logo search
Ответы для гос

Цели психодиагностики ребенка к обучению в школе

В основном, все дети, достигшие 6,5-7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению должна быть ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с учетом их перспективного развития.

Е.А.Сорокоумовой выделяются следующие цели диагностики готовности к школе:

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению выбираются основные ее критерии и подбираются соответствующие методики для их диагностики.

Например, для диагностики уровня сформированности произвольности Д.Б.Эльконин предлагает методику «Графический диктант».

Суть этой методики в следующем. Детям дается лист бумаги в клеточку. Указывается точка отсчета. Учитель показывает ее на доске. После этого идет «диктант»: учитель говорит, куда должен двигаться ребенок от указанной точки отсчета, например: «Вверх на клеточку; на две клеточки вправо; на одну влево» и т.д. Дети, следуя по маршруту, указанному учителем, создают определенный узор. После этого предлагается работать самостоятельно.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А.Венгера и В.В.Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д.Векслера, прогрессивных матриц Дж.Равена (цветной вариант) [8, с. 95].

Ориентационный тест школьной зрелости Йиерасика - Керна поможет проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение следовать образцу, развитие мелкой моторики руки, координация зрения и движения руки) [8, с. 95].

Психологическую готовность детей к обучению в школе по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.

Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения для него учебной деятельностью. По словам Л.С.Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.