logo
кодификатор Петкова

Развитие представлений о человеке в истории европейской мысли

Античные представления о сущности и природе человека

Аристотель считал главной задачей практической философии изучение практической деятельности и поведения человека. Человек для Аристотеля есть прежде всего политическое животное. В период перехода от античности к средневековью под влиянием христианства изменяется и коцепция человека.

С началом Нового времени философия освобождается от контроля со стороны церкви. Философы Нового времени обращаются к исследованию природы человеческих чувств и Разума. В эпоху Просвещения на первое место выходят проблемы взаимооотношения человека и общества.

В отличие от специальных наук - биологии, психологии, социологии, лингвистики - философская антропология стремится выявить сущностные характеристики человека, понять саму его природу или же его особое место в мироздании. Кроме того, весьма важно осмыслить тот факт, что эпоха Новейшей истории - XIX и XX века - явилась, с одной стороны, временем так называемого "антропологического ренессанса" в философии, а с другой - привела к тому, что философы называют "антропологической катастрофой" Великая тайна бытия, над которой бились лучшие умы человечества. Человек есть микрокосм, миниатюрная модель макрокоса. В новейшее время в философских подходах к человеку можно различить два направления. Одно ставит отдельного человека в зависимость от иных, вне-человеческих факторов, утверждая, что существование человека обусловлено "объективными" биологическими, психологическими, социальными, культурными процессами. Другое направление настаивает на том, что сам человек принимает судьбоносные для его бытия решения, поскольку нет ничего, что могло бы ущемлять свободу его выбора.