logo
Ответы по этике

Проблема культуры общения.

Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания - выступает культура общения - система норм, принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение основных норм межличностного общения, включающих совокупные действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических».

Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:

1. Нравственный вакуум - человек или не знает необходимых для об-щения норм и принципов поведения, или попадает в ситуацию, когда его зна-ния утрачивают смысл и «не работают» в новых условиях.

2. Отсутствие нравственной инициативы - человек занимает выжида-тельную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них.

3. Нравственный камуфляж - стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.

4. Нравственный анахронизм - человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

5. Нравственная регрессия - упрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей.

6. Нравственная глухота - отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его.

7. Нравственный примитивизм - бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса.

8. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту.

Психологические коммуникативные барьеры, связанные с психиче-ским состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.

1. Барьер страдания, горя - проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве, и эгоизм, и зависть к чужой радости, и даже агрессивность.

2. Барьер гнева - возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства.

3. Барьер страха - может быть вызван разными причинами.

4. Барьер стыда и вины - образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого.

5. Барьер установки - негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения.

6. Барьер презрения - как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами.

7. Барьер отвращения, брезгливости - связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении».

8. Барьер настроения - может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести, иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал.

9. Барьер речи - двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета. Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого человека.

Культура общения не существует в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.