Этика Успеха.
В современных деловых отношениях стремление к успеху выступает как важнейшая жизненная установка, а успех - как базовая, фундаментальная категория. Вместе с тем, в традиционной этике слабо просматривается сама идея Успеха. Необходимость способствовать развитию моральной философии, соответствующей потребностям современного общества, обусловливает появление в рамках прикладной этики нового направления – этики успеха (В.И.Бакштановский, Ю.В.Согоманов). Сущность ее прослеживается в ряде особенностей. Это:
ориентация на нравственно-позитивную ценность успеха, подтверждаемую как общественным признанием потребности личности в уважении, чести, славе, так и удовлетворенностью результатами собственной самореализации;
поощрение риска в сфере морального выбора, допускающего как возможность превышения «среднего» уровня порядочности, так и возможность отклонения от моральной нормы «вниз»;
вместе с тем ориентация па успешное преодоление опасностей и соблазнов «грязной игры» (например, стереотипного отношения к политике и бизнесу как «грязному делу») и достижение желаемого успеха вследствие «честной игры» - «игры по правилам», которые соотнесены с общечеловеческими ценностями и этикой гражданственности;
ожидание высоких достижений и результатов в состязательности при отрицании казарменного коллективизма, с одной стороны, и профессионального индивидуализма - с другой;
служение этики успеха (если этика вообще кому-либо «служит») не только достигающему успеха, но и «общему благу всех».
В основе этики успеха лежит создание и культивирование в современных условиях норм и правил новой рациональной морали. Следуя этим нормам, индивиды могут во все большей степени служить удовлетворению потребностей других людей, расширяя границы человеческого сотрудничества, обеспечивая некоторое единство в сообществе. При этом принципы и нормы взаимной выручки, солидарного и бескорыстного поведения, товарищества и братства, на которых строилась «старая» мораль, не становятся излишними и не востребованными в новых конкурентно-соревновательных отношениях между людьми.
Их мораль базируется на этике ответственности, которая требует не столько доброжелательности и симпатии, сколько беспристрастности и уважения между членами гражданского общества.
Таким образом, этика успеха - это совокупность/система продвинутых ценностей и норм, мотивирующих и регулирующих деятельность человека, ориентированного на успех, достигаемый с помощью трудовых, профессиональных, организационных, финансовых, культурных и иных социально значимых результатов. В эпицентре такого мотивационно-нормативного комплекса лежит генеральная жизненная норма-идеал: стремиться к успеху и добиваться успеха во всех областях частной жизни и профессиональной деятельности (рынок, политика, право, наука, медицина, управление).
Возможность включения этого идеала, основанного на личной заинтересованности, в сферу норм морали и этики, которые должны носить общий, принципиально «незаинтересованный» характер, обусловлена следующим:
успех не обязательно рассматривать только как личное достижение - он вполне может быть коллективным или корпоративным с соответствующей стратегией поведения; с точки зрения его полезности он также может быть не только личным, но и общественным;
ориентируясь на высокие достижения, человек успеха «автоматически» содействует росту общественного благосостояния, удовлетворению потребностей посторонних для него людей, что делает его мотивы «бескорыстным достижением» или «незаинтересованным интересом»; этот интерес расширяет взаимозависимость людей, обеспечивая «сцепление», координацию специализированных видов деятельности, их взаимодополняемость, повышение их эффективности;
императив достижения успеха, действительно, не выражает духа коллективистской сплоченности, ибо успех чаще всего достигается в конкурентной среде, однако этот императив защищает ценность уважения к другим (партнерам, коллегам, клиентам, потребителям), чем надежно ограничивает чрезмерные притязания индивидуализма;
императив успеха - это императив долженствования и ответственности, требующий от личности беспристрастности и справедливости. Поэтому моральное значение поступков этика успеха определяет не только и даже не столько по их мотивам, сколько по общественно значимым результатам.
Добиваясь успеха как нормы-цели, личность обязана одновременно неукоснительно следовать универсальным правилам рациональной морали, соблюдая необходимые нормы-средства (выполняй обязательства, придерживайся правил «честной игры» и т.п.), даже если их исполнение не гарантирует достижения успеха и психологического состояния удовлетворенности. К таким ограничительным, сдерживающим нормам-средствам относятся нормы, требующие, в частности:
морального равенства для всех на соревновательных площадях рыночного «открытого общества»;
уважения к собственности, обретенной в рыночной «игре»;
уважения к инновациям и достижениям других (прибыль, богатство, карьера - политическая, научная, административная и т.п.);
уважения норм трудовой и профессиональной морали и др.
Моральные нормы, требующие уважения, являются ключевыми в этике успеха, которая озабочена соотнесенностью изменчивых индивидуалистических и общественных пристрастий.
В последние годы в крупном бизнесе укрепилась, как уже отмечалось, метракорпоративная этика - этика служения, требующая символической, ритуальной приверженности целям и нормам «индивидуального коллективизма». Она создала новый баланс между корпоративностью и индивидуализмом и привела к частичной реабилитации «этики характера» с ее подчеркнутой ролью добродетелей в достижении успеха. Одновременно происходит и обуздание индивидуалистического своеволия, хищничества, равнодушия к общественному благу - всего того, что сосуществовало с «этикой личности». Так происходит процесс синтеза двух парадигм этики успеха, отбирающий все наиболее жизнеспособное и перспективное.
Этика успеха культивирует чувство гордости за достигнутое. Это чувство имеет бесспорную общественную значимость, поддерживает в человеке сознание собственного достоинства и чувство независимости. Но этика успеха культивирует и меру этого чувства, ибо доведенное до крайности оно может перейти в гордыню и тщеславие, принимая уродливые формы снисходительного, презрительно-брезгливого отношения к тем, кто не принадлежит к кругу «избранников», баловней судьбы. Поэтому особенностью этики успеха является то, что она не только ориентирует на достижения, не только призывает к борьбе и конкуренции, но и запрещает любые проявления бесчувственности, черствости, высокомерия со стороны «достигших» по отношению к «отставшим», сошедшим с «дистанции» или пока не замеченным и не признанным, ибо это может спровоцировать опасное для состояния общественных нравов чувство зависти. Подобное проявление социального снобизма воспринимается окружающими негативно и вызывает зачастую возмущение, направленное против самой концепции успеха.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.