Этика делового общения «по горизонтали».
Общение «по горизонтали» должно быть ориентировано на установление оптимального морально-психологического климата в коллективе. Для этого коллектив должен обладать определенными качествами:
слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;
доброжелательность, в атмосфере которой человек, не стесняясь, может проявить себя как личность и как профессионал;
чуткость и тактичность, которые не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его личную жизнь;
терпимость к особенностям и недостаткам людей, умение принимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.
Формируются все эти качества коллектива на основе морально-психологической общности людей, предполагающей:
наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих членов коллектива не только в служебное время, но и в неформальной обстановке;
ориентацию на общие нравственные нормы и ценности, что помогает предотвратить серьезные конфликты и разногласия;
сходство мнений в оценках, как производственных проблем, так и вопросов, выходящих за рамки служебных интересов (политика, культура, мода);
присутствие особого «мы - чувства», формирующего гордость за принадлежность к институту, фирме или компании, стремление поддержать их престиж, доказать их (и свое) превосходство.
Кроме перечисленных качеств коллектива большое значение для самочувствия и работоспособности людей имеет ряд других обстоятельств.
1. Соответствие должности и служебных обязанностей работника той «роли», к которой они предрасположены по организации их мышления и наклонностей самой природой.
Условно эти «роли» классифицируются следующим образом:
«генераторы идей» - люди, обладающие нестандартным мышлением, способные к творчеству, предрасположенные к созданию нового;
«исполнители» - люди, обладающие репродуктивным складом ума и исполнительскими наклонностями, добросовестно реализующие и внедряющие чужие идеи;
«эксперты» - люди, предрасположенные к прогнозированию и предвидению, способные заранее просчитать и увидеть, как будет «работать» предлагаемая идея;
«критики» - люди с особым, критичным складом ума, подмечающие все недостатки и «узкие» места, зачастую не способные к продуктивной деятельности, но зато выявляющие те негативные моменты, которые остальными не замечаются;
«шут гороховый» - легкий, необидчивый, контактный человек, способный поднять настроение в коллективе или разрядить тяжелую конфликтную обстановку.
2. Наличие в коллективе слоев, отличающихся типом поведения и способом взаимодействия с другими:
«коллективисты» - общительны, тяготеют к совместным действиям, поддерживают общественные начинания, быстро включаются в мероприятия.
«индивидуалисты» - больше тяготеют к самостоятельным действиям, часто замкнуты и необщительны, но это не всегда свидетельствует об их высокомерии, а скорее о застенчивости или неуверенности в себе.
«претензионисты» - предрасположены к активному участию в жизни и делах коллектива, но обладают повышенным тщеславием (претензиями), обидчивы, стремятся постоянно находиться в центре внимания.
«подражатели» - отличаются слабой самостоятельностью мышления и отсутствием инициативы.
«пассивные» - тип слабохарактерных людей. Они добродушны, дружелюбны, исполнительны.
«изолированные» - люди, которые своими действиями или высказываниями (пренебрежение к работе и жизни коллектива, стремление переложить все на плечи других, грубость, эгоизм и т. п.) оттолкнули от себя большинство сотрудников.
3. Наличие совместимости или несовместимости между членами коллектива, относящимися к разным слоям, группам и «ролям» (добавим сюда еще и различия во взглядах, убеждениях, жизненном опыте, потребностях и интересах). Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Совместимыми могут быть люди как с одинаковыми, так и с разными, но удачно дополняющими друг друга качествами. Несовместимость - это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, различие во внимании, мышлении, ценностных установках;
Принципы и нормы отношений «по горизонтали»:
1. Самоуправление и контроль собственного поведения, формирование в себе качеств, необходимых делу, приятных окружающим, способствующих успеху и продвижению.
2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.
3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими - «иными» по сравнению с нами.
4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого человека.
5. Способность к сочувствию, сопереживанию - это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.
Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения, включающих в себя:
• подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;
• умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;
• стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
• умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения деловых проблем;
• способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.
Оптимизации отношений «по горизонтали» способствуют также установка, ожидания, желания личности.
Если вы стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и желаете, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте следующим советам:
• искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;
• доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;
• запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям это нравится;
• умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;
• говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;
• дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.