Этическая мысль современности.
Современный этап в развитии этической мысли представлен следующими направлениями и школами:
♦рационалистическое направление — прагматизм и неопозитивизм;
♦иррационалистическая этика — неофрейдизм , экзистенциализм и персонализм;
♦религиозно-этическое направление — неотомизм и неопротестантизм.
Прагматизм как одно из направлений этической мысли формируется в США в конце XIX в. и получает развитие в XX в.
Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи обращают внимание на то, что любые идеи имеют ценность только в той мере, в какой они приносят пользу. Истинными следует считать только те представления человека, которые имеют благоприятные последствия, а критерием морали является практическая целесообразность.
Для человека важна не опора на сфантазированные теоретические абстракций", а приспособление его к окружающему миру, выживание и развитие. Если существующая мораль способствует этому, то она выполняет свою роль.
Одним из направлений в этической мысли XX в. является неопозитивизм. Его представители обратились к логическим и методологическим основаниям этики и занялись вопросом о том, каким образом строятся этические теории и могут ли они претендовать на статус научности. Исходя из основных принципов подлинно научной методологии, этику, по мнению представителей неопозитивизма, следует рассматривать как метатеорию. Метаэтика — это теория о том, как строятся этические теории и почему они не в состоянии прийти к общим выводам. Она не возражает против существования этических теорий о моральных ценностях и идеалах, выводимых из природы человека или воли Бога, с соответствующими нормативными выводами, но метаэтика решительно выступает против того, чтобы эти теории претендовали на статус научного знания.
Важным направлением этической мысли XX в. является экзистенциализм. По мнению представителей экзистенциализма, человек — единственное в мире существо, у которого существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, действует, и только потом определяется человеческая реальность — это динамически развертывающийся из себя процесс самосознания и самоопределения человека. Человек заполняет бытие своим существованием, своими решениями и поступками, придавая сотворенному им бытию определенный смысл. Человек открыт для будущего, и он сам проецирует себя в будущее, поэтому незавершенность и устремленность в будущее являются качественной характеристикой его существования.
Поскольку человек сам созидает свою сущность, то он делает из себя того, кем является: честного или подлеца, труса или героя. Осуществляя свободный выбор, человек независим ни от религии, ни от моральных ценностей, существующих в обществе. Выбор человека реализуется в его поступке.
Представители неофрейдизма, частично отходя от истолкования Фрейдом нравственных отношений в духе сексуальности, вводят понятие "коллективного бессознательного", обусловленное социальными факторами. Э.Фромм сводит "коллективное бессознательное" к двум установкам: первичной (Эрос), направленной на стремление человека реализовать свои задатки, и вторичной (Танатос), направленной на присвоение окружающей реальности. Они определяют господствующие в обществе нравственные отношения и влияют на моральную структуру личности. Э. Фромм выделяет этику гуманистическую и авторитарную. Гуманистическая этика — это прикладная наука об умении человека жить, раскрывая все силы и возможности своей природы.
В рамках авторитарной этики законы и нормы поведения человека устанавливает власть, поэтому главной добродетелью является послушание. Совесть заключается в глубоком усвоении личностью внешнего авторитета. При этом человек может не разделять мнение о том, что некоторые нормы хороши, но будет придерживаться их из страха. В таком понимании совесть унижает человека.
Характерной особенностью религиозного направления в этике XX в. является попытка переосмыслить с учетом новейших тенденций традиционные религиозные доктрины.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.