logo
Ответы по этике

Этика Успеха.

В современных деловых отношениях стремление к успеху выступает как важнейшая жизненная установка, а успех - как базовая, фундаментальная категория. Вместе с тем, в традиционной этике слабо просматривается сама идея Успеха. Необходимость способствовать развитию моральной философии, соответствующей потребностям современного общества, обусловливает появление в рамках прикладной этики нового направления – этики успеха (В.И.Бакштановский, Ю.В.Согоманов). Сущность ее прослеживается в ряде особенностей. Это:

В основе этики успеха лежит создание и культивирование в современных условиях норм и правил новой рациональной морали. Следуя этим нормам, индивиды могут во все большей степени служить удовлетворению потребностей других людей, расширяя границы человеческого сотрудничества, обеспечивая некоторое единство в сообществе. При этом принципы и нормы взаимной выручки, солидарного и бескорыстного поведения, товарищества и братства, на которых строилась «старая» мораль, не становятся излишними и не востребованными в новых конкурентно-соревновательных отношениях между людьми.

Их мораль базируется на этике ответственности, которая требует не столько доброжелательности и симпатии, сколько беспристрастности и уважения между членами гражданского общества.

Таким образом, этика успеха - это совокупность/система продвинутых ценностей и норм, мотивирующих и регулирующих деятельность человека, ориентированного на успех, достигаемый с помощью трудовых, профессиональных, организационных, финансовых, культурных и иных социально значимых результатов. В эпицентре такого мотивационно-нормативного комплекса лежит генеральная жизненная норма-идеал: стремиться к успеху и добиваться успеха во всех областях частной жизни и профессиональной деятельности (рынок, политика, право, наука, медицина, управление).

Возможность включения этого идеала, основанного на личной заинтересованности, в сферу норм морали и этики, которые должны носить общий, принципиально «незаинтересованный» характер, обусловлена следующим:

Добиваясь успеха как нормы-цели, личность обязана одновременно неукоснительно следовать универсальным правилам рациональной морали, соблюдая необходимые нормы-средства (выполняй обязательства, придерживайся правил «честной игры» и т.п.), даже если их исполнение не гарантирует достижения успеха и психологического состояния удовлетворенности. К таким ограничительным, сдерживающим нормам-средствам относятся нормы, требующие, в частности:

Моральные нормы, требующие уважения, являются ключевыми в этике успеха, которая озабочена соотнесенностью изменчивых индивидуалистических и общественных пристрастий.

В последние годы в крупном бизнесе укрепилась, как уже отмечалось, метракорпоративная этика - этика служения, требующая символической, ритуальной приверженности целям и нормам «индивидуального коллективизма». Она создала новый баланс между корпоративностью и индивидуализмом и привела к частичной реабилитации «этики характера» с ее подчеркнутой ролью добродетелей в достижении успеха. Одновременно происходит и обуздание индивидуалистического своеволия, хищничества, равнодушия к общественному благу - всего того, что сосуществовало с «этикой личности». Так происходит процесс синтеза двух парадигм этики успеха, отбирающий все наиболее жизнеспособное и перспективное.

Этика успеха культивирует чувство гордости за достигнутое. Это чувство имеет бесспорную общественную значимость, поддерживает в человеке сознание собственного достоинства и чувство независимости. Но этика успеха культивирует и меру этого чувства, ибо доведенное до крайности оно может перейти в гордыню и тщеславие, принимая уродливые формы снисходительного, презрительно-брезгливого отношения к тем, кто не принадлежит к кругу «избранников», баловней судьбы. Поэтому особенностью этики успеха является то, что она не только ориентирует на достижения, не только призывает к борьбе и конкуренции, но и запрещает любые проявления бесчувственности, черствости, высокомерия со стороны «достигших» по отношению к «отставшим», сошедшим с «дистанции» или пока не замеченным и не признанным, ибо это может спровоцировать опасное для состояния общественных нравов чувство зависти. Подобное проявление социального снобизма воспринимается окружающими негативно и вызывает зачастую возмущение, направленное против самой концепции успеха.