Исторические этапы развития морали.
Первобытная мораль.
Появление морали исследователи ее истории связывают с первобытно-общинным строем.
Первоначальной формой выражения нравственных принципов и норм были обычаи. Именно они, будучи способами поведения, принятыми в определенной человеческой общности в первобытную эпоху, являлись главными регуляторами поведения людей в отношении членов семьи, рода, племени и инородцев. В основе первобытных обычаев лежали запреты (табу) и ограничения.
При этом подчинение обычаям было безоговорочным. Несоблюдение табу наказывалось. Бывало и так, что человек, осознавший греховность и виновность в нарушении первобытной нравственности, кончал жизнь самоубийством.
Своеобразной формой выражения и способом межпоколенной ретрансляции нравственных норм являлись обряды. Они проявляли заложенный в обычаях нравственный смысл в символических, условных формах: театрализованных действиях, танцах, песнях, аллегориях. Ими сопровождались различные стороны жизнедеятельности людей: семейная, хозяйственная, общественная.
Вместе с обычаями, обрядами и традициями в первобытном обществе зарождались и утверждались нравственные принципы, нормы, впоследствии приобретшие общечеловеческий характер. В их числе: культ предков, почитание старших, коллективизм, выражавшийся в тесном трудовом взаимодействии и взаимопомощи, патриотизм.
Мораль рабовладельческого общества.
Классическая мораль с присущими ей устойчивыми общечеловеческими нравственными ценностями, принципами и нормами, а также историческими, социальными, профессиональными вариациями и национально-культурными особенностями формировалась и развивалась в классовом обществе.
Первым типом классового общества, как известно, было рабовладельческое. Основу социальной структуры такого общества составляли антагонистические классы рабовладельцев и рабов.
Представители рабовладельческого класса воспитывались в духе пренебрежительного отношения к рабам, воспринимая их как животных существ, не способных на нравственную деятельность и поведение. Основное нравственное качество, которое прививалось рабам, — беспрекословное послушание и подчинение своему господину, исполнение всех его желаний и требований. Нарушение этих требований влекло наказание, вплоть до лишения жизни.
Наряду с двумя основными классами в рабовладельческом обществе существовали социальные группы свободных людей, зарабатывающих на жизнь своим трудом. Это торговцы,
ремесленники, воины, земледельцы.
Сословно-корпоративная мораль феодального общества.
Нравственные черты феодального общества наиболее выразительно проявились в эпоху Средневековья (конец V — середина XVII вв.). Общество в эту эпоху представляло собой систему различных сословий (дворянство, феодалы, помещики, крепостные крестьяне) и профессиональных корпораций (рыцарские и монашеские ордены, ремесленные цеха и гильдии). Взаимодействие людей в этих общностях регулировалось правилами и нормами, сформулированными в установленных кодексах и уставах, которые формировали образ жизни и стиль поведения членов того или иного сословия или корпорации.
Мораль средневекового общества носила патерналистский характер, который выражался в том, что отношения внутри социальных групп уподоблялись отношениям в семье, члены которой беспрекословно подчинялись ее главе, отцу.
Классовая мораль данной эпохи отличалась от морали рабовладельческого строя несколько большими правами эксплуатируемых классов. Так, крестьяне добивались отмены такой привилегии феодала, как право первой ночи. Они получали возможность пользоваться помещичьими и государственными (казенными) лесами и водоемами, отстаивать некоторые права, установленные обычным правом.
Привилегированным сословиям, помимо ведения праздного образа жизни, предписывался ряд норм и правил нравственности, имевших позитивный характер.
Существовала целая система рыцарского воспитания.
В эпоху Средневековья, как никогда, большие возможности влияния на формирование мировоззрения общества и поведение его членов получила церковь. Она являлась одним из могущественных собственников. Под ее контролем находились образование и просвещение.
Буржуазная мораль.
Развитию буржуазной духовной культуры, в том числе и нравственного ее компонента, предшествовала эпоха Возрождения. Эта эпоха представляла собой поворот от господства теологии (богословия), принижающей творческие возможности человека, к наукам, утверждающим силу человеческого разума и способности индивида в определении своей судьбы и преобразовании общественной жизни.
Накопление первоначального капитала на заре буржуазной эпохи часто давалось тяжелым трудом, с риском для здоровья и даже жизни. Это порождало у буржуа такую черту, как бережливость, а периодически сотрясающие капиталистическое производство кризисы — стремление накопить денег на «черный день».
Главным мерилом положения в обществе стали деньги, за которые можно было приобрести политическое влияние и купить государственную власть, получить образование и воспитание, выгодно жениться и т.д.
Гуманистический характер буржуазной морали, отстаивающей свободу и права человека, под воздействием конкуренции сочетается с индивидуализмом, нередко превращающимся в эгоизм и стремление любыми способами воспрепятствовать успеху своих конкурентов.
В буржуазном обществе вместе с новациями сохранялись и развивались некоторые традиции средневековья. Так, рыцарство трансформировалось в джентльменство. Джентльмен — это, как правило, богатый человек, не работающий физически и не занимающийся торговлей. Одним из показателей джентльменства являлась образованность, имеющая в основе гуманитарное образование (самообразование).
Мораль в социалистическом обществе.
В соответствии с марксистско-ленинским пониманием морали внедрялись в сознание и общественные отношения, нравственные социалистические и коммунистические принципы, ценности и нормы. В целом они несли положительный нравственный заряд. В их числе прежде всего коллективизм. Культивировались также равенство, справедливость, социалистический патриотизм и интернационализм, обязательность общественного труда, основанная на принципе "кто не работает, тот не ест", ликвидация эксплуатации человека человеком. Все это подавалось под лозунгом классового, а точнее пролетарского, характера новой морали как высшего ее исторического типа.
Деловая этика при социализме строилась на основе строгого подчинения нижестоящих на служебной лестнице вышестоящим. Деловые взаимоотношения по горизонтали, т.е. между равными по должностному положению, во многом зависели от стиля руководства трудовыми коллективами. В коллективах, где руководители избрали демократический стиль управления, отношения часто носили товарищеский характер.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.