logo
Ответы по этике

Этическая мысль современности.

Современный этап в развитии этической мысли представлен следующими направлениями и школами:

♦рационалистическое направление — прагматизм и неопозитивизм;

♦иррационалистическая этика — неофрейдизм , экзистенциализм и персонализм;

♦религиозно-этическое направление — неотомизм и неопротестантизм.

Прагматизм как одно из направлений этической мысли формируется в США в конце XIX в. и получает развитие в XX в.

Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи обращают внимание на то, что любые идеи имеют ценность только в той мере, в какой они приносят пользу. Истинными следует считать только те представления человека, которые имеют благоприятные последствия, а критерием морали является практическая целесообразность.

Для человека важна не опора на сфантазированные теоретичес­кие абстракций", а приспособление его к окружающему миру, выживание и развитие. Если су­ществующая мораль способствует этому, то она выполняет свою роль.

Одним из направлений в этической мысли XX в. является неопозитивизм. Его представители обратились к логическим и методологическим основаниям этики и занялись вопросом о том, ка­ким образом строятся этические теории и могут ли они претендовать на статус научности. Исхо­дя из основных принципов подлинно научной методологии, этику, по мнению представителей неопозитивизма, следует рассматривать как метатеорию. Метаэтика — это теория о том, как строятся этические теории и почему они не в состоянии прийти к общим выводам. Она не возра­жает против существования этических теорий о моральных ценностях и идеалах, выводимых из природы человека или воли Бога, с соответствующими нормативными выводами, но метаэтика решительно выступает против того, чтобы эти теории претендовали на статус научного знания.

Важным направлением этической мысли XX в. является экзистенциализм. По мнению пред­ставителей экзистенциализма, человек — единственное в мире существо, у которого существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, дей­ствует, и только потом определяется человеческая реальность — это динамически развертываю­щийся из себя процесс самосознания и самоопределения человека. Человек заполняет бытие сво­им существованием, своими решениями и поступками, придавая сотворенному им бытию опре­деленный смысл. Человек открыт для будущего, и он сам проецирует себя в будущее, поэтому незавершенность и устремленность в будущее являются качественной характеристикой его су­ществования.

Поскольку человек сам созидает свою сущность, то он делает из себя того, кем является: честного или подлеца, труса или героя. Осу­ществляя свободный выбор, человек независим ни от религии, ни от моральных ценностей, су­ществующих в обществе. Выбор человека реализуется в его поступке.

Представители неофрейдизма, частично отходя от истолкования Фрейдом нравственных отношений в духе сексуальности, вводят понятие "коллективного бессознательного", обусловленное социальными факторами. Э.Фромм сводит "коллективное бессознательное" к двум уста­новкам: первичной (Эрос), направленной на стремление человека реализовать свои задатки, и вторичной (Танатос), направленной на присвоение окружающей реальности. Они определяют господствующие в обществе нравственные отношения и влияют на моральную структуру личности. Э. Фромм выделяет этику гуманистическую и авторитарную. Гуманистическая этика — это прикладная наука об умении человека жить, раскрывая все силы и возможности своей природы.

В рамках авторитарной этики законы и нормы поведения человека устанавливает власть, поэтому главной добродетелью является послушание. Совесть заключается в глубоком усвоении личностью внешнего авторитета. При этом человек может не разделять мнение о том, что некото­рые нормы хороши, но будет придерживаться их из страха. В таком понимании совесть унижает человека.

Характерной особенностью религиозного направления в этике XX в. является попытка пере­осмыслить с учетом новейших тенденций традиционные религиозные доктрины.