Этика, ее предмет, виды, структура.
Этика — это наука о морали (нравственности). Мораль же есть способ регулирования поведения людей в обществе при помощи установленных в нем принципов и норм. Эти нормы выступают в виде обычаев, нравоучений, традиций, религиозных заповедей, формулируются в народном фольклоре, учебной, научной и художественной литературе, профессиональных этических кодексах.
Предмет этики.
Этика - философское учение, предметом которого является Мораль (нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло. Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Тем самым этика становится основой создания оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения между людьми, и ориентиром для выработки каждым человеком собственной «стратегии и тактики правильной жизни».
Виды этики.
Этика, ориентированная на человека, его жизнь, свободу и интересы - это гуманистическая этика. Этика и мораль, ориентированные на нечто иное, внешнее по отношению к человеку (например, идею коммунизма, или мирового господства, или исполнение воли вождя) - это авторитарная этика.
В какой-то мере основы гуманистической этики были провозглашены еще в XIX в. философом И.Кантом в знаменитом категорическом императиве, который требовал не относиться к другому человеку «только как средству, но и всегда в то же время и как к цели».
Принципиальные позиции гуманистической этики заключаются в том, что «цель человека — быть самим собой, а условие достижения такой цели — быть человеком для себя» (Э. Фромм). Таким образом, гуманистическая этика опирается па веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.
Гуманистическая этика антропоцентрична, в том смысле, что все его ценностные суждения определяются особенностями и интересами его существования. Для нее человек на самом деле — «мера всех вещей».
Структура этики.
История а) морали б) этических учений | Теория морали: структура и функции | Нормативная этика. Высшие моральные ценности
| Прикладная этика
|
История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней; здесь можно выделить дескриптивную этику, предметом которой выступают социально-исторические типы морали (рыцарская, буржуазная).
Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе ее структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.
Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях и предписывают определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать «стратегию и тактику правильной жизни».
Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика также имеет свою специфику и свою структуру.
Прикладная этика
Экоэтика и биоэтика | Этика гражданственности
| Ситуативная этика
| Этика межличностного общения
| Профессиональные этики
|
Этика интимных отношений
| Этика публичных действий
| Этикет |
Прикладная этика - совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе нормативной этики практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности.
Специфичность ПЭ проявляется в ряде ее особенностей.
•По сравнению с общей этикой ПЭ более специализирована и поэтому более прагматична.
•ПЭ включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали - социологических, психологических, педагогических.
•ПЭ отличается сильным технологическим аспектом: она предполагает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей совокупности ее «опредмеченную силу».
•В процессе «приложения» продолжается развитие общечеловеческих норм и требований этики.
«Практичность» ПЭ проявляется, прежде всего, в ее структуре, в которую входят:
Экологическая этика рассматривает нормы поведения человека, как части экосистемы по отношению к окружающей среде, биоэтика - как ее составляющая - «озабочена» поведением человека по отношению к «Иному Живому».
Этика гражданственности разрабатывает нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу.
Этика межличностного общения описывает «уровни» и «барьеры» человеческих отношений, их принципы, правила и нормы.
Ситуативная этика вырабатывает практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности и общения - как интимным (межличностным), так и публичным (массовидным). В ситуативную этику входит этикет.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Этика делового общения занимает особое место в системе ПЭ. Во-первых, по сравнению с другими видами она максимально «технологизирована». Во-вторых, по своему статусу, значению и формам она включает в себя и нормативную, и ситуативную этики. В-третьих, она может выступать и в роли самостоятельной профессиональной этики.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.