Структура морали.
Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре.
Понимание сущности морали предполагает анализ ее структуры. С точки зрения содержания традиционно (еще с античной эпохи) выделяют три основных ее элемента:
♦моральное сознание;
♦нравственное поведение;
♦нравственные отношения.
Моральное сознание — это знание человеком сущности основных категорий этики, понимание нравственных ценностей и включение некоторых из них в систему личных убеждений, а также нравственные чувства и переживания.
Нравственные отношения как один из видов общественных отношений заключаются в реализации человеком нравственных ценностей при общении с окружающими.
Нравственное поведение — это конкретные поступки человека, которые являются показателем его нравственной культуры.
Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
• Эмоции - особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации.
Чувства - это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций.
Настроения - эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека.
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
| РАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
|
чувства | знание |
эмоции | понимание |
настроение | принятие |
Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали.
Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения.
Принятие нравственных норм и принципов, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, использование в качестве «руководства к действию».
Моральные отношения - центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки.
МОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношение человека к обществу | Отношение к другому человеку | Отношение к самому себе |
Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. Причем, возможны различные сочетания этих принципов:
смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.
смыкание индивидуализма и эгоизма, когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».
Отношение к другому человеку может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.
Отношение к самому себе связано с самооценкой человека
Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора.
Поступок - центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию.
Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения.
Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыс лей или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение.
При рассмотрении структуры морали можно выявить механизм взаимодействия ее элементов.
1. Моральное сознание, моральные отношения и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве.
2. Структура морали выявляет ее противоречивость:
а) противоречия между отдельными элементами морали – сознанием, отношениями и поведением;
б) противоречия внутри ее отдельных элементов:
в моральном сознании - противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;
в моральном поведении — противоречие между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения, как «могу», «хочу» и «надо»;
в моральных отношениях - противоречие между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.