Слагаемые успешного выступления.
Способность доложить информацию перед аудиторией убедительно, в ясной и доступной форме является одним из основных навыков, необходимых современному руководителю.
При подготовке к выступлению в первую очередь необходимо отве¬тить на следующие вопросы:
•в чем состоит основная цель (задача) доклада?
•кто мои слушатели?
•какое впечатление должно остаться у слушателей?
•какова будет продолжительность выступления?
•что я хочу донести до слушателей, какие идеи?
•как я буду выступать: по бумажке или говорить от себя?
•буду ли я использовать наглядные или технические средства?
При подготовке выступления обратите внимание на следующие моменты.
Если аудитория согласна с вашей точкой зрения, ваша цель - укрепить и усилить это согласие.
Если аудитория нейтральна или равнодушна, ваша главная цель -донести до слушателей, что тема прямо касается их и важна для них.
Если аудитория настроена отрицательно по отношению к вашей точке зрения, не следует ожидать полного изменения установок.
Поддерживать зрительный контакт со слушателями позволяет использование нескольких простых приемов:
употребление в тексте понятных для вас сокращений (ВОВ, ОП и т. п.);
замедление темпа речи в важных местах;
повторы важных мыслей дословно или своими словами;
пояснение своей мысли при помощи примеров из жизни, рассказанных простым языком.
Структура выступления повторяет структуру процесса коммуникации, состоящую из трех этапов:
1) установление контакта с аудиторией;
2) поддержание контакта и передача информации;
3) выход из контакта.
1)Установление контакта. На этом этапе осуществляется отключение от предыдущей деятельности, от своих внутренних проблем и переключение на взаимодействие выступающего со слушателями. Должны быть предприняты специальные усилия для привлечения внимания аудитории и установления эмоционального контакта.
2)Поддержание контакта и передача информации. Следует прилагать постоянные усилия для сохранения внимания и интереса слушателей.
3)Выход из контакта. Выход из контакта требует ряда подготовительных действий. Подготовка к выходу из контакта идет на двух уровнях — на словесном и невербальном.
Любое выступление должно иметь вступление, основную часть и заключение. Эти части выступления соответствуют этапам процесса коммуникации и решаемым в них задачам.
Задачи вступления — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание слушателей и заинтересовать их. Без сомнения, вы на собственном опыте знаете, как трудно бывает удержать внимание слушателей, особенно когда перед вами уже было несколько выступлений. Поэтому надо сознательно ставить перед собой и квалифицированно решать задачу привлечения внимания слушателей и установления контакта с ними.
Для привлечения внимания слушателей могут быть использованы следующие приемы:
постучать по трибуне, по графину, позвонить в колокольчик;
начать говорить громче или тише, быстрее или медленнее;
рассказать анекдот;
задать риторический вопрос;
обратиться к реальным событиям;
обратиться к теме, которая волнует всех слушателей;
сделать или сказать что-то неожиданное;
обратиться с вопросом либо ко всей аудитории, либо к конкретному человеку.
Во время выступления оратор решает сразу несколько задач.
В зависимости от целей докладчика задачи, решаемые в ходе выступления, могут существенно различаться. Однако можно выделить несколько основных:
•донести информацию;
•поддерживать внимание и интерес слушателей:
•убедить слушателей;
•произвести определенное впечатление (уверенного в себе, искреннего, заинтересованного).
Донесение информации
В основной части выступления вы должны решить те задачи, которые запланировали. Этого можно добиться за счет использования ряда приемов.
1.Преподнесение информации в определенной логической последовательности.
2. Ограничение числа рассматриваемых идей.
3. Заострение внимания аудитории на наиболее важных вопросах.
4. Подведение итогов. По ходу изложения следует время от времени подводить итог сказанному и максимально увязывать выводы с интересами и целями слушателей.
Приемы, облегчающие восприятие информации на слух:
-разбавление трудной для понимания информации объяснениями, обоснованиями, обобщениями, повторами и т. п.;
-постановка вопросов об условиях, причинах возникновения проблем, возможных последствиях и выводах;
-дословное или иначе сформулированное повторение важных аспектов излагаемого материала; подведение общих или промежуточных итогов;
-предвосхищение возможных возражений и их аргументированный анализ;
-оглашение названия темы при ее смене или изменении аспекта рассмотрения проблемы;
-использование разбивки (во-первых, во-вторых, в-третьих...);
-интонационное выделение важных вопросов;
-объединение идей, прилагательных и вопросов в группы по три. Выраженные тройками мысли имеют приятный ритм, лучше воспринимаются и запоминаются. Например, фраза "Наши жизни, судьбы и действия тесно переплелись" привлекает внимание и легко запоминается.
Поддержание внимания и интереса слушателей
Любой докладчик должен помнить о том, что успех выступления решающим образом зависит от того, насколько успешно удается поддерживать внимание аудитории. За внимание слушателей нужно бороться постоянно, и чем больше специальных усилий вы предпринимаете по решению этой задачи, тем благодарнее будет слушать вас ваша публика.
Убеждение слушателей
Задача убеждения слушателей решается двумя способами: "сильной" аргументацией и невербальными средствами воздействия.
При аргументации своей точки зрения важно использовать не только логические доказательства, приведение всех "за' и "против", но и эмоциональные аргументы, ссылки на опыт, мнения авторитетных людей.
Приемы привлечения и удержания внимания:
Неожиданность.
Провокация.
Гипербола.
Прогнозирование
Сопоставление всех "за" и "против".
Делегирование возможности принимать решения
Апелляция к авторитету
Сопереживание
Юмор
Образность
Основные приемы аргументации:
Конкретные примеры: приведение конкретных примеров, подтверждающих основной тезис.
Иллюстрации: использование пословиц и поговорок, анекдотов, примеров из литературных произведений и т. п. для повышения убедительности основного тезиса.
Позитивная аргументация: изложение положительных результатов и выгод от принятия данной точки зрения или предложения.
Негативная аргументация: изложение негативных моментов, отрицательных результатов и последствий, которые возможны в случае непринятия основного тезиса.
Ссылка на авторитеты: ссылки на народную мудрость, на великих людей, данные научных исследований и т. п.
Логическая аргументация: обоснование своей позиции с использованием логических приемов ("Если... то..", "Отсюда следует...", "Вывод...").
Эмоциональная аргументация: ссылки на эмоции, отношение, чувства, настроения для обоснования справедливости основного тезиса {"Приятно, когда...", "Здорово, что можно...", "Вызывает справедливое негодование тот факт, что..." и т. п.).
Гиперболизация: преувеличение, доведение идеи до абсурда с целью подтверждения основного тезиса.
Приемы усиления воздействия на аудиторию:
• отдельные слова и предложения надо выделять голосом (громкостью, тоном);
• нужный акцент может быть сделан путем повторения ключевых слов;
• эффект выделения конкретной мысли, идеи или проблемы достигается внезапным ускорением или замедлением темпа речи;
• сделать паузу перед отдельными словами и фразами, которые говорящий хочет выделить особо, либо после них:
• усилить сказанное помогают некоторые жесты (поднятый указательный палец, удар кулаком по столу и т. п.);
• использовать наглядные средства;
• использовать глаголы вместо имен существительных (прибавление — прибавить),
обеспечение — обеспечить, достижение — достичь и т. п.);
• употреблять активные глагольные формы вместо пассивных форм (было сделано - сделали);
• использовать образность. Например, вместо фразы ''Нам придется отказаться от реализации задачи по ускорению этого процесса с помощью имеющихся у нас средств, если мы не сможем устранить ряд тормозящих этот процесс факторов' можно сказать: "Пора прекратить нажимать одной ногой на газ, а другой — на тормоз: это ущербная стратегия!"
Выступление перед аудиторией: чего не делать.
Не обращайтесь к полу, плакату или какому-то одному лицу в аудитории.
Не читайте написанное на плакате, на слайде слово в слово.
Не шутите обидно, задевая чье-то достоинство, — кто-то из присутствующих может обидеться, приняв шутку на свой счет.
Не бормочите, не глотайте слова и окончания слов. Не извиняйтесь за то, что вы собираетесь сказать.
Не одевайте то, что может отвлекать внимание аудитории, или то, в чем вы будете чувствовать себя неловко.
Не зачитывайте длинные списки (не больше семи пунктов!).
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.