logo
Ответы по этике

Исторические этапы развития морали.

Первобытная мораль.

Появление морали исследователи ее истории связывают с первобытно-общинным строем.

Первоначальной формой выражения нравственных принципов и норм были обычаи. Именно они, будучи способами поведения, принятыми в определенной человеческой общности в перво­бытную эпоху, являлись главными регуляторами поведения людей в отношении членов семьи, рода, племени и инородцев. В основе первобытных обычаев лежали запреты (табу) и ограниче­ния.

При этом подчинение обычаям было безоговороч­ным. Несоблюдение табу наказывалось. Бывало и так, что человек, осознавший греховность и виновность в нарушении первобытной нравственности, кончал жизнь самоубийством.

Своеобразной формой выражения и способом межпоколенной ретрансляции нравственных норм являлись обряды. Они проявляли заложенный в обычаях нравственный смысл в символи­ческих, условных формах: театрализованных действиях, танцах, песнях, аллегориях. Ими сопро­вождались различные стороны жизнедеятельности людей: семейная, хозяйственная, обществен­ная.

Вместе с обычаями, обрядами и традициями в первобытном обществе зарождались и утверж­дались нравственные принципы, нормы, впоследствии приобретшие общечеловеческий харак­тер. В их числе: культ предков, почитание старших, коллективизм, выражавшийся в тесном трудовом взаимодействии и взаимопомощи, патриотизм.

Мораль рабовладельческого общества.

Классическая мораль с присущими ей устойчивыми общечеловеческими нравственными ценностями, принципами и нормами, а также историческими, социальными, профессиональны­ми вариациями и национально-культурными особенностями формировалась и развивалась в классовом обществе.

Первым типом классового общества, как известно, было рабовладельческое. Основу соци­альной структуры такого общества составляли антагонистические классы рабовладельцев и ра­бов.

Представители рабовладельческого класса воспитывались в духе пренебрежительного отно­шения к рабам, воспринимая их как животных существ, не способных на нравственную деятель­ность и поведение. Основное нравственное качество, которое прививалось рабам, — беспрекос­ловное послушание и подчинение своему господину, исполнение всех его желаний и требова­ний. Нарушение этих требований влекло наказание, вплоть до лишения жизни.

Наряду с двумя основными классами в рабовладельческом обществе существовали социаль­ные группы свободных людей, зарабатывающих на жизнь своим трудом. Это торговцы,

ремес­ленники, воины, земледельцы.

Сословно-корпоративная мораль феодального общества.

Нравственные черты феодального общества наиболее выразительно проявились в эпоху Средневековья (конец V — середина XVII вв.). Общество в эту эпоху представляло собой систе­му различных сословий (дворянство, феодалы, помещики, крепостные крестьяне) и профессио­нальных корпораций (рыцарские и монашеские ордены, ремесленные цеха и гильдии). Взаимо­действие людей в этих общностях регулировалось правилами и нормами, сформулированными в установленных кодексах и уставах, которые формировали образ жизни и стиль поведения членов того или иного сословия или корпорации.

Мораль средневекового общества носила патерналистский характер, который выражался в том, что отношения внутри социальных групп уподоблялись отношениям в семье, члены кото­рой беспрекословно подчинялись ее главе, отцу.

Классовая мораль данной эпохи отличалась от морали рабовладельческого строя несколько большими правами эксплуатируемых классов. Так, крестьяне добивались отмены такой приви­легии феодала, как право первой ночи. Они получали возможность пользоваться помещичьими и государственными (казенными) лесами и водоемами, отстаивать некоторые права, установлен­ные обычным правом.

Привилегированным сословиям, помимо ведения праздного образа жизни, предписывался ряд норм и правил нравственности, имевших позитивный характер.

Существовала целая система рыцарского воспитания.

В эпоху Средневековья, как никогда, большие возможности влияния на формирование миро­воззрения общества и поведение его членов получила церковь. Она являлась одним из могущест­венных собственников. Под ее контролем находились образование и просвещение.

Буржуазная мораль.

Развитию буржуазной духовной культуры, в том числе и нравственного ее компонента, пред­шествовала эпоха Возрождения. Эта эпоха представляла собой поворот от господства теологии (богословия), принижающей творческие возможности человека, к наукам, утверждающим силу человеческого разума и способности индивида в определении своей судьбы и преобразовании общественной жизни.

Накопление первоначального капитала на заре буржуазной эпохи часто давалось тяжелым трудом, с риском для здоровья и даже жизни. Это порождало у буржуа такую черту, как бережли­вость, а периодически сотрясающие капиталистическое производство кризисы — стремление накопить денег на «черный день».

Главным мерилом положения в обществе стали деньги, за которые можно было приобрести политическое влияние и купить государственную власть, получить образование и воспитание, выгодно жениться и т.д.

Гуманистический характер буржуазной морали, отстаивающей свободу и права человека, под воздействием конкуренции сочетается с индивидуализмом, нередко превращающимся в эго­изм и стремление любыми способами воспрепятствовать успеху своих конкурентов.

В буржуазном обществе вместе с новациями сохранялись и развивались некоторые традиции средневековья. Так, рыцарство трансформировалось в джентльменство. Джентльмен — это, как правило, богатый человек, не работающий физически и не занимающийся торговлей. Одним из показателей джентльменства являлась образованность, имеющая в основе гуманитарное обра­зование (самообразование).

Мораль в социалистическом обществе.

В соответствии с марксистско-ленинским пониманием морали внедрялись в сознание и общест­венные отношения, нравственные социалистические и коммунистические принципы, ценности и нормы. В целом они несли положительный нравственный заряд. В их числе прежде всего кол­лективизм. Культивировались также равенство, справедливость, социалистический патриотизм и интернационализм, обязательность общественного труда, основанная на принципе "кто не ра­ботает, тот не ест", ликвидация эксплуатации человека человеком. Все это подавалось под лозун­гом классового, а точнее пролетарского, характера новой морали как высшего ее исторического типа.

Деловая этика при социализме строилась на основе строгого подчинения нижестоящих на служебной лестнице вышестоящим. Деловые взаимоотношения по горизонтали, т.е. между рав­ными по должностному положению, во многом зависели от стиля руководства трудовыми кол­лективами. В коллективах, где руководители избрали демократический стиль управления, отно­шения часто носили товарищеский характер.