесное воскресение в эсхатологическом будущем мира, в метаистории...
Отличительная особенность религиозной антропологии заключается в том, что человек для нее - это тот, кто нуждается в спасении, то есть в восстановлении своей связи с Богом. Богословие смотрит на человека с точки зрения его вечной судьбы, а потому рассматривает его не просто как эмпирический факт, но исходя из божественного задания, из замысла Творца о человеке3. Богословская мысль подчинена религиозно-нравственным задачам, стоящим перед церковью. Богословский подход к человеку является максималистическим, поскольку он определяется сотериологией - учением о спасении. Вместе с тем богословская антропология, призванная указать человеку духовный путь в мире перед лицом Бога, по необходимости изучает человека "как он есть", то есть изучает его актуальное, нынешнее состояние. Без понимания того, как устроен реальный человек, что определяет его нравстве Любая антропологическая концепция вынуждена решать фундаментальную проблему соотношения зависимости и независимости человека. Что такое человек? Независимое существо, свободно созидающее самого себя и мир, в котором он живет? Или же существо подчиненное, жизнь и судьбу которого определяет нечто ему неподвластное?. И если человек зависит от самого себя, возникает вопрос о том, что же в самом человеке является заранее определяющим, а что оставляет место подлинной свободе самоопределения. Выделение человека из рода, общины, космоса, этнокультурной традиции впервые произошло не в античную, а еще в ветхозаветную эпоху. Это радикальным образом выделяет и изымает отдельного человека из мира и поставляет его между Богом и миром. Человек - больше мира, если под миром понимать все, что вне человека.Но, с другой стороны, христианство не призывает человека "выйти из мира" христианская антропологическая формула. Человек принадлежит к космосу и социуму, но в то же время ими не определяется. Богословие в данном случае опирается на учение о богообразности человека и учение о Богочеловечестве Христа. В человеке никогда не умирает человек, потому что в нем неуничтожим образ Творца. А поэтому и человек является творцом, "автором" того, что он создает и совершает. Человек ответственен перед миром, в котором он живет, перед Богом, перед другими людьми и перед самим собой, то есть перед своей совестью. Но он не может в одиночку реализовать эту ответственность. Человек взаимодействует с миром, с другими людьми, но прежде всего - с Богом. С христианской точки зрения, человек всегда уже человек, но вместе с тем он еще должен стать человеком в полном смысле. Это - диалектика образа и подобия Божия. Христос - не умозрительный идеал человечности, не просто событие религиозной истории. Христос - реальная цель эмпирического человека. Христианство не призывает человека стремиться к недостижимому на практике идеалу, но - уподобляться Человеку Христу, что возможно только через синергию с Ним. В подражание другим подобным формулам можно сказать, что человек в христианском понимании - это "человек возрастающий". Христианскую антропологию можно назвать "нисходящей". Она отталкивается от максимального образа человека - от того, каким он призван быть согласно замыслу Творца. Но затем она обращается к собственно человеческой реальности. Христианский Бог никогда не подавляет и не отменяет "человека". Доказательство тому - церковный догмат о Богочеловечестве Христа: Бог становится человеком и говорит с ним на человеческом языке. С точки зрения философской антропологии, человек преже всего не биологическое, не психологическое, а метафизическое существо. И становится человек человеком, когда открывает в себе метафизическое измерение. Метафизическое – значит сверхъествественное, то есть не имеющее физических причин. Так, любовь не имеет никаких конктретных физических причин, как не имеет никаких физических причин добро. Нет никаких эмпирических причин для совести. Человек – единственное существо, в формировании которого сошлись природа и дух. Человек является природно-духовной целостностью, две субстанции которого тесно переплетаются и глубоко пронизывают друг друга, поэтмоу в человеке нет чисто природного, как и чисто духовного. Его тело и протекающие в нем природные процессы столь же непосредственно выражают егшо сущность, как его психика, сознание и духовные акты.
3) человек в смысле "человеческий род". Человек" – это космо-био-психо-социо-культурно-индивидуальное существо. Природа разумного существа олицетворяет весь человеческий род как одухотворенную часть универсума. Сущностными свойствами этой природы и их внутренней взаимосвязи со стороны социальной составляющей индивида выступают объективно-типическое (статусно-ролевой набор), субъективно-типическое (сознание, самосознание, цели, ценности, мотивы и т.д.). Со стороны биологической к его сущностным свойствам можно причислить параметры, выходящие за пределы функционирования организма и оказывающие определенное воздействие на физическую и социальную жизнь людей, как геном, отсутствие жесткой, запрограммированной специализации функций человеческого организма. Создавая вид homo sapiens, природа наделила его присущими до этого только ей функциями творца. Вместе с тем уникальность человека может проявиться только через множественность форм и способов активности, видов и направлений преобразовательной деятельности. Целостность, единство жизнедеятельности человека как родового и общественного существа - необходимая предпосылка многообразия ее форм. От природы каждая человеческая особь наделена по сравнению с другими неповторимыми физиологическими и психическими особенностями. Двух одинаковых людей нет не только потому, что не существует двух идентичных отпечатков пальцев. У каждого человека, например, "своя" сетчатка глаза (а это уже влияет на восприятие световых сигналов). Переработка нервными центрами поступающей извне информации также имеет у каждого человека пусть небольшие, но свои особенности и т.д.
4) человек как индивид, личность. "Индивид" и "личность" - это два качественно различных уровня описания человека. Индивид как отдельный представитель человеческого рода выступает преимущественно количественным измерением этой сущности. В нем наличествуют все элементы модели человеческого родового существа, но в рамках одного образования. Понятие «индивид» характеризует человека как субъекта безличных социальных институтов и общественных отношений. Личность – это человек как член различных малых групп, участник общения, окрашенного неповторимыми чертами индивидуальности, как существо с присущим только ему уникальным внутренним миром. Индивид предстает как сознательный субъект социальных общностей, отношений, процессов, статусов, ролей, ценностей, индивидуальных жизненных планов, программ, стратегий. Соответственно, личность, обладающая жизненными силами, есть субъект социальной жизни, процесса, соединения естественного и социального, индивидуального и коллективного в социальных деятелях, в творимой ими и их творящей социально-жизненной среде. "Личность, - утверждается в Российской социологической энциклопедии, - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения"4. Личность как образованное в процессе социально- исторического и онтогенетического развития единство всеобщего (родового человека), отдельного (индивида) и неповторимо-особенного (индивидуальности). Личность есть мера развития и реализации родовых свойств человека в конкретной социальной реальности.
Христианская философия в человеке различает личность (ипостась), роднящую всех людей между собой и Богом, и индивидуальность (природу), определяющую границы бытия конкретного человека. Личность и индивидуальность существуют в человеке в единстве. Личность существует не за счет самоутверждения и исключения других, не за счет противопоставления себя тому, что не есть "я". Когда же личность начинает обособляться и присваивать себе часть природы, она превращается в индивидуума, разделяющего природу с другими индивидуумами, и человек теряет свою личность, свой иконический облик. Личность свободна по отношению к природе, она проявляется не в природных свойствах человеческой индивидуальности, а в способности выходить за пределы своего собственного "я", возвышаться над собой. Индивидуальность человека, по утверждению христианского психолога-экзистенциалиста В. Франкла, определяется во многом наследственностью, телесно-психической данностью, социальными обстоятельствами. Все это и составляет во многом суть человеческой природы. Человек, совершая те или иные поступки, может оправдывать свое поведение дурным влиянием среды, плохой наследственностью, болезненным состоянием психики. Однако человек - существо, несущее ответственность за свои действия, потому что только он наделен свободой. Личность человека в идеале может быть свободной от любого своего состояния и даже от общей своей природы. Это дар, отличающий человека от других живых существ. Человек может быть выше любых обстоятельств, он также может встать над самим собой. Христианское богословие вводит термин ипостась, что означает, что человек одновременно есть и часть, и целое. Как индивид человек - это часть природы. Как личность человек - это целостность; он собирает в себе весь мир, и потому может быть посредником между миром и Богом. В то же время как личность человек является "частью", а точнее участником сообщества личностей, не утрачивая при этом своей уникальности и принципиальной незаменимости. Различение индивида и личности позволяет ответить и на другой вопрос: обусловлен человек извне или сам себя определяет? Без сомнения, на индивидуального человека воздействует множество факторов - биологических, социальных, культурных, - и это воздействие многое определяет в его существовании. Но всегда существует некий "остаток" - и это личность, предстоящая "лицом к лицу" Богу, другому человеку и миру. Православный богослов Владимир Лосский формулировал это так: личность есть то, что несводимо к природе . И именно в качестве личности человек сам воздействует на те биологические, социальные и культурные процессы, которые нередко выступают как нечто безличное, то есть противостоящее человеку.
Идея о личности как субъекте собственного развития в настоящее время прочно утвердилась в науке: признается, что для развитой личности собственное развитие является высшей потребностью; саморазвитие понимается как фундаментальная способность человека "становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни"; провозглашается, что посредством сознания человек может влиять на свою эволюцию и становится личностью постольку, поскольку участвует в собственном развитии. Наивысшей стадией личностного воплощения родовой всеобщности человека предстает индивидуальность. По замечанию В. А. Ядова, - она высший критерий социального прогресса5. В данном феномене соединились субстанциальные истоки и вершина антропологической пирамиды. Если генезис понятия "личность" своими истоками имеет обобщенные социокультурные символы в древнегреческом социуме (маска, персона актера, исполняющего соответствующую роль), то понятие "индивидуальность" связано с представлениями тех же древних основоположников атомистики. Индивидуальность рассматривается как относительно самостоятельная форма воплощения родовой характеристики человека и как часть личности. Самая существенная особенность индивидуального "Я" следующая. Исходя из своеобразия биохимической и психической организации, интересов, личной практики, в основном своими усилиями субъект в порядке самореализации формирует индивидуальные, только ему присущие свойства и способы деятельности. Они, разумеется, не опрокидывают усвоенных индивидом из социального опыта образцов характера и поведения, но и не повторяют их6. Различения индивидуальности и личности в философии экзистенциализма, неотомизма и персонализма.
"Индивидуум", по Н. А. Бердяеву, - категория, передающая смысл "части" чего-либо - общества или природы. Индивидуум всегда "отстаивает свою относительную самостоятельность... Он принужден рассматривать себя как часть, которая может восставать против целого, но не может противопоставить себя ему, как целое в себе". Напротив, личность есть всегда целое, она не может быть частью . Бердяев настаивает на том, что личность предполагает существование сверхличного, того, что ее "превосходит" и к чему она "поднимается в своей реализации": она может "вмещать в себя универсальное содержание". Индивидуальность "ненасытна" и всегда как бы "расползается" вширь. Она все хочет объять и принять в себя. В этом смысле она безразлична. Личность же - сделанный выбор, произведение различения. Она "не безразлична и ничего не смешивает"7.
Ж. Маритен называет личностью "только такие субстанции, которые выбирают для себя цель, а тем самым способны сами для себя определять средства и через свою свободу вводить в мир ряд новых событий". Индивидуальность всегда лишь часть целого и "никогда не сможет притязать на то, чтобы быть целым". "Развивать индивидуальность, - говорит Маритен, - значит жить эгоистической жизнью страстей, превратить себя в центр всего и, в конце концов, превратиться в раба множества мимолетных благ, приносящих нам жалкую мимолетную радость"6 . В качестве примеров "индивидуальной" жизни Маритен избирает жизнь Лютера и Руссо. Много страниц посвящено описанию индивидуальной воли Лютера, "разнузданной в духовной и религиозной, а затем уже и в чувственной деятельности"8 .
Г. Мадинье различает Я как индивидуальность и Я как личность. Первое - это Я, которое "обладает индивидуальным содержанием, например, ролью или характером, воспоминаниями или планами", которое имеет свой стиль жизни или свой образ действий, способ чувствовать и мыслить. Я как личность характеризуется способностью стоять выше всего этого как "принцип беспрерывного обновления и изобретательности"10 . Индивидуальность и личность олицетворяют при этом "низшую" и "высшую" "формы свободы". "Низшая форма свободы" - действовать по своей природе и не встречать препятствия в развертывании своей активности. "Истинная свобода состоит в гораздо меньшей степени в том, чтобы действовать по своей собственной природе и быть самим собою; большей частью она - в воздействии на эту природу, в ее изменении и, в известном смысле, в придании себе своей собственной природы; существо свободно в той мере, в какой оно обладает бытием посредством самого себя" 11 . Индивидуальность - это борьба за то, чтобы природе своей придать значение. Индивидуальность вообще движима желанием выйти за пределы биологического и психологического своеобразия, но только для того, чтобы раствориться в целом. "Это целое составляет другую индивидуальность: расу, нацию или класс, т.е. более изощренную форму эгоизма"9 . Т.е. индивидуальность не в силах подняться над самой собою даже в своем усилии выйти из себя. Путь индивидуальности - это, по Мадинье, путь поиска справедливости. "Но сознание ошибается, если требует своего развития в форме возрастания справедливости; справедливое сознание реализует только неполноценное Я, не отвечающее своим глубинным устремлениям, ибо сознание стремится обрести целостность духа; оно ориентировано на бесконечность"13 . Подлинная бесконечность рождается только в устремлении к любви. Желанием милосердия и любви движима именно личность. Только в любви, как в цели желания личности, реализуется искомое духом совершенное единство. Любовь, по мнению Мадинье, более интеллигибельна, чем справедливость, поскольку реализует более совершенное единство.
Итак, к основным характеристикам личности можно отнести целостность, вменяемость (в кантовском смысле этого понятия), внутреннюю духовную активность, несводимость к природе (как физической, так и психической). Благодаря наличию личности в нас мы способны быть ответственными за производимые нами выборы; личностность делает нас не пользователями, а авторами самих себя, ответственными за организацию своего диалога с различными объектами, приобретающими в процессе этого диалога характеристику "уникальности". В широком смысле слова "индивидуальность" применима ко всей бесконечной многообразности бытия для указания на участки"формальной" непохожести, отличности X от всего другого. "Личность" как "содержательная" непохожесть в широком смысле означает установленную в многообразии ответственность, что равнозначно осуществлению выбора. Личность - это избранная свобода, свобода, которую выбрали. Это то особенное во мне и в мире, за что я готова держать ответ, под чем я готова поставить свое имя, ради чего я готова пойти на определенные жертвы. Гарантом сохранности желания, постоянного присутствия его в жизни субъекта выступает именно личностное начало в человеке. Желание поэтому может удовлетворяться, но не может быть окончательно удовлетворено - это означало бы смерть желания и личности, ищущей полноты и вечности.
Ведущая роль в формировании (становлении) индивидуальности принадлежит не предметно-практической деятельности, а социальным связям и отношениям, воспитанию, самовоспитанию. Во всяком случае, лишается человек индивидуальности, прежде всего, под воздействием социальных процессов (аномии, массовых психозов, распространения фанатизма и т.д.). Человек способен воспроизводить и изменять условия своей жизнедеятельности, а сегодня научился воссоздавать и другие феномены жизни с помощью биотехнологий, клонирования.
Развитие человека в онтогенезе включает три взаимосвязанных составляющих: социализацию, т.е. освоение социального опыта и знаний, делающих индивида способным жить и действовать в данном обществе; индивидуализацию, т.е. формирование качеств, отличающих одного индивида от другого, и персонализацию, т.е. формирование (становление) личности.
На связь наличия потребностей и страстности указывает и современная психология: "Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное"28. Появившиеся в человеке потребности можно понимать в терминах гомеостазиса и редукции напряжения. Об этом пишет свт. Григорий Нисский, сравнивая человека с вращающим жернова мельницы животным: "С завязанными глазами мы ходим вкруг мельницы жизни, совершая один и тот же путь и возвращаясь на то же самое место. Позвольте мне разъяснить этот круговой путь: голод - насыщение, сон - бодрствование, скудость - изобилие. От одного мы переходим ко второму, затем опять к первому, затем опять ко второму, никогда не прекращая кругового движения"10 Появление потребностей в совокупности с растленным человеческим произволением, которое стало стремиться к наслаждениям, находящимся вне человека, приводит к изменению поведения человека. Страсть - это состояние индивида, при котором он не в состоянии осуществлять свободное поведение в поле определенного мотива, называемого предметом страсти образом по своему предмету: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
Указанные физические и нравственные последствия грехопадения изменили всю структуру человека. Состав человеческой природы не изменился: человек по-прежнему состоит из души и тела, причем в душе выделяются высшие силы - дух, однако меняется иерархия духа, души и тела. По грехопадении дух человеческий был в результате духовной смерти отделен от Духа Божия и утратил свое главенство. С другой стороны, влечение человека к чувственным (т.е. получаемым, в основном, посредством тела) наслаждениям привело к тому, что в данной иерархии стало главенствовать тело. В результате изменения иерархии души и тела произошло раздвоение духовного и телесного чувства , телесное чувство стало главенствовать 53. Следует отметить, что телесному чувству не дано ведение добра и зла: оно воспринимает мир в категориях наслаждения и страдания. Это изменило жизненную "психодинамику": Вся жизнь человека стала подчинена стремлению к наслаждению. В результате определяющими мотивами человеческой деятельности стали желание наслаждения и страх перед страданием. Изменился и характер деятельности человека. Теперь человек вынужден трудиться в "поте лица" для того, чтобы добывать себе пропитание (Быт. 3, 17-18). Появляются "города, искусства, одежды и множество остальных нужд" 5 . В этих новых видах деятельности хотя и проявляются творческие силы и способности человека, тем не менее, они вызваны новыми условиями существования, слабостью и зависимостью человека от окружающего мира. Жизнь превращается в выживание
- Введение
- Развитие представлений о человеке в истории европейской мысли
- Лекция 2 Целостность человека как телесно-душевно-духовного существа.
- Лекция 3 Проблема соотношение природного и социокультурного в человеке в свете современных научных представлений
- Место потребностей в системе мотивации человеческой деятельности
- Типология потребностей
- Теории потребностей
- Эрих Фромм : теория экзистенциальных потребностей человека.
- Джулиан Роттер
- Абрахам Маслоу
- Динамическая теория а. Маслоу
- Личность как субъект социального действия и объект социального воздействия
- Культурная обусловленность человека и его потребностей
- Переход к информационной цивилизации и новая роль человека и его потребностей в современном обществе
- Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.
- Литература
- Кодификатор
- 38 Тощенко ж. Т. Социология жизни как концепция исследвоания социальной реальности// Социологические исследования. 2000. № 2 с. 12