logo
Ответы для гос

Соотношение обучения и развития

В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них (ее поддерживают психологи женевского направления: Ж.Пиаже, С.Инельдер и др.) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно, как бы надстраивается над ним.

Психологи другого направления придают обучению ведущее значение. Так по Л.С.Выготскому, обучение движущая сила психического развития. Важно отметить, что развитие и обучение - это разные процессы. По словам Л.С.Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Он рассматривает развитие как формирование человека или личности, совершающееся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Обучение, по Л.С.Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию, а является его движущей силой. Для практики управления развитием огромное значение имеет идея Л.С.Выготского об уровнях (или зонах) развития детей:

- уровень актуального развития характеризует успехи ребенка – наличные особенности психического развития функций, сложившихся на сегодняшний день. Это то, что он может выполнить сам, без помощи взрослых.

- зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, требует ориентировки на реализацию у ребенка возможностей завтрашнего дня. Это то, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослых, а завтра – самостоятельно.

Л.С.Выготский писал: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития, которая помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Таким образом, состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития».

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. По словам Л,С.Выготского, обучение должно забегать вперед и подтягивать за собой развитие, а не плестись у него в хвосте. Это положение очень важно, так как подчеркивает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции – пройденные этапы развития, сколько на функции созревающие. Зная, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослых, а завтра – самостоятельно, можно целенаправленно управлять развитием детей.