3.План практических занятий
Тема 1. Социализация и социальная адаптация.
Сущность понятий социализация и социальная адаптация.
Проблемы соотношения биологического и социального, социально детерминированного и индивидуального в процессе социализации.
Социализация как форма социальной адаптации.
Адаптивные механизмы личности.
Тема 2. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
Сущность понятия «факторы социализации».
Предметные и культурные условия социализации
Психологические средства и механизмы социализации.
Понятие ценности как условие социализации.
Игра как форма передачи социального опыта.
Агенты социализации.
Тема 3.. Социализация и адаптация в контексте субъектно-субъектных отношений.
Язык как средство информационной связи высшего уровня.
Отличительные особенности вербального языка от других систем.
Функции языка в построении предметного человеческого мира.
Конвенциональные и межличностные отношения.
Формирование значения социальных действий людей в процессе социализации ребенка.
Тема 4. Социализация в контексте интеграции субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений.
Многоуровневость информационной связи социализируемого с мором.
Социализация субъектно-объектных отношений ребенка.
Процесс опредмечивания опыта в индивидуальном развитии ребенка.
Уровни информационной связи: непосредственной информационной связи, сигнально-индексальный уровень, знаково-символический уровень.
Социализация как нормирование психических процессов и поведения человека.
Тема 5. Психологические эффекты процесса социализации человека.
Социализация и формирование высших психических функций.
Формирование высших психических функций в филогенезе.
Возникновение языка и его роль в развитии высших психических функций.
Развитие поведения ребенка от элементарных естественных форм и культурным формам.
Связь элементарных и высших психических функций.
Тема 6. Психологические эффекты социализации.
Социализация когнитивной сферы личности.
Мышление и формирование системы понятий.
Социализация эмоциональной сферы человека.
Социализация поведения.
Социализация и формирование Я-концепции.
Тема 7. Неудачная социализация и аномалии нервной системы, характера.
«Неудачная социализации» и акцентуации, аномалии характера.
Акцентуированные личности- понятие и классификация.
Понятие «Психопатия» и отличие от иных форм психической патологии. Психопатическая личность.
Условия способствующие формированию патологических черт характера и психопатии.
«Неудачная социализация» и нервозы, шизофрения.
Тема 8. Психология социализации и формирование зависимости от психоактивных веществ.
Алкоголизм понятие и сущностные характеристики.
Социальная природа алкоголизма.
Факторы социализации и алкоголизм.
Наркомания причины и последствия для личности.
Социально-психологические факторы приобщения к наркотикам.
Роль семьи и сверстников в приобщении к наркотикам.
Литература
Основная.
Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум - СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. Заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 365 с.
Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс - СПб.: Питер, 2002. - 684с.
Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А.Л.Журавлева. – М.: Изд. «ПЕРСЭ», 2002. – 351 с.
Дополнительная:
Абельс, Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию [Текст] / Х. Абельс. – Спб: «Алетейя», 2000. – С. 10-46, 101-136, 187- 246.
Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. – М.: МГУ, 1990. – С. 57-102.
Адорно, Т. Исследование авторитарной личности [Текст] / Т. Адорно. – М.: Серебряные нити, 2001. – С 3-14, 265–310.
Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.
Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М., 2000. – С. 15- 22.
Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. – М., 2000. – С. 203-234.
Андреева, Г.М., Зарубежная психология XX столетия: Теоретические подходы [Текст] / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 48-89.
Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию [Текст] / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 160-162.
Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, - 2001. - 301 с.
Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2001. – С. 7–25.
Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. – М., 1995. – С. 210-262.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М., 1986. – С. 30-66, 225-245.
Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозман. – М.: МГУ, 1987. – С. 44-92, 142-159.
Гулевич, О.А. Аттитюды и их взаимодействие с поведением [Текст] / О.А. Гулевич, И.К. Безменова. – М., 1999. – С. 54-86.
Доценко, Е.Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М.: Черо, 1997.
Зимбардо, Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб., 2000. – С. 44-56, 60-100.
Исурина, Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений [Текст] / Г.Л. Исурина // Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990. – С.89-120.
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.