Акмеология. Наука о развитии личности.
Акмеология личности – это наука о закономерностях достижения ею вершин своего физического, интеллектуального и духовного развития.
Основные задачи, решаемые акмеологией:
Акмеология исследует ступень зрелости в развитии личности, определяет сходство и различие на этой ступени у разных людей и выявляет действия факторов, обуславливающих индивидуальную картину зрелости.
Выявление характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы человек мог успешно проявить себя на ступени зрелости.
Прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциуомов, а также природных условий, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально проявить себя на ступени зрелости.
Акмеология изучает особенности труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности, выделяя то общее, что их объединяет и, таким образом, раскрывая понятие высокого профессионализма.
В акмеологии выделяют следующие направления развития человека:
Индивидное развитие. Развитие организма и связанных с ним задатков
Личностное развитие.
Субъектно-деятельное.
Основные варианты развития человека:
Индивидное развитие значительно опережает личностное и субъектно-деятельное.
Личностное развитие протекает более интенсивное, чем остальные два.
Субъектно-деятельное развитие преобладает над личностным и индивидным.
Оптимальный вариант. Предполагает относительное соответствие темпов индивидного, личностного, субъектно-деятельное.
Социальные макрофакторы развития человека:
Социально-экономические условия общества, членом которого человек является.
Конкретное историческое время, в котором живет человек.
Социальная принадлежность человека.
Конкретная социальная ситуация развития.
Возраст человека.
Пол.
Основные типы профессиональной карьеры.
Линейная карьера. Складывается у человека, успешно выбравшего профессию и последовательно продвигающегося по служебной лестнице с повышением социального статуса.
Стабильный тип карьеры. Складывается у человека, успешно выбравшего профессию и достигающего в ней все более высокого уровня с повышением своего профессионального статуса.
Спиральный тип карьеры. Складывается у людей, успешно включающихся в профессиональную деятельность, достигающих в ней высоких результатов, однако через несколько лет теряющих интерес к данной профессии и меняющих сферу деятельности.
Кратковременная карьера. Сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам, повышение которых по службе бывает случайным и незначительным.
Платообразная. Характерна для людей, успешно справляющихся со своими обязанностями и достигающих в карьере определенного уровня, на котором обнаруживается предел их возможности и компетентности.
Снижающаяся. Наблюдается в тех случаях, когда человек успешно начинает определенную деятельность, добивается определенных успехов, но затем теряет свои профессиональные качества и опускается по служебной лестнице.
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.