logo search
Ответы по этике

Этические воззрения Нового и Новейшего времени.

Этическое мышление Нового времени в отличие от эпохи Средневековья ориентировано на выявление земного основания морали, на поиск гармонии между ее объективными и субъектив­ными составляющими.

В качестве средства утверждения независимости морального субъекта и объяснения общеобязательности морали выступает разум. Именно он, по мнению большинства мыслителей этого времени, должен обуз­дать эгоистически направленную естественность человека, согласовать индивидуальные ус­тремления с общественным благом.

Особое место в этике Нового времени занимает моральная философия И. Канта. Этическим размышлениям посвящены многие его работы: "Основы метафизики нравственнос­ти", "Критика практического разума", "Религия в пределах только разума", "Метафизика нра­вов" и др. И. Кант исходит из принципиального различия между теоретическим и практическим разумом, считая, что итогом и целью теоретического разума является наука, а итогом практичес­кого разума — мораль. Человек является моральным существом благодаря разуму, и как сущест­во моральное он возвышается над своей биологической и моральной природой. Мораль самодос­таточна, содержит причину в самой себе и не выводима ни из чего. Она свободна от религиозных постулатов, возвышается над реальным миром и призвана подчинить его себе. Чистой нрав­ственностью И. Кант называет моральное сознание, поскольку оно не зависит от чувственных импульсов, побуждений и потребностей.

В отличие от И. Канта Г.В.Ф. Гегель стремится показать значение морали в системе общественных отношений. Он различает мораль и нравственность, понимая под мо­ралью духовную область, представленную личностными убеждениями, а под нравственно­стью — сферу социально детерминированного поведения человека.

Во второй половине XIX в. на развитие этической мысли определенное влияние оказал марк­сизм. Исходя из материалистического понимания материи, марксизм делает вывод об обусловленности морали общественным бытием. Задача научной этики, по мнению марксизма, состоит в изучении не морального сознания, а тех социально-исторических обстоятельств, которые его оп­ределяют. Идея социальной обусловленности морали сочетается в марксизме с представлением об относительной ее самостоятельности. Однако абсолютизация детерминированности морали социально-политическими факторами привела к нарушению моральной автономии, подчине­нию морали политике.