logo search
лабунская

6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей

Внешние атрибуты поведения человека еще недо­статочно изучены в отечественной социальной психо­логии. Ряд работ, выполненных в 70—80-е годы в русле социальной перцепции, положили начало научному ос­мыслению роли эмоционально-когнитивных образований, возникающих в процессе восприятия различных компонентов внешности человека, в регуляции обще­ния, создания образа о личности субъекта взаимодей­ствия. Одним из фундаментальных выводов работ того времени можно считать вывод о когнитивно-регулятив­ных, информативных, эмотивных, эмоциональных фун­кциях образов и представлений, интерпретаций, появля­ющихся в результате восприятия внешности человека.

К концу 80-х годов количество работ, направленных на изучение проблемы «внешность — личность — об­раз», заметно сократилось (справедливости ради, необ­ходимо отметить, что исследования, посвященные вос­приятию различных компонентов внешности, всегда были малочисленными), но в последнее время в связи с обращением к проблеме выражения и самовыраже­ния личности возрождается интерес к работам этого направления. Естественно, что предметное поле таких работ формируется с учетом новых тенденций в соци­альной психологии и психологии выражения, которые складываются под сильным влиянием данных кросс-культурных и тендерных исследований. В них с наи­большей очевидностью зафиксированы изменения ста­тусно-ролевого поведения человека, внешних атрибутов его половых ролей, психологических и социально-пси­хологических характеристик фемининности — маску­линности, в связи с новыми социокультурными, социо-экономическими реалиями.

Все признаки или элементы внешности человека делятся на три категории: устойчивые, среднеустойчи-вые и неустойчивые. К среднеустойчивым элементам внешности относятся одежда, косметика, украшения и прическа. Они легче всего по сравнению с другими элементами внешности поддаются различным транс­формациям и поэтому чаще всего являются основой создания имиджа социальной половой роли (устойчи­вые компоненты внешности человека можно радикаль­но изменить лишь с помощью пластической хирургии, а неустойчивые компоненты являются настолько спонтайными и неосознаваемыми, что трудно поддаются контролю). Одежда и украшения являются оформлени­ем фигуры человека, а прическа используется для офор­мления лица и всего внешнего облика. Из эксперимен­тальных исследований (25) известно, что человек узнает другого по очертанию лица и форме прически, что раз­личение мужского и женского пола осуществляется на основе формы прически. Так как лицо выступает в об­щении в качестве фокуса, на котором концентрирует­ся восприятие, то оно играет ведущую роль в форми­ровании представления о партнере, а вместе с ним и прическа. Она как среднеустойчивый элемент внешно­сти человека влияет на формирование определенного психологического содержания его образа и его социаль­ной роли. Являясь среднеустойчивым элементом, вклю­чение которого во внешний облик человека ограниче­но различными социокультурными, социальными, половозрастными факторами, прическа как бы вбира­ет в себя те психологические и социально-психологи­ческие характеристики личности, которые важны с точки зрения вышеназванных ограничений. Об этом свидетельствуют работы (56, 70, 80, 107, 195), рассмат­ривающие историю становления прически как социо­культурного, социального, эстетического феномена. В них подчеркивается, что прическа видоизменялась на протяжении истории человечества под влиянием таких факторов, как религиозные предрассудки, установки и стереотипы общества, его социально-иерархическая структура, уровень экономического развития, полити­ческая ориентация и состояние института власти в об­ществе. С. П. Школьников (197) предложил классифи­кацию причесок, исходя из ее многообразных функций в истории человечества: 1) прическа как атрибут клас­совой принадлежности; 2) прическа как признак опре­деленного семейного положения (например, в средние века носили височные косы только незамужние девуш­ки) ; 3) прическа как символ профессиональной принад­лежности (стянутые сыромятным ремнем волосы были «профессиональной» прической русских иконописцев); 4) прическа как отражение национальных традиций (на­пример, прическа японских женщин); 5) прическа как отражение догматов и требований религиозного веро­учения; 6) прическа как отражение общего художествен­ного стиля эпохи. Учитывая эти функции прически, мож­но констатировать, что она постоянно выступает в роли транслятора общественно-значимых и субъективно-значимых характеристик личности, исполняющей опре­деленную социальную роль, и сама прическа с ее пси­хосемантическим пространством входит в структуру социальных ожиданий относительно тех или иных со­циальных ролей.

В прическе, как следует из работ (56, 197), запечатле­ны также черты индивидуальности человека, отпечаток его вкусов и взглядов. Поэтому прическе присуще наря­ду с культурными, социальными, религиозными, профес­сиональными, эстетическими функциями, экспрессивно-диагностические и маскировочные (корректирующие) функции. С помощью прически можно скрыть или под­черкнуть особенности строения лица, отражающие наи­более важные и выразительные черты личности челове­ка, изменить представления о возрасте человека и т. д.

Таким образом, прическа человека как элемент его внешнего облика выполняет ряд функций, в том числе и социально-психологические, среди которых следует назвать когнитивно-регулятивную и функцию статусно-ролевой, возрастно-половой, групповой идентификации.

В данной работе ставится задача рассмотреть психо­логические и социально-психологические характерис­тики женских социальных ролей и отношение к ним. Данная задача решается с помощью привлечения пси­хосемантических методов оценки внешних атрибутов поведения представительниц определенных социальных ролей. В качестве элемента внешности, играющего ис­ключительную роль в формировании отношения к ис­полнительнице определенной социальной роли, имеющего устойчивое психосемантическое пространство, выступает прическа

Цель эмпирической части исследования состояла в том, чтобы определить взаимосвязи между уровнем привлекательности прически, структурой ее психосе­мантического пространства и женскими социальными ролями.

Методика и процедура исследования

1. Для проверки гипотезы о том, что каждая причес­ка характеризуется определенным психосемантическим пространством, была использована методика психосе­мантического дифференциала, разработанная В. Ф. Пет­ренко (142) и модифицированная в соответствии с задачами исследования. Вариант личностного се­мантического дифференциала (Л. С. Д.) включает в себя 41 пару прилагательных-антонимов, характеризующих личность человека

2. Для проведения эксперимента был разработан набор изображений 22-х различных женских причесок. В этот набор вошли прически, относящиеся к следую­щим типам оформления: 1) короткая стрижка, «каре»; 2) полудлинная стрижка; 3) распущенные длинные во­лосы; 4) классически уложенные длинные волосы. В процессе исследования испытуемый руководствовался следующей инструкцией: «Перед Вами 22 изображения женских причесок и список прилагательных-антони­мов, характеризующих человека. Прилагательное, нахо­дящееся в левой части пары, условно обозначается бук­вой «А». Прилагательное, находящееся справа, — буквой «Б». Ваша задача состоит в том, чтобы внима­тельно посмотреть на прическу и отметить в бланке от­ветов то прилагательное из пары, которое наиболее со­ответствует рассматриваемой прическе».

3. Для проверки гипотезы о взаимосвязи между уровнем привлекательности прически и структурой ее психосемантического поля была использована процедура ранжирования причесок. Респонденту предлагалось проранжировать все прически по критерию «привлека­тельные — непривлекательные». Инструкция выгляде­ла следующим образом: «Перед Вами набор изображе­ний 22-х причесок. Посмотрите на них внимательно. Выберите наиболее приятную и привлекательную для Вас прическу. Положите ее изображение слева от себя. Затем выберите самую неприятную и непривлекатель­ную для Вас прическу и положите ее справа. Теперь Ваша задача — разложить все остальные прически от самой привлекательной до самой непривлекательной».

4. Для проверки гипотезы о взаимосвязи прически определенного типа с опреде\енной женской социаль­ной ролью был разработан список социальных ролей, в соответствии с которым необходимо было соотносить прическу. Этот список включал 16 женских ролей, ко­торые были выбраны на основе трех критериев. 1) куль­турно-демографическому; 2) статусно-иерархическому; 3) возрастному. Роли были представлены как пары ам­бивалентных ролевых позиций. 1—2. Христианка — му­сульманка; 3—4. Западная — восточная женщина; 5— 6. Аристократка — простолюдинка; 7—8. «Новая русская» — работница; 9—10. Преподавательница — студентка; 11 —12. начальница — секретарша; 13—14. Женщина-политик — домохозяйка; 15—16. Де­вушка (18—25 лет) — женщина (40—50 лет).

Выбор ролевых позиций «христианка — мусульман­ка» обусловлен обострением взаимоотношений между представителями этих религиозных верований в совре­менном обществе. Противопоставление социальных ролей «западная» и «восточная» женщина связано с культурно-философским противопоставлением запад­ной и восточной культур и с положением, которое за­нимает Россия в контексте данного противопоставле­ния В список были включены социальные роли «аристократка» и «простолюдинка» в связи с возрож­дением в нашем обшестве понятий о происхождении, о принадлежности к определенной социальной страте.

Выбор социальной роли «новая русская» обусловлен возникновением новой прослойки общества, что отра­жено в периодической литературе. Эта социальная роль не подразумевает конкретизации' жена «нового русско­го» или предпринимательница высокого уровня. Это об­раз богатой, обеспеченной женщины со всеми соответ­ствующими атрибутами. Ей противопоставляется социальная роль «работница» — простая женщина-тру­женица, ведущая скромный образ жизни. Социальные роли «преподавательница» — «студентка» и «начальни­ца» — «секретарша» являются отражением иерархичес­кой структуры образования и организации. Ролевая позиция «женщина-политик» вошла в список соци­альных ролей как интересный феномен, ярко представ­ленный в политической жизни России. Он требует при­стального изучения, так как имидж политика должен тщательно разрабатываться для достижения высокой успешности и эффективности такого рода деятельнос­ти. Социальная роль «домохозяйка» подчеркивает не только среду обитания, род занятий, но и более низкий уровень активности в общественной жизни. Эта роль, по сути, является женской экспрессивной половой ро­лью. Противопоставление социальных ролей «девушка (18—25 лет)» — «женщина (40—50 лет)» отражает поло-ролевые стереотипы поведения, учитывающие соци­альные возрастные рамки.

Математическая обработка данных включала вычис­ление оценки вероятности приписывания i-й характе­ристики личности для j-й прически по группе из N ис­пытуемых:

РчА = (N - п)- 1\ РчБ = (N - п)- I БЬ].

Для построения «психосемантического поля» при­чески отбирались характеристики с Р > 0,75. Результа­ты психосемантического анализа причесок и их соответствие определенным социальным ролям опреде­лялось двумя способами 1) вычисление оценки вероятности для каждого соответствия «прическа — соци­альная роль» по группе из N испытуемых.

р. = n-!£c,

jk ljk'

где С, — факт выбора 1-м испытуемым соответствия к-й социальной роли и j-й прически

Таким образом была получена матрица соответствий «социальная роль — прическа» Прически с Р > 0, 5 считаются адекватными данной социальной роли; с Рк = 0 — неадекватными; с 0 < Р < 0,1 — нежелатель­ными для данной социальной роли, 2) вычисление оцен­ки вероятности приписывания причесок определенной группы («привлекательные», «отвергаемые», «нейтраль­ные») для каждой социальной роли.

Pmk = N-'lGmlk/Glk,

где Glk — все прически, выбранные 1-м испытуемым для k-й социальной роли, G m — прически m-й группы приче­сок ( + ,0, —), выбранные 1-м испытуемым для k-й соци­альной роли.

Таким образом была получена матрица выборов групп причесок в зависимости от женской социальной роли. При Р^^ 0, 5 считалось, что приписывание опре­деленной группы причесок той или иной социальной роли является значимым, а при 0, 3 < Р^ < 0, 5 счита­лось, что имеется тенденция в отнесении прически к оп­ределенной социальной роли.

В эксперименте по проверке 1 -й и 2-й гипотезы при­няли участие 22 человека' 12 женщин и 10 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет В эксперименте по проверке 3-й гипотезы круг испытуемых был расширен до 50-ти человек: 26 женщин и 24 мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. В выборку вошли люди с высшим экономичес­ким, техническим и гуманитарным образованием' со­трудники НИИ связи г. Таганрога Ростовской области, а также студенты различных факультетов РГУ.

С помощью метода ранжирования причесок по кри­терию «привлекательные — непривлекательные» были выделены три группы причесок: «привлекательные при­чески»; «отвергаемые прически»; «нейтральные причес­ки» . Используя методику ЛСД, были определены набо­ры личностных характеристик, соответствующих прическам, попавшим в одну группу.

Психосемантические поля «привлекательных приче­сок» включают такие характеристики личности, как: честный (1,0), мягкосердечный (1,0), чувственный (1,0), молодой (1,0), дружелюбный (1,0), обаятельный (0,95), добрый (0,94), благородный (0,94), эмоциональный (0,92), непринужденный (0,89), сексуальный (0,89), привлека­тельный (0,89), спокойный (0,88), самоуверенный (0,88), моральный (0,88), утонченный (0,87), современный (0,87), прямой (0,87), приятный (0,84), счастливый (0,82), веселый (0,81), умный (0,79), жизнерадостный (0,78), общительный (0,76), чистый (0,76), наивный (0,76), ин­тересный (0,95), открытый (0,8), гордый (0,85), смелый (0,81), сильный (0,77). Как следует из личностных харак­теристик, приписываемых прическам, лица, носящие прически из группы «привлекательные прически», представлены в качестве субъектов общения, обладаю­щих необходимыми для успешного взаимодействия ат­трактивными чертами (привлекательный, обаятельный, сексуальный, приятный, наивный, интересный), эмоци­онально-экспрессивными параметрами личности (чувственный, эмоциональный, непринужденный, сча­стливый, жизнерадостный, веселый), позитивным отно­шением к другому (общительный, дружелюбный, мягкосердечный, добрый, открытый), нравственно-эти­ческими качествами (честный, чистый, моральный, бла­городный) , интеллектуально-волевыми свойствами лич­ности (спокойный, самоуверенный, прямой, умный, гордый, смелый, сильный); эстетическими особенностя­ми (утонченный, молодой, современный).

Прическам из группы «привлекательные» приписы­ваются исключительно положительные характеристики личности. В структуре психосемантического поля «при­влекательных» причесок центральное место занимают аттрактивные, эмоционально-позитивные отношения к другому. Характеристики личности, ее общения, отно­шения к другому, приписываемые участниками иссле­дования «привлекательным» прическам, относятся в их совокупности к феминному способу поведения. В ка­честве исключения, нарушающего «чистоту образа феминности», можно назвать интеллектуально-волевые черты, приписываемые «позитивным» прическам. Но и данный элемент психосемантического пространства «привлекательных» причесок отражает тенденции из­менения современного образа феминности.

В отличие от «привлекательных» причесок психосе­мантическое пространство «отвергаемых» включает исключительно отрицательные, негативные характери­стики личности: скучный (1,0), унылый (0,95), неприят­ный (0,89), скованный (0,88), себе на уме (0,88), замкну­тый (0,83), несчастный (0,82), отталкивающий (0,82), несексуальный (0,81), холодный (0,81), грубый (0,8), рав­нодушный (0,78), конформный (0,78), неряшливый (0,76), закомплексованный (0,75), робкий (0,75) гордый (0,85), хитрый (0,75), типичный (0,75). Центральное ме­сто занимают, как и в случае с «привлекательными» прическами, аттрактивные свойства личности и эмоци­онально-экспрессивные характеристики. Но данные параметры имеют противоположный знак, несут нега­тивный смысл: отталкивающий, непривлекательный, холодный, скованный, несчастный, унылый и т. д. чело­век. Он наделяется также некоторыми особенностями контактирования, отношения с другими людьми: кон­формный, робкий, замкнутый, хитрый, себе на уме, закомплексованный, грубый, скучный. Внешний вид человека, имеющего прическу из группы «отвергае­мых», определен как неряшливый, типичный.

Таким образом, в психосемантическом пространстве «отвергаемых» причесок преобладают негативно-атт­рактивные характеристики и негативные оценки лич­ности как субъекта общения, отношений. Образ лично­сти, возникающий на основе восприятия причесок данной группы, также можно отнести к одному из об­разов феминности. Этот тип образа феминности отра­жает реалии определенной социокультурной среды и свидетельствует о существовании трансформаций жен­ских образов (от женщины к «тетке»). Промежуточное положение занимают образы феминности, возникаю­щие в результате восприятия причесок из группы «ней­тральные». Психосемантическое поле этих причесок' включает следующие характеристики личности: гордый (0,94), сильный (0,89), активный (0,89), умный (0,88), тру­долюбивый (0,88), прямой (0,88), обаятельный (0,88), благородный (0,86), аккуратный (0,83), спокойный (0,83), жизнерадостный (0,82), счастливый (0,82), приятный (0,81), честный (0,81), веселый (0,81), уравновешенный (0,79), добрый (0,79), самоуверенный (0,78), смелый (0,78), привлекательный (0,76), дружелюбный (0,75), от­зывчивый (0,76), моральный (0,76), мужественный (0,75), непринужденный (0,75)

Ведущее место в структуре психосемантического поля причесок данного типа занимают характеристики личности, создающие образ сильного, активного, умно­го и в то же время доброго, отзывчивого, дружелюбно­го человека. В отличие от психосемантических полей «привлекательных» и «отвергаемых» причесок, в кото­рых достаточно полно представлены аттрактивные, эмоционально-чувственные экспрессивные характери­стики личности, в психосемантичнском пространстве «нейтральных» причесок эти характеристики личности представлены минимально. Наиболее интересным явля­ется отсутствие оценки сексуальности и присутствие таких маскулинных черт, как мужественность, сила, самоуверенность, уравновешенность и т. д. Психосе­мантическое пространство «нейтральных» причесок отражает еще один тип образа феминности — это де­ловая, преуспевающая и вместе с этим привлекательная женщина.

Об устойчивости представлений о личности, имею­щей определенную прическу, свидетельствуют данные о соотношении между такими показателями, как сте­пень привлекательности прически и женская соци­альная роль. Ниже приводятся результаты этой части исследования в соответствии с заданными ролевыми позициями.

«Христианка» и «мусульманка» — роли, выделен­ные на основе культурно-религиозного критерия. Под­бирая прически «христианкам» и «мусульманкам», уча­стники исследования предпочитают приписывать им «отвергаемые» прически (для социальной роли «хрис­тианка» с Pmk = 0,39; «мусульманка» — Pmk = 0,34). Вме­сте с этим наблюдаются различия между ограничения­ми в выборе причесок для «христианки» и «мусульманки». Для последней не выбираются причес­ки типа стрижки, слишком пышные, с распущенными волосами.

Социальной роли «западная» женщина приписыва­ются прически из группы «привлекательных причесок» (Pmk = 0,5), а социальной роли «восточная» женщина из группы «отвергаемых причесок» (Pmk — 0,35). Наиболее часто социальной роли «западная» женщина приписы­ваются прически, психосемантическое пространство которых включает следующие характеристики личнос­ти: молодая, современная, умная, привлекательная, оба­ятельная. Большинством участников исследования не выбираются для этой роли прически, не включающие позитивные характеристики интеллектуальной сферы или имеющие в своем психосемантическом простран­стве негативные характеристики аттрактивных качеств личности. Интересным является тот факт, что у соци­альной роли «восточная» женщина отсутствует типич­ная для нее прическа (т. е выбираемая большинством участников исследования). Вместе с этим наблюдается тенденция к отвержению определенной группы приче­сок как характеристик социальной роли «восточная» женщина. Среди этих причесок те, которые представ­ляют собой стрижки и распущенные волосы «а-ля ху­дожественный беспорядок».

«Аристократка» — «простолюдинка». Этим соци­альным ролям приписываются противоположные груп­пы причесок. Социальной роли «аристократка» припи­сываются «привлекательные» прически (Р^ = 0,52), а социальной роли «простолюдинка» — «отвергаемые» (Р^ = 0,56). Для социальной роли «простолюдинка» вы­бираются те прически, психосемантическое простран­ство которых состоит, главным образом, из негативных аттрактивных качеств (скучный, неприятный, отталки­вающий, несексуальный) и негативных характеристик эмоциональной сферы личности (унылый, несчастный, холодный). Иными словами, «простолюдинка» воспри­нимается как скучная, несчастная женщина. Представ­ление о внешнем облике «простолюдинки» (с точки зрения ее прически) является более четким и однознач­ным, чем представление о прическе «аристократки». Психосемантическое пространство причесок, выбран- ' ных для социальной роли «аристократка», включает са­мые разнообразные характеристики, за исключением негативных черт личности.

Социальной роли «новая русская» приписываются, главным образом, «привлекательные» прически (Pmk = 0,65). Чаще всего выбирается для социальной роли «новая русская» прическа, психосемантическое поле которой включает такие характеристики личнос­ти, как: интересная, привлекательная, обаятельная, сек­суальная, приятная, чувственная, эмоциональная, жиз­нерадостная, веселая, дружелюбная, утонченная, общительная, открытая, мягкосердечная Имеется тен­денция приписывать «нейтральные» прически социаль­ной роли «работница», но не выявлены типичные для этой роли прически Эти данные свидетельствуют о том, что на уровне обыденного сознания социальная

роль «работница» представлена различными характери­стиками, она многоаспектна и охватывает широкий крут женщин, участвующих в различных видах деятель­ности. Вместе с этим, когда участники исследования начинают относиться к самому понятию «работница» не как к социальному явлению, а как к оценочной ха­рактеристике (женщина — «лошадь»), то появляется тенденция приписывать этой социальной роли причес­ки из группы «отвергаемые».

Взаимосвязь между типом прически и социальными ролями «преподавательница» — «студентка» выглядит следующим образом: социальная роль «преподаватель­ница» не имеет характерных только для нее причесок («привлекательные» — Pmk = 0,34; «отвергаемые» — Рщк ~ 0г31 и «нейтральные» — Ртк = 0,28). Вместе с этим для данной социальной роли выбираются определенные прически из всех трех групп. Пристальный анализ пси­хосемантического пространства причесок, чаще всего выбираемых, но относящихся к различным группам, позволяет заключить, что имеющийся в нем набор ха­рактеристик личности соответствует трем типажам «преподавательниц»: первый тип — молодая, умная, эмоциональная, привлекательная; второй тип: умная, строгая; третий тип — пожилая преподавательница с высокими моральными принципами.

Социальной роли «студентка» приписываются при­чески из группы «привлекательных» (Pmk = 0,53). Пред­ставление о внешнем облике студентки (ее прическе) совпадает с представлением о «западной» женщине, «новой русской», а также с представлением о социаль­ной роли «девушка 18—25 лет». Психосемантические поля всех причесок, адекватных социальной роли «сту­дентка», включают характеристики: молодая, современ­ная, непринужденная, эмоциональная, привлекательная. Далее все прически, которые подбирались для социаль­ной роли «преподавательница», как правило, не выби­рались для социальной роли «студентка».

Социальной роли «начальница» не приписывается определенная группа причесок. Но можно говорить о тенденции выбирать для нее «нейтральные» (Р^ = 0,37) и «привлекательные» прически (Pmk = 0,32). В исследо­вании не обнаружены те прически, которые можно назвать типичными для социальной роли «начальница», но выявлены те прически, которые, по мнению боль­шинства участников исследования, не соответствуют социальной роли «начальница». Это прически, которые в своем основании не содержат идею «тщательной глад­кой укладки». Среди «привлекательных» и «нейтраль­ных» причесок имеются такие, которые относятся по своей форме к гладким прическам, их психосемантичес­кое пространство включает позитивные характеристики интеллектуальной, волевой сферы личности. Социальной роли «секретарша» приписываются «привлекательные» прически (Pmk=0,50), что свидетельствует об ожидании участников исследования видеть «секретаршу» с ярко выраженными аттрактивными и эмоционально-чув­ственными характеристиками личности.

Социальной роли «женщина-политик» приписывают­ся прически из группы «привлекательные» (Р^ = 0,53), среди них предпочтение отдается короткой стрижке с безупречной укладкой. Психосемантическое простран­ство этих причесок состоит из волевых качеств личнос­ти (гордая, смелая, сильная), аттрактивных характерис­тик (обаятельная, привлекательная, интересная), а также из черт, необходимых для деловой женщины (честная, самоуверенная, общительная), и, одновременно, моло­дая, современная, умная. Вместе с этим, для роли «жен­щины-политика» выбираются также те прически, пси­хосемантическое поле которых включает такие черты личности, как: жизнерадостная, счастливая, дружелюб­ная, отзывчивая, непринужденная, веселая. Все пере­численные группы черт способствуют успешной карь­ере «женщины-политика». Для социальной роли «женщина-политик» не выбираются, как правило, при­чески с длинными и распущенными волосами.

Социальной роли «домохозяйка» приписываются чаще прически из групп «нейтральные» (Pmk = 0,4) и «отвергаемые» (Pmk = 0,38). Данные прически характе­ризуются тем, что их психосемантические поля вклю­чают такие качества личности, как: глупая, старомодная, неприятная. Таким образом, можно сделать вывод о том, что представления о внешности «женщины-поли­тика» и «женщины-домохозяйки» не просто отличают­ся, а имеют противоположные по своему знаку психо­семантические пространства. Обеим социальным ролям соответствует определенный тип прически: аккуратно уложенная короткая стрижка для «женщины-политика» и прическа неопределенной формы из коротких волос для «домохозяйки».

Социальной роли «девушка» приписываются в боль­шей мере прически из группы «привлекательные» (Р^ = 0,47), а социальной роли «женщина» прически из группы «отвергаемые» (Pmk = 0,44). Представления о внешнем облике «девушка (18—25 лет)» и «женщина (40—50 лет)» включают полярные характеристики лич­ности.

Таким образом, приведенные выше данные говорят в пользу того факта, что существуют достаточно устой­чивые представления о внешних компонентах различ­ных женских социальных ролей. Во-вторых, каждая женская социальная роль в обыденном сознании не просто представлена какими-то атрибутами внешнего оформления, но и соответствующими им психосеман­тическими пространствами. По данному параметру изу­чаемые социальные роли и соответствующие им вне­шние атрибуты (прическа) подразделяются на три группы: 1) привлекательные женские социальные роли («западная женщина», «аристократка», «новая русская», «студентка», «секретарша», «женщина-политик», «де­вушка»), 2) женские социальные роли, включающие негативные оценки личности их исполнителей, можно сказать, отвергаемые, неприемлемые, непрестижные социальные роли («христианка», «мусульманка», «восточная женщина», «простолюдинка», «женщина 40—50 лет»), 3) женские социальные роли, имеющие полимо­дальные оценки («работница», «преподавательница», «начальница», «домохозяйка»). Важным, на наш взгляд, является то, что в соответствии с психосемантическим пространством внешних атрибутов женских соци­альных ролей объединяются в одну группу социальные роли, которые отличаются друг от друга своим офици­альным социальным статусом. Например, объединяют­ся в одну группу социальные роли «женщина-политик», «студентка», «девушка» или представлены вместе в обы­денном сознании такие социальные роли, как «восточ­ная женщина», «простолюдинка», «женщина 40—50 лет». Наряду с этими фактами, следует подчеркнуть также и то, что ряд женских социальных ролей вызы­вают к себе различное отношение и тем самым отра­жают неустойчивость как позитивных, так и негатив­ных оценок, сложившихся в обыденном сознании. Особенно интересной с этой точки зрения является со­циальная роль «преподавательница». Эту роль сопро­вождает высокий официальный социальный статус и неустойчивое социально-психологическое положение, которое скорее отражает социально-экономические тенденции современного общества. С социально-психо­логической точки зрения данная женская роль менее привлекательна, престижна, чем роль, например, «жен­щины-политика» или «студентки».

Итак, психосемантическое пространство причесок, принадлежащих к группам, отличающимся по степени привлекательности и соответствующим определенным женским социальным ролям, фиксирует психологичес­кие и социально-психологические характеристики об­разов фемининости. Распределение образов феминино-сти в поле координат выбранных нами социальных ролей свидетельствует о наличии наиболее и наименее приемлемых образов фемининости, существующих в обыденно?! сознании современного человека.