Кодификатор
по дисциплине «Человек и его потребности»
для специальности(ей) ______ «_социально-культурный сервис и туризм___________________________»,
семестры изучения дисциплины по разделам кодификатора_________________
____________________________________________________________________
разработчик(и) ФИО, должность_Петкова Светлана Владимировна, доцент________________
кафедра Социальные технологии________________
Подпись разработчика ____________
№ пп ДЕ
1
| Наименование ДЕ | Специальность ГСТ | Тема | Планируемое количество заданий | |
в ДЕ | В теме | ||||
Комплексный подход исследования человека как целостности
| 100103 | 1.1.Основные подходы исследования человека | 30
| 12
10
11
| |
1.2.Сопряженность телесного и духовного в человеке
| |||||
1.3 Проблема соотношения природного и социокультурного в человеке в свете современных научных представлений
| |||||
2 | Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью
| 100103 | 2.1 Мотивация человеческой деятельности. Место потребностей в системе человеческой мотивации | 30
| 13
8
8 |
2.2.Классификация потребностей | |||||
2.3 Потребности и интересы. Потребности и ценности | |||||
3 | Классические научные идеи духовно-культурной деятельности – философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека | 100103 | 3.1 Теории потребностей личности в психологии |
| 10
10
10 |
3.2.Социологическая мысль XIX - XX вв. о социальных потребностях личности | |||||
3.3 3.3.Со 3.3 Современные социологические теории о человеке в обществе модерна и постмодерна
| |||||
4 | Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости
| 100103 | 4.1Человек и его потребности в традиционных обществах | 30 |
10
13 |
4.2 Человек и его потребности в индустриальном обществе | |||||
4.3 Человек и его потребности в глобализирующемся информационном обществе | |||||
5 | Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.
| 100103 | 5.1.Экономико-социологические концепции потребления | 30 | 10
10
10 |
5.2.Содержательный анализ понятия «услуга» | |||||
5.3. Системный анализ сферы услуг |
Тесты
Установите правильную последовательность эволюции предлюдей:
вгейдельбергский человек 3
в австралопитек 1
в питекантроп 2
в неандерталец 5
в человек рабртающий 4
Homo ergaster – это человек ...
в– прямохощий
в– разумный
в– умелый
в+ работающий
в– примитивный
Человек с точки зрения христианской антропологии:
в+ как творение Бога абсолютно зависим
в + как сотворенный по образу Бога сущностно свободен
в – биологические и социальные условия существования устанавливают пределы свободы
в – свободен, если он хочет свободы
в+ свободен потому, что Бог создал его по Своему образу – свободным
Сущностными свойствами природы человека не выступают такие субъективно-типические характеристики, как:
в+ роли
в. – сознание
в – самосознание
в – цели
в+ статус
1.1.5 Индивид предстает как…
в + субъект безличных социальных институтов и общественных отношений
в – член малых групп
в – участник общения, окрашенного неповторимыми чертами индивидуальности
в– существо с присущим только ему уникальным внутренним миром
в – сознательный субъект социальных общностей, отношений, процессов
1.1.6 Личность – это:
в+ носитель статусов, ролей, ценностей
в – субъект индивидуальных жизненных планов, программ, стратегий
в+ субъект социальной жизни
в+ целостность социальных свойств человека
в – социально ангажированный человек
Для религиозной антропологии характерен…
в – натурализм
в – социоморфизм
в– гносеологизм
в – культуроцентризм
в + теологизм
1.1.8. В религиозной антропологии…
в + человек нуждается в спасении
в + человек рассматривается с точки зрения его вечной судьбы
в – рассматривается социальное бытие человека
в+ подход к человеку является максималистическим
в + человек изучается "как он есть"
1.1.9 Личность в христианской философии…
в – существует за счет самоутверждения,
в – существует счет противопоставления себя тому, что не есть "я"
в + свободна по отношению к собственной природе
в – проявляется в природных свойствах человеческой индивидуальности
в + способна выходить за пределы своего собственного "я"
1.1.10 "Индивидуум", по Н. А. Бердяеву:
в+ является частью общества
в+ отстаивает свою относительную самостоятельность
в – всегда есть целое
в + часть природы
в – предполагает существование сверхличного
1.1.11 Ж. Маритен считает, что индивидуальность:
в+ всегда лишь часть целого
в+ живет эгоистической жизнью страстей
в – превращает себя в центр всего
в – через свою свободу вводит в мир ряд новых событий,
в + живет ради мимолетных благ, приносящих жалкую мимолетную радость
1.1.12 Г. Мадинье утверждает, что Я как индивидуальность обладает:
в+ ролью
в+ характером
в+ воспоминаниями
в+ планами
в – желанием милосердия и любви
1.2.1 Отрицается наличие субстанциональной души в…
в+ буддизме
в – христианстве
в – исламе
в – иудаизме
в – конфуцианстве
1.2.2. к холистическим концепциям соотношении души и тела не относятся:
в+ теория Фрейда
в+ учение Августина
в – античный соматизм
в+ учение Ницше
в+ учение В. Соловьева
1.2.3. Дуализм во взглядах на душу и тело человека – это позиция:
в+ Платона
в+ гностиков
в+ Плотина
в – Шри Ауробиндо
в+ Декарта
1.2.4. Христианская антропология:
в – признает дуализм материального и духовного
в + преодолевает дуализм материального и духовного
в – считает необходимой борьбу духа против тела
в + запрещает всякое гнушение телом
в + признает целостность душевно-телесного в человеке
1.2.5. Идея возвышения плоти характерна для…
в – карнавальной культуры
в – античной культуры
в – культуры Возрождения
в + русской религиозной философии «серебряного века»
в – Ж. Бодэна
1.2.6 описывал архетипы, которые невозможно отнести однозначно к телесному или душевному началу…
в – Э. Фромм
в – К. Хорни
в + К. Г. Юнг
в – З. Фрейд
в – А. Адлер
1.2.7. Тело человека рассматривал как «метафизическую сущность» в философии «серебряного века»…
в – о. П. Флоренский
в – С. Булгаков
в – П. Шестов
в + В. Розанов
в – С. Трубецкой
1.2.8. Разработанная Мерло-Понти концепция феноменологического тела предполагает:
в + телесный опытпервичен для организации мира
в + тело используется для символического выражения мира
в + человеческое тело присоединяет себя к миру и в известном смысле творит его
в – тело есть идея более поразительная, чем душа
в + тело проектирует вокруг себя культурный мир
1.2.9 Основная масса постструктуралистских теорий считает тело:
в + реконфигурирванным
в + текучим
в + многообразным
в + рассыпанным
в – роботизированным
1.2.10 В культуре модерна происходит:
в + виртуализация тела
в + медикализация тела
в + коммерциализация тела
в – сакрализация тела,
в + повышение коммуникативности тела
1.3.1 Представление об идеальном муже в конфуцианстве не включает…
в + естественность
в – ритуал
в – справедливость
в – гуманность
в – сыновнюю почтительность
1.3.2. Идеальный человек с точки зрения даосизма не стремится к достижению:
в – бессмертия
в – здорового долголетия
в – гармонии с дао
в + служению государю
в + почести и славы
1.3.3. Философское направление в Древней Греции, в котором идеалом человека является примитивная жизнь…
в – стоицизм
в – платонизм
в + кинизм
в – скептицизм
в – эпикуреизм
1.3.4. «Естественный» человек Ж.-Ж. Руссо от природы:
в + рассудителен
в. + благоразумен
в – склонен к порокам и преступлениям
в – нуждается в государстве
в + в меру эгоистичен
1.3.5 Оппозиция «естественное» - «неестественное» была свойственна в руской культуре…
в + Л. Толстому
в – Ф. Достоевскому
в – Н. Чернышевскому
в – А. Герцену
в – В. Белинскому
1.3.6 Функционализм О. Конта и Э. Дюркгейма рассматривал:
в + культуру с точки зрения удовлетворения основных нужд индивида
в + биологические и психические предпосылки действий людей, направленные на внешнее окружение
в + технологии, как инструменты трансляции культуры, которые делают возможным удовлетворение потребностей
в + «физиологические» законы, одинаковые для всех обществ и культур
в – духовную жизнь полностью детерминированной биологическими законами
1.3. А. Ухтомский считал, что, «среда»:
в + предстает в контексте культуры
в – является индивидуальным миром человека
в + представляет "опыт отцов", переданный человеку в ходе социальной практики
в + формирует человека
в + объединяет внутренний опыт человека и культурный опыт предшествующих поколений
1.3.8. На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на ведущую роль биологического в природе человека господствовали в теориях:
в – американского культурантрополога Л. Ф. Уорда
в + структурной модели личности З. Фрейда
в + этологии
в + расовых теориях
в + социобиологии
1.3.9 этология возникла в…
в – начале прошлого века
в + 40-е годы XX века
в – 60-е годы XX века
в – середине XX века
в – конце XX века
1.3.10 Социобиология изучает:
в – происхождение человека
в + биологические и социальные потребности человека
в + биологическую основу всех форм социального поведения
в + человеческое поведение на основе теории естественного отбора
в + общую эволюцию животных и человека
1.3.11 Социальный конструктивизм в конце XX века возник в:
в + США
в + Англии
в – Франции
в – Германии
в – Канаде
2.1.1. Гомеостатическая теория выводит потребности из:
в + нарушения внутреннего психического равновесия
в + стремления восстановить состояние равновесия
в – проявления нарушения процессов сохранения и развития индивида
в – факторов, способствующих коммуникации
в – проявлениия социально значимой стороны активности человека
2.1.2. Причиняющая подсистема человеческой деятельности не включает:
в – потребности
в – интересы
в + цели
в + программы
в + стимулы
2.1.3 К побудительным мотивам не относятся:
в – установки
в – влечения
в – желания
в + интересы
в + мечты
2.1.4 мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности - это…
в – влечение
в – мечта
в + интерес
в – желание
в – идеал
2.1.5. Маслоу выделил следующие принципы мотивации человека:
в + мотивы имеют иерархическую структуру
в – чем выше уровень мотива, тем более жизненно необходимыми являются соответствующие потребности
в + чем выше уровень мотива, тем дольше можно задержать их реализацию
в + пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными
в – с момента удовлетворения низшие потребности сохраняют мотивационную силу
2.1.6 Аффилиатиетная потребность – потребность в:
в + общении
в + эмоциональных контактах
в + в том, чтобы быть среди других людей
в – уединении
в – защите
2.1.7 Потребность в новых впечатлениях проявляется у ребенка…
в – с момента рождения
в + на третьей-четвертой неделе жизни
в – на втором году жизни
в – на шестом месяце жизни
в – на третьем году жизни
2.1.8 соподчиненность потребностей и желаний ребенка приобретает более или менее устойчивые формы…
в – на первом году жизни
в – на втором году жизни
в – на третьем году жизни
в + на четвертом году жизни
в – на пятом году жизни
2.1.9 Поведенческая автономия полнее всего проявляется в…
в – раннем детстве
в – среднем детстве
в + юношеском возрасте
в – зрелости
в – в старости
2.1.10 в период от 40 до 60 лет обостряются потребности в:
в + реализаций своего творческого потенциала
в + необходимости передать что-то следующему поколению
в + внутренней опоре
в – карьерном росте,
в + самоуважении
2.2.1 потребность в самоуважении достигает максимального уровня и перестает расти в...
в – старости
в – юности
в – подрастковый период
в + зрелом возрасте
в – молодости
2.2.2 В древнерусском языке слово треба имеет значение:
в + жертвы
в – необходимости
в + жертвоприношения
в + исполнения священного обряда
в – требования
2.2.3. Биологические потребности:
в – проявляются у человека в формах, соответствующих только естественным нуждам его организма
в + обусловленны исторически
в + обусловлены социально стандартами потребления
в – зависят от желаний людей
в + порождают целый ряд потребностей в различных условиях и отношениях, которые необходимы для удовлетворения этих нужд
2.2.4 К бытийным потребностям А. Маслоу относил:
в + потребности, обеспечивающие определенное качество жизни
в – потребности, которые обеспечивают жизнедеятельность организма
в + потребности, обеспечивающие комфортность жизни
в – потребности социальной жизни
в – организменные потребности
2.2.5 Для биологических потребностей не имеет знчение…
в + социальный статус
в – тип темперамента
в – гендер
в – возраст
в – конституция человека
2.2.6 Малиновский к производным потребностям, порожденым культурной средой относит потребность в:
в + экономическом обмене
в+ авторитете
в – статусе
в – общении
в + социальном контроле
в + системе образования
2.2.7. Потребность в уединении в современном обществе:
в + приобретает паталогический характер
в + доходит до изоляции человека
в – гармонично связана с потребностью в общении
в + связана с анонимностью общения
в + связана с нахождения среди масс людей
2.2.8. Свобода воли человека проявляется в способности:
в +«ранжировать» потребности
в – полностью отказаться от исполнения потребности
в – классифицировать потребности
в+ выделять первоочередные и второстепенные потребности
в + связвать потребности с ценностями и идеалами
2.2.9 Социальные потребности включают:
в – потребности в отдыхе
в + статусные потребности
в + потребность в уединении
в + потребность в общении
в – потребность в любви
2.2.10 «Потребности роста» - это
в – защита от среды
в + овладение средой во все возрастающих масштабах
в – достижение гомеостаза со средой
в – потребности, связанные со взрослением челвоека
в – возрастание потребностей по мере культурно-исторчиеского развития
2.3.1 Интерес – это:
в + это направленность внимания
в + свойство субъекта, выражающее его отношение к необходимым средствавм удовлетворения потребности
в – посредующее звено в удовлетворении потребности, характерное для человеческой деятельности и в поведении животных
в + свойство людей нуждаться в различных объектах-посредниках, способствующих удовлетворению их «телесных» и общественных потребностей
в – способ существования в мире, зависящий от произвола человеческой воли.
2.3.2 А. Адлер утыкрждает, что потребностью и движущей силой человека выступает…
в + стремление к превосходству
в – солидарность
в – потребность в уединении
в – потребность в общении
в – потребность в корнях
2.3.3 ценности можно разделить на:
в + облегчающие удовлетворение потребностей
в + затрудняющие удовлетворение потребностей
в – наблюдаемые на всем протяжении жизни
в + объективные
в + субъективные
2.3.4 Э. Шпрангер указал, что эстетическому типу ценностей соответствует человек…
в – рациональный и критический,
в – практичный и прочно придерживается стереотипа преуспевания
в + больше всего ценящий форму и гармонию
в – рассматривающий экономические подходы жизни как негуманные
в – заинтересовангый в понимании мира как единого целого
2.3.5 С. Шварц считает, что мотивационная цель гедонизма – это…
в – свобода мысли и действия
в – новизна и состязательность в жизни,
в + удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью
в – достижение личного и получение социального одобрения
в – ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию
2.3.6 Для человека с наивысшей социальной ценностью по Олпорту характерна…
в – деятельность в области фундаментальной науки или философии
в – профессия, которая позволяет «делать деньги»
в – работа, требующая активного интереса к эстетическим сторонам жизни,
в + выбор профессии, определяемый любовью к людям
в – любая деятельность, главным интересом в которой является власть
2.3.7 Гомеостаз – это…
в – неуравновешенное состояние организма
в – уменьшение импульсивного остояния
в – поддержание оптимального уровня активации
в + равновесие между организмом и средой
в – повышение импульсивного состояния
2.3.8. С. Шварц не включал в систему ценностей
в – саморегуляцию
в – стимуляцию
в – власть
в статус
в святость
2.3.9 Теория оптимальной активации была предложена…
в + Даффи и Хеббом
в – Фрейдом
в – Маслоу
в – Нюттеном
в – Боллесом
В когнитивных теориях мотивации:
в + теории биологических побуждений не приемлемы
в – признается наличие силы, которая выступает в моменты, когда нарушено равновесие
в + наши поступки мотивируются внутренне
в + внешнее поощрение приводит к уменьшению внутренней мотивации
3.1.1. Согласно К. Хорни для детства главными являются потребности в:
в+ удовлетворении
в + безопасности
в – отдыхе
в – пище
в – защите
3.1.2 Доминирование и контроль над другими как самоцель у Хорни выступает как потребность в…
в – любви и одобрении
в – руководящем партнере
в – четких ограничениях
в + власти
в – экслуатировании других
3.1.3 Ж. Нюттен полагает, что потребность…
в – обозначает состояние организма
в – обозначает динамические формы связей человека с окружением
в – обозначает совокупность особых биохимических и психических отношений организма к среде
в – имеет временное измерение, поскольку объект, который может служить удовлетворению потребности, не дан организму непосредственно
в + обозначает отношение «эго» к миру
3.1.4 Э. Фромм выдедил потребности в:
в + установлении связей
в + преодолении
в – четких ограничениях
в + корнях
в – власти
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов в начале 1960-х годов
3.1.5 Дж. Роттер считал содержанием потребности «Статус признания»…
в + компетентность в широком спектре областей деятельности
в – защиту от неприятностей и помощь в достижении значимых целей
в – влияние на жизнь других людей,
в – самостоятельные решения и достижение цели без помощи других
в – любовь других людей
3.1.6 Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет потребности в безопасности на…
в + 70 %
в – 40%
в – 10%
в – 85%
в – 100%
3.1.7. Установите правильную последовательность в иерархии потребностей А. Маслоу
в самоуважении 4
в самоактуализациия 5
в физиологические потребности 1
в безопасности 2
в любви и принадлежности 3
3.1.8 Гилфорд относил к потребностям, относящимся к условиям среды, потребность в…
в + комфорте
в – приятном окружении
в – упорстве
в – свободе
в – других людях.
3.1.9. Врожденное стремление к развитию в иерархии Маслоу относится к…
в – самоуважению
в + самореализации
в – когнитивной потребности
в – метамотивации
в – иследовательскому поведению
3.1.10 теорию экзистенциальных потребностей разработал (а)…
в – К. Хорни
в – А. Маслоу
в + Э. Фромм
в – В. Рейх
в – Дж. Роттер
3.2.1.Социальные функции человека детерминированы:
в + классовой принадлежностью
в + профессией
в – наследственными факторами
в + структурой разделения труда
в + структурой общественного сознания
3.2.2. Личность как субъект социальных отношений не характеризуется…
в – включением в социальную общность
в – освоением социальных требований и фукций
в – социальная идентифиацией
в – самосознанием
в + неповторимостью жизненного пути
3.2.3. социолгические теории личности XIX века :
в + О. Конта
в + К. Маркса
в + Э. Дюркгейма
в – Т. Парсонса
в + Э. Спенсера
3.2.4. В теории Эмиля Дюркейгма:
в + человеческие общества предстают как закрытые статические системы
в + социальная реальность выступает главенствующей по отношению к индивидуальной
в – целью общественного воспитания является формирование социального существа
в – каждое общество является результатом определенного усложнения первобытного общества
в + в качестве факторов развития общества и культуры выделяется воздействие географическй среды и соседних культур
3.2.5 Макс Вебер утверждает, что:
в – субъектом является только общество, а не индивид
в + только деятельность индивида составляет социальную действительность
в + существенная черта человека – рациональность
в + человек, совершающий действие, должен придавать ему особое значение
в + человек должен ориентировать смысл своего действия на смысл действия других
3.2.6 Согласно Марксу:
в + личность не только субъект, но и объект общества
в + жизнедеятельность личности целиком определяется социальными условиями ее существования вкупе с наследием прошлого
в + с развитием человека расширяются и его потребности
в – жизнедеятелньость личности обусловлена как социальными, так и биологическими факторами
в + все действия человека определены социальным контекстом
3.2.7. Социальное действие у Т. Парсонса:
в + ориентировано на ситуацию
в + предполагает свободу выбора
в – объясняется через внешние состояния
в + объясняется через отношение внутреннего состояния к социальной ситуации
в + описывается с помощью стандартных переменных
3.2.8. Мотивационные действия у Т. Парсонса:
в + включают когнитивные представления
в + стимулируются освоенными побуждениями
в – не включают оценочные действия
в + включают катектические действия
в – включают действия, нацеленные на достижение морально санкционированных результатов
3.2.9 Представители символического интеракционизма Д. Г. Мид и Т. Шибутани считают свойствами «Я»:
в – разумность
в + импульсивность
в + спонтанность
в+ выражение в эмоциях
в – разложимость до конца
3.2.10 в теории базовых потребностей человека предполагается:
в + человеку естественно присущи базовые потребности
в + отношение к социальному целому выступает как отношение к некоторой среде, в которой человек может удовлетворять базовые потребности
в + совокупность базовых потребностей составляет сущность человека
в – сущность человека выводится из данной социальной системы
в + основание некоторых из базовых потребностей не является биологическим
3.3. 1. П. Сорокин не выделяет в структуре личности…
в + коллективное бессознательное
в – биологически бессознательное
в – культурное бессознательное
в – социокультурное сознание
в – сверхсознание
3.3.2 Э. Гидденс указывает слудещие черты радикального модерна:
в + крайний динамизм
в + мир становится «ускальзающим»
в + исчезает «привязанность» к одному географическому месту
в – жизненный путь личности связан с преемственностью поколений.
в + традиции сохраняютяються, но утрачивают прежнее содержание
3.3.3 Габитус у П. Бурдье:
в + стурутурирующая структура, которая организует социальные практики и их восприятие в общественном сознании
в + система прочных приобретенных предрасположенностей
в+ формирется конкретными условиями жизни
в – позволяет желать невозможного
в – обеспечивает равновесие со средой
3.3.4 П. Бурдье выделяет следующие группы капиталов:
в + экономический
в + культурный
в – политический
в + социальный
в + символический
3.3.5 Юрген Хаберас
в + не признает все положения концепции отчуждения К. Маркса
в + исследует коммуникативные действия людей
в – рассматривает труд как естественную необходимость человеческой жизни
в + считает, что коммуникация является социокультурным явлением, выражающим сущность человека.
в + рассматривает дискурс как идеальную речевую ситуацию
3.3.6 Манипулирование знаками, по Ж. Бодрийяру:
в + делает потребности в обладании благами беспредельными
в + делает потребительскую игру бесконечной
в + превращает сферу потребления в сферу деловых услуг
в + превращает производство продуктов и услуг в исследовательский и дизайнерский процесс
в – исключает часть предметов из товарно-денежных отношений
3.3.7 Зигмунд Бауман считает, что для морали постмодерна характерно:
в + люди «морально амбивалентны»
в – моральные явления отличаются регулярностью и устойчивостью
в + отсутствует механизм морального контроля
в + особую значимость приобретает потребность жить для другого
в+ люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами
3.3.8 Глобальные измения понимания личности в современных теориях связаны с утверждениями:
в + происходит отказ от субстанционального понимания личноcти
в + личность – не только то, что есть в человеке, но и знание о человеке
в + принцип «личностной относительности»
в + личность – совокупность многих «z»
в – личность понимается онтологически
3.3.9 Положение о «смерти человека» высказал…
в – Ж. Делез
в – Ж. Дерида
в – Р. Барт
в + М. Фуко
в – Фр. Ницше
3.3.10 Культура и личность переживают глубокий кризис, причины которого:
в. + техницизм
в + сциентизм
в + массовизация
в – гуманизация
в – информатизация
-
4.1.1. Для предыистории человечества характерны следующие черты:
в – стимулы экономической деятельности были подчинены стимулам, порожденным культурой
в + польза доминировала над выгодой
в + ограниченность материальных потребностей людей
в + в качестве главного импульса культурного развития выступали естественные факторы
в – стремления производить больше, чем нужно для удовлетворения этих потребностей
4.1.2. Архаический человек:
в + был близок к природе
в + не стремился к каким-либо формам автономии
в + не знал острых противоречий с родовым целым
в – дорожил своими особенными чертами
в + не имел навыков мотивационной деятельности, скрытой от внешних взоров
4.1.3 Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей, среди которых:
в + зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений
в + циклический характер развития
в + авторитарный характер власти
в – способность производить в материальной сфере ради будущего
в + преобладание недеятельной личности
4.1.4 Неомаржиналистские теории включают положения:
в + человек предстает эгоистическим существом, который стремится максимально удовлетворить бесконечные потребности
в + движущими силами человека является стасть к наживе, жадность и «борьба всех против всех»
в + понятия «прибыль», «выгода» и «эффективность» пригодны для описания любого общества
в + потребности трактуются как результат приспособления организма к окружающему материальному мир
в – модель предельно полезного поведения не пригодна для обществ традиционного типа.
4.1.5 «Очерк о даре» написал…
в + М. Мос
в – Фр. Боас
в – Бр. Малиновский
в – Кл. Леви-Строс
в – М. Мид
4.1.6 В. Зомбарт указывал на то, что ведущим «лейтмотивом» экономической истории в традиционных обществах является…
в + удовлетворение потребностей
в – прибыль
в – выгода
в – предприимчивость
в – накопительство
4.1.7 То, что экономическая система в традиционном обществе приводится в действие неэкономическими мотивами, утверждают:
в + К. Поланьи
в + Дж. Дальтон
в – М. Годелье
в + Р. Ферст
в + М. Херсковиц
4.1.8 «Загадка дара» - понятие, которое использует для характеристики традиционной культуры…
в – Р. Бенедикт
в + М. Годелье
в – М. Вебер
в – В. Зомбарт
в – М. Мандевиль
4.1.9 Потлач, описанный Францем Боассом, не включает…
в – уничтожение
в + эквивалентный обмен
в – отторжение
в – старение
в – трату
4.1.10 Переход к культуре Нового времени относится к…
в + XVII веку
в – XX веку
в – XV веку
в – XVIII веку
в – XIX веку
4.2.1 Переход от традиционного общества к индустриальному вызвал появление таких качеств личности, как:
в + новая степень субъектной свободы и компетенции
в + высвобождение личности из-под диктата внешних поведенческих предписаний
в + появление потребности в научном знании
в + потребность в выработке новой картины мира
в – сохранение внутреннего механизма моральной саморегуляции
4.2.2. Демонстративное потребление по Веблену – это:
в – покупка наиболее дорогих предметов, количество которых явно превышает личные потребности.
в + "излишнее" потребление, бездумное расточительство
в + публичное доказательство платежеспособности
в + маркер более высокого социального статуса индивида
в – практика, которая ограничивается высшими классами
4.2.3 Феномен «подставного потребления» описал…
в – Э Фромм
в + Т. Леблон
в – Т. Парсонс
в – Х. Ортега-и-Гассет
в – М. Вебер
4.2.4 Актор – это:
в + особый исторический тип человека рыночно - технологической эпохи
в + носитель рациональности
в + "разумный эгоист"
в – деятель
в + человек без ценностей
4.2.5 Концептуальное обоснование замены личности актором разрабатывается в Америке в рамках:
в + бихевиоризма
в + философского прагматизма
в – гуманистической психологии
в + карнегианства
в + дианетики
4.2.6. Основное отличие "человеческого фактора" от личности и актора в том, что субъект:
в + теряет самотождественность
в + фрагментизируется
в + "размазывается" по системе
в + децентрирован
в – индивидуализирован
4.2.7. В новой теории потребления Г. Беккера
в + был предпринят анализ вкусов и предпочтений
в + вкусы определяются как нечто неизменное во времени
в – вкусы определяются как различающееся по группам людей
в – расхождения в поведении людей объясняются различиями в ценах и доходах в + обращенная непосредственно к потребителю реклама воздействует на изменение вкусов
4.2.8 Общество потребления характеризуется:
в + массовым предложением потребительских благ
в + возрастанием разнообразия видов реализуемых продуктов и услуг
в + все ускоряющимся обновлением видов товаров
в – предложением потребителю отдельных потребительских благ
в + мнимостью "суверенитета потребителя"
4.2.9 Общество массового потребления породило:
в + стандартизацию вкусов, привычек, образа мышления
в + преобладание одинаковых стереотипов
в + усреднение образа жизни
в + универсальную публику, потребляющую одинаковую информацию
в – возрастание духовных потребностей
4.2.10 Потребление избыточного количества вещей включает действие таких социальных механизмов, как:
в + форсированное потребление
в + искусственное потребление
в + престижное потребление
в + мода
в – массовое потребление
4.3.1 В работе французского автора С. Московичи содержатся утверждения:
в – наступает век демассовизации
в + индивидуальная душа порабощается коллективной
в + люди вырваны из своей общественной ткани
в + люди вовлечены в круг медиа и потребления в соответствии с американской моделью
4.3.2 Американский футуролог и социолог Э. Тоффлер в будущем предполагал:
в – нарастание массовизации
в + увелечение свободы человека
в + люди окажутся перед проблемой избытка выбора
в + на переднем плане окажется система удовлетворения психологических потребностей
в. + новые проблемы будут связаны со способностью человека отличать иллюзии от реальности
4.3.3 Постматериальную культуру характерезуют черты:
в – успех ассоциируется с обладанием вещами
в + успех ассоиируется с качеством жизни
в – этика гедонизма
в + осуждение «потребительской всеядности»
в + непрятие урбанизированной и стандартизированной жизни
4.3.3 Удовлетворение индивидуально опосредованных потребностей сопровождается возникновением:
в + сердечности
в – комформизма
в + доверительности
в + искренности
в+ обаяния личности
4.3.5 Процесс индивидуализации личности проявляется в стремлении человека:
в + иметь свободу выбора
в – быть как все
в + освободиться от предписываемых обществом социальных правил
в + становится более свободным в реализации повседневных потребностей
в + к развлечениям
4.3.6. Глобализация, по сути сводимая к американизации, приводит к:
в + стандартизации
в + унификации
в + глобализации потребительских привычек
в + навязыванию стандартов массового потребления
в – сохранению ценностей традиционных культур
4.3.7. Требование, чтобы научные результаты удовлетворяли потребности человека возникло в…
в. – период научной революции XVII века
в – эпоху Просвещения
в – период первой научно-технической революции
в – период становления общества массового потребления
в + эпоху перехода к постиндустриальному обществу
4.3.8 Приближение науки к нуждам человека имеет своим следствием:
в + человек становится объектом самых разнообразных научных исследований
в – уменьшается риск и опасности, которым подвергается человек
в + актуализируется задача защиты самого человека
в + организация исследований проверки предметов потребления
в + необходимость специально исследовать потребности и нужды человека
4.3.9. новые формы патологии потребностей:
в + возможность знаково-символического удовлетворения потребностей
в + облегченная реализация многих делает не нужным самостоятельное усилие
в + технические средства и социальные технологии облегчили удовлетворение почти любой потребности современного человека
в – действует закон возвышения потребностей
в + совершенствование собственно личностных средств развития и самореализации стало не нужно
5.1.1. Теорию сиволического потребления разработал…
в + Ж. Бодрийяр
в – У. Эко
в – М. Мосс
в – Ж. Деррида
в – Т. Леблон
5.1.1 Потребление – это:
в – сохранение материальных благ
в + уничтожение материальных благ
в + использование полезных свойств предметов или процессов
в + безвозвратное расходование стоимости
в + использование только ограниченных благ
5.1.2. Сервис не включает…
в – заказ услуг
в + производство услуг
в – предоставление услуг
в – исполнение услуг
в – поставку услуг
5.2.3 Талкот Парсонс:
в+ выносит услуги за пределы экономики
в + включает услуги в общественную систему – «политию»
в – утверждает, что услуги являются "фактором" эффективности в том смысле, в каком фактором производства является труд
в + рассматривает услугу в связи с понятием "действие"
в – признает исключительно экономическую природу услуги
5.1.4. Степень сближения производителя услуг и их потребителя разные исследователи описывают как
в + партнерство
в + симбиоз
в + непосредственный контакт
в + соучастие
в – соподчиненность
5.1.5. В неоклассической экономической теории "экономического человека" в качестве потребителя характеризует:
в + действия подчинены эгоистическому стремлению к собственному благу
в + действия не ограничены ничем, кроме имеющихся ресурсов
в + потребитель демонстрирует устойчивость предпочтений
в+ потребитель демонстрирует автономию
в – на человека оказывает влияние взаимодействие с другими людьми
5.1.6. Социальные элементы процесса потребления включают:
в – объемы потребления существенно зависят от абсолютного уровня дохода
в + объемы потребления существенно зависят от относительного уровня дохода
в + эффект присоединения к большинству
в + эффекте сноба
в + эффект Веблена
5.1.7. Эффект Веблена объясняет, что
в + спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди
в – человек не желает приобретать продукт или услугу именно потому, что это делают окружающие
в – привлекательность блага уменьшается вместе с ростом его цены
в + привлекательность блага возрастает вместе с ростом его цены
в + выбор совершается в пользу более дорогого товара
5.1.8. Стратегию демонстративной праздности разработал…
в + Т. Веблен
в – Т. Парсонс
в – М. Вебер
в – К. Маркс
в – М. Мосс
5.1.9 Потребление знаков в современной культуре не выражает:
в – успех
в – здоровый образ жизни,
в + идеологические пристрастия
в + классовую принадлежность
в – приобщение к знаменитостям
Знаковая стоимость товара предполагает то, что:
в + товар распознается потребителем по своим символическим качествам
в + происходит своего рода выхолащивание материального содержания предметов потребления
в + цена все менее определяется полезными свойствами или потребительной стоимостью
в – торговые марки и брэнды увязываются только с полезными потребительскими свойствами предметов
в – люди приобретают вещи и услуги, потому что ими пользуются известные лица
5.1.11 Манипулирование, по мнению Ж. Бодрийяра, заключается в том, что:
в + идет процесс коммерциализации культурных учреждений
в – культурные продукты и услуги предполагают эксклюзивное потребление
в + ширятся отрасли, производящие разного рода символы и путеводители в мире символов
в + средства массовой коммуникации вырабатывают огромное количество информации
в + рекламная отрасль заполоняет социальное пространство многозначными образами продуктов и услуг
5.2.1 Продукт или услуга могут позиционироваться как:
в + дешевые, но качественные
в + дорогие фирменные
в + лучшие в своей ценовой категории
в – добротные
в + экологически чистые
5.2.2 Услуга может быть определена как:
в + деятельность
в + продукт труда особого рода
в + материальное благо
в + товар
в – одолжение
5.2.3 Установите последовательность основных стадий цикла освоения которые проходит продукт или услуга:
в узнавание и примеривание нового вида блага 1
в групповое освоение 4
в индивидуальное освоение потребителями-инноваторами 2
в массовое распространение блага 5
в встраивание блага в сетевые коммуникации 3
5.2.4 В теории коммунальной деятельности Ф. Г. Таги-Заде предложена типология, включающая
в + услуги для всего города, поселения
в + услуги для содержания жилых зданий, мест общего пользования
в + услуги, поставляющие жильцам повседневные блага
в – услуги для отдельного региона страны
в – услуги для отдельного человека
5.2.5 Талкот Парсонс ртносит услуги к
в – экономической подсистеме,
в + политической подсистеме
в – к правовой подсистеме
в – культуральной подсистеме
в – идеологической подсистеме
5.2.6 Ф. Котлер предложил классификацию услуг по следующим основаниям
в + являются ли источником услуги люди или машины
в + обязательно ли присутствие клиента в момент оказания ему услуг
в – каков стоимостный уровень предоставляемых услуг
в + каковы мотивы приобретения услуги
в + каковы мотивы поставщика услуг
5.2.7 классификация услуг по отраслевому принципу включает:
в + технический сервис
в + информационно-коммуникационный сервис
в + транспортный сервис
в – культурный сервис
в + гуманитарный сервис
5.2.8 К важнейшим качества услуги не относится
в – надежность
в – предупредительность
в – доступность,
в – коммуникативность
в + полезность
5.2.9 Типология элементов обслуживания Кедотта и Терджента включает:
в + критические элементы
в + нейтральные элементы
в – функциональные
в + разочаровавшие
в + приносящие удовлетворение
5.2.10 Систему сертификации услуг составляют:
в + центральный орган, управляющий системой
в + правила проведения сертификации
в + процедуры сертификации
в + порядок инспекционного контроля
5.3.1 Современный турист предъявляет растущий спрос на :
в + ознакомление с природными и историческими достопримечательностями
в + посещение музеев
в + занятия спортом
в + образование
в – семейный отдах
5.3.2 В социально-культурную сферу входят производство:
в + спортивных товаров
в + аудио- и видеотехники
в + фотоаппаратуры
в + музыкальных инструментов
в – мебели
5.3.3 Услуги по накоплению, обработке, передаче и использованию информации включают
в + печатные СМИ
в + электронные СМИ
в + киноиндустрию
в + студии звуко- и видеозаписи
в – Интернет
5.3.4 Важнейшее место в структуре социально-культурной сферы занимают:
в + оперные и драматические театры
в + симфонические оркестры
в + эстрадные музыкальные группы
в+ музеи
в– спортивные комплексы
5.3.5 Определите последовательность жизненного цикла услуги
в создание, разработка, планирование услуги 1
в внедрение услуги на рынке 2
в переход от безубыточности к получению наибольшей прибыли 3
в насыщение рынка 4
в сокращение реализации и павдение прибыли 5
5.3.6 Классификация услуг способствует:
в пониманию изучаемого явления
в выделению отличительных черт каждого вида услуг
в определению специфики методов управления
в качеству услуг
в безопасности услуг
5.3.7 Распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам - это…
в+ классификация
в – систематика
в – топонимика
в – аксиология
в – праксеология
5.3.8 Выделяют услуги по функциональной направленности, ориентированные на:
в + производство
в + общество
в + домашнее хозяйство
в – туризм
в – систему образования
5.3.9 Основные функциональные направления услуг, ориентированные на общество, включают:
в + органы государственного управления
в – поддержание правопорядка
в + обеспечение внутренней безопасности
в + поведение социальной политики
в – культурно – познавательные учреждения
в.+ образовательные учреждения
5.3.10 Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» был введен в…
в – 1990
в + 1976.
в – 1991
в – 1992
в – 2001
1 Термин «рассудочное поведенеи» ввел Крушинский, когда проводил свои ставшие широко известными эксперименты. Животное ожидает тележку с пищей, которая уезжает в туннель. Некоторые животные ожидают ее здесь же, где она исчезла из их поля зрения. Другие же ждут тележку с стороны выхода из туннеля. Они способны предугадывать развитие событий. Крушинский назвал подобное поведение рассудочным.
2 Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989. С. 310.
3Д.В. Новиков Христианское учение о человеке // Человек 2000 N 6 С. 97-108
4. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 250.
5 Ядов В. А. Становление личности: общественное и индивидуальное // Социол. исслед. 1985. N 3.С. 67
6 Гуцаленко Л. А. Нужна ли социологиижизни живая личность?// Социол. Исслед. 2003. N 10 С.
7 Бердяев Н. А. Дух и свобода // Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М.: Моск. психол.-социал. ин-т Флинта, 1999.
8 Маритен Ж. Три реформатора. Индивидуум и личность // Избранное... Величие и нищета метафизики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 185.
9 Мадинье Г. Сознание и любовь. Очерк понятия "Мы". М.: ИНИОНРАН, 1995 С. 40.
10 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. С. 522.
11 Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. Эдикториал УРСС. Москва. 2000. С. 43
12 Лосев А. Ф.Дерзание духа. М. Политидат, 1988, С. 162.
13 «Соматизм» от греч. «soma» – тело.
14 Тахо Годи А. А. О древнегреческом понимании личности на материале термина soma / Тахо Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, терминах и символах. СПб., 1994. С. 378
15 Античное наследие в культуре Возрожэдения. М. Наука. 1984. С. 127.
16 Фейербах Л. Избранные философские произведения; В 2 т. М. 1955. C. 186
17 Цит по: Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М. Мысль. 1984.
18 Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие чознания. Л. Изд-во ЛГУ, 1989 С. 72
19 Бодэн Ж. Метод легкого изучения истории // Антология мировой философии: В 4-х 2 1969. С. 142
20 Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 306.
21 Малиновский Б.Научная теория культуры//
22 Романовский Н. В. Тело человека – новые горизонты социального познания?// Социологические исследования. 2006. № 4
23
24 Чернышевский Н. Г. Полн. Собр. Соч. – М.
25 Соколова Л. В. Из истории становления комплексной науки о человеке (учение А. А. Ухтомского о биосоциальной природе человека)// Психологический журнал 2008 № 5
26 Мироненков И. А. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ// Психологический журнал 2005. № 1
27 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи. М.: Учпедгиз, 1946. С. 507
28 Хасанова Г. Б. Антропология. Учебное пособие. М.:КНОРУС. 2004. С. 156
29 Харитонов С. В. ТЕЗАУРУС ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ. ЗНАЧЕН ИЯ СЛОВА "ПОТРЕБНОСТЬ" И ЕГО ЭКВИВАЛЕНТОВ В ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ// Психологический хурнал. 2003 N.3
30 Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. II.С.
31
32Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология/ Уч. пособие для высших учебных заведений. –М.: Новая школа, 1996. С. 77
33 Белик. С. 429
34 См.: Хсю Ф. Л. К. Базовые американские ценности и национальный характер// Личность, культура, этнос, М., 2001.
35 «Солипсизм первого года жизни» (от лат. solus — единственный + ipse- сам) - период абсолютного гоцентризма
36 Балл. Б. "МОТИВ": УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ// Психологический журнал. 2004 № 4 С. 62
37 Schwartz Sh. et al. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // J. of Cross-Cultural Psychology. 2001. V. 32. P. 519 - 542.
- Введение
- Развитие представлений о человеке в истории европейской мысли
- Лекция 2 Целостность человека как телесно-душевно-духовного существа.
- Лекция 3 Проблема соотношение природного и социокультурного в человеке в свете современных научных представлений
- Место потребностей в системе мотивации человеческой деятельности
- Типология потребностей
- Теории потребностей
- Эрих Фромм : теория экзистенциальных потребностей человека.
- Джулиан Роттер
- Абрахам Маслоу
- Динамическая теория а. Маслоу
- Личность как субъект социального действия и объект социального воздействия
- Культурная обусловленность человека и его потребностей
- Переход к информационной цивилизации и новая роль человека и его потребностей в современном обществе
- Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.
- Литература
- Кодификатор
- 38 Тощенко ж. Т. Социология жизни как концепция исследвоания социальной реальности// Социологические исследования. 2000. № 2 с. 12