logo
Ответы для гос

18. Регулирующий компонент учебной деятельности

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценка). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности

Контроль есть действие сличения, соотнесения действий с образцом, который задается извне.

Процесс осуществления контроля предполагает как бы три звена:

Как отмечает В.В.Давыдов, контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операциональный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционального состава действий и правильность их выполнения [10, с.22]

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

Как отмечает Н.Ф.Талызина, при организации контроля за процессом усвоения необходимо учитывать следующее:

Таким образом, первоначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Следующий компонент учебной деятельности – оценка - «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача, т.е. усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ данной учебной задачи (3.)

Оценка не тождественна отметке. Их различение является условием психологического грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах (3) К сожалению, в практике обучения учитель чаще всего ограничивает процесс оценивания «объявлением» отметки.

Как отмечают психологи, оценка должна служить главной цели – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Оценка учителя не сразу приобретает для школьника содержательный смысл. Для этого необходимы такие условия:

Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое (Л.С.Выготский), т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика.

Действия самоконтроля и самооценки направлены учеником на самого себя.

Существуют следующие виды самоконтроля (они «перекликаются» с видами контроля):

В концепции П.Я.Гальперина самоконтроль, который осуществляется про себя, сокращенно, автоматизировано, - это внимание, формирование которого необходимо начинать с внешних, осознанных и развернутых действий контроля (необходимо добавить, что речь идет о произвольном внимании).

Самооценка бывает: адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной); ретроспективной (оценка достигнутых результатов своей деятельности: «Хорошо или плохо я сделал?»), прогностической (оценка своих возможностей: «Смогу ли я справиться с этой задачей или нет?»; этот вид самооценки опирается на рефлексию) и текущей.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому при диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.

19. Понятие о речи. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления является речь.

Речь это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Она выполняет две функции:

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.

Обучение языку в школе – это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности.

У младшего школьника увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Он проявляет собственную активную позицию к языку, при научении легко овладевает звуковым анализом слов.

Принципиально новый вид речи, которым овладевает ребенок в процессе обучения – письменная. Овладение письменной речью формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя [3].

Активно развивается устная и письменная речь подростков: от умения пересказывать текст и писать изложение до способности вести рассуждение, формулировать и аргументировать свои мысли, самостоятельно готовить устное выступление, писать сочинения на заданную тему.

Умения, обеспечичивающие речевую деятельность: создание и восприятие высказываний

I. Умения, необходимые для создания высказываний (для говорения и письма)

II. Умения, необходимые для восприятия высказываний (для слушания и чтения)

Приведенный перечень умений, конечно, достаточно условен, он лишь приблизительно отражает те действия, которые выполняют люди в процессе речевой деятельности. Но этот перечень может служить ориентировочной основой действий учителя при организации учебной работы по развитию речи школьников.

4. Умение контролировать собственное речевое высказывание.

20. Психология творчества – раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Следует отметить многозначность толкования понятия «творчества» (более 100 определений). Объясняется это тем, что данное понятие является предметом исследования разных наук (философии, психологии, педагогики, эстетики и др.). В зависимости от широты употребления выделяются всеобщие, общие и единичные определения творчества. Выделим три определения творчества.

Творчество – это созидание общественно значимых новых ценностей, индивидуальная неповторимость результатов (всеобщее определение, поскольку такие функции признаются всеми авторами).

Творчество – это способ самоутверждения личности, целенаправленная преобразующая деятельность (общее определение, поскольку используется большинством авторов).

Творчество – это психологическая структура произведения, или «творчество» - есть творчество» (единичое, так как дается только одним автором).

В школе достаточно часто используется термин «обучаемость», реже «обученность». Содержание каждого из этих понятий лучше выявляется при их сопоставлении.

Обученность это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения [4, с.59]

По мнению А.К.Марковой, обученность включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили. Обученность – это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.

Компонентами обученности являются:

Обучаемость это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности [4, с.60]. Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Если обученность – это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – характеристика его потенциального развития.

Психологические показатели обучаемости включают готовность, открытость к дальнейшему обучению (мотивационно-целевой аспект) и реальную возможность к дальнейшему усвоению новых знаний, новых видов активной деятельности, к переходу на новые уровни обученности (операциональный аспект).

Также к психологическим показателям обучаемости относят: