logo
Ответы для гос

Интерпретационные методы

Генетический

Структурный

Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития

Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками

Рассмотрим особенности применения таких методов исследования, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование, которые часто используются в возрастной психологии.

Метод наблюдения – один из основных в психолого-педагогических исследованиях. Он позволяет получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о детях. Для проведения наблюдения ставится цель и составляется план. Результаты фиксируются в дневнике, записи в котором ведутся систематически и на их основе делается вывод об особенностях развития.

Некоторые трудности возникают при использовании метода опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопрос (система понятий, которыми пользуются дети вплоть до подросткового возраста, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые). Поэтому рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

Одним из самых надежных методов в работе с детьми является эксперимент. Часто используется констатирующий эксперимент, позволяющий выявить имеющиеся особенности в интеллектуальном и личностном развитии. При изучении особенностей развития детей экспериментальное исследование лучше проводить в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и актуальные потребности ребенка. Наряду с констатирующим экспериментом применяется и формирующий эксперимент, позволяющий проследить динамику развития определенных психических функций.

В возрастной психологии широко используется метод тестов, позволяющий выявить степень умственного и личностного развития детей.

Требования к организации и проведению психолого-педагогического эксперимента и наблюдения

Как уже отмечалось, психолого-педагогическому эксперименту отводится особая роль в рассматриваемой области психологии, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. От правильной организации и проведения психолого-педагогического эксперимента зависит эффективность тех рекомендаций, которые закладываются в основу системы обучения и воспитания детей. Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания, необходимо, чтобы он отвечал ряду требований:

В психологии выделяют также требования к методу психолого-педагогического наблюдения:

4. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – личности.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «человек», «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии индивид выражена родовая сущность человека, т.е. любой человек это индивид. Так, индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, в отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность феномена личности.

А.В.Петровский определяет понятие личности следующим образом.

Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, он становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Это качество, которое приобретается индивидом в обществе, по всей совокупности его отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.

Личность может определяться как совокупность его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относят такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе; также не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяемые его значимые для людей поступки.

Личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Структура личности

В психологии вопрос о структуре личности также неоднозначен как и само понятие личности.

Социально биологически

обусловленные обусловленные

подструктуры подструктуры

Направленность

воспитание

(потребности, интересы,

идеалы, убеждения,

отношения, характер)

Социальный опыт

обучение

(знания, умения, навыки)

Индивидуальные

особенности

тренировки психических процессов,

способностей

Биологически

обусловленная

подструктура

(темперамент, тип н.с., пол, возраст, конституция тела)

иологич

В предложенной структуре личности выделяется несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена.

Структура личности, рассматриваемая Н.И.Шевандриным в уч.пособии «Социальная психология в образовании» (с.186-187)

Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;

При рассмотрении структуры выделяется три блока:

1 блок – направленность личности, система отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы.

2 блок это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности).

3 блок – стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер).

Направленность личности

Несмотря на различие трактовок личности и ее структуры, в большинстве подходов (отечественных) в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность.

В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Так, осознавая объект потребности как цель, человек соотносит свои личные цели с возможностью достижения результата, с целями группы, к которой он принадлежит, и вносит необходимые коррективы, поправки в содержание своих целей.

Когда осознается не только цель как идеальное предвосхищение результата деятельности человека, но и реальность осуществления этой цели в значимом объекте, то это рассматривается как перспектива личности.

Педагог может оказать помощь школьникам в создании новых перспектив путем использования уже имеющихся и постепенной постановки более ценных.

К основным психическим новообразованиям подростка относят: