logo
Ответы для гос

Мотивационный компонент учебной деятельности

Напомним определения понятий «мотив» и «мотивация», которые уже были рассмотрены в разделах «Общие основы психологии» и «Возрастная психология»:

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, т.о.

Учебная мотивация это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности [8, с. 71].

Существуют разные классификации учебных мотивов [8].

1-й подход. Различают внутренние и внешние мотивы учения. Ниже в таблице рассмотрены их специфические особенности.

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Мотивы, связанные с самим процессом учебной деятельности

Мотивы, связанные с результатом учебной деятельности

Виды:

  • желание узнавать новое (познавательный интерес)

  • радость от преодоления трудностей

Виды:

1) широкие социальныемотивы (хорошо работать, поступить в ВУЗ и др.)

2) узколичностные – в них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу, получить хорошую отметку и т.д.)

2-ой подход. А.К.Маркова рассматривает следующие виды мотивов учения:

Непосредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности

Перспективно-побуждающие

мотивы учебной деятельности

Интеллектуально-побуждающие

мотивы

Основаны на эмоциональных проявленияхличности (яркость, новизна, занимательность, привлекательность личности педагога, желание получить награду, похвалу, боязнь получить отрицательную отметку, нежелание быть объектом обсуждения в классе)

Основаны на понимании значимостизнания вообще и учебного предмета в частности (прикладной характер знаний, связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, развитое чувство долга, ответственности, ожидание в перспективе получения награды)

Основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач)

3-й подход. Автором следующей классификации мотивов учения является П.М.Якобсон:

Мотивация отрицательного

характера, связанная

с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности

Мотивация положительного

характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности

Мотивация, лежащая в самой

учебной деятельности

и непосредственно связанная

с целью учения

Осознание определенных неудобств и неприятностей, если не будет учиться (упреки родителей и учителей, страх наказания)

Одобрение окружающих, чувство долга, путь к личному благополучию, карьера, желание занять лидирующую позицию в классе

Расширение кругозора, приобретение знаний, удовлетворение любознательности, реализация своих способностей, проявление интеллектуальной активности

Е.П.Ильин выделяет среди мотивов учебной деятельности мотивы посещения школы, мотивы, связанные с получением знаний, мотивы хороших отметок.

Также, напомним, на формирование учебной деятельности большое влияние оказывает мотивация достижения, состоящая из двух тенденций: мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи, и престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками.

Одно из центральных мест среди других мотивов учения занимает познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа:

Важность создания условий возникновения интереса к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечались многими исследователями. Так, С.М.Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [1, с. 255-261]. Были выделены:

Воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание изучаемых процессов для собственной деятельности;

Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся;

Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения;

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Назовем некоторые приемы возбуждения у учащихся познавательного интереса и предпосылки его возникновения: