Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины психология социализации и социальной адаптации личности является формирование и развитие психолого-педагогической компетентности магистров, связанной с раскрытием основ социальной психологии и педагогики и способностью применить полученные знания в практической, научно-исследовательской деятельности.
Задачами дисциплины являются
- раскрытие основных категорий социальной психологии и педагогики;
- формирование целостного представления о процессе социализации и социальной адаптации личности;
- формирование у магистров готовности к применению полученных знаний в профессиональной научной и практической деятельности;
-развитие способности интегрировать полученные знания в смежные области педагогики, психологии;
-развитие коммуникативной компетентности магистров.
Место дисциплины в структуре ООП.
Психология социализации и социальной адаптации включена в вариативную часть и является дисциплиной по выбору магистерской программы Психология и педагогика профессионального образования, разработанной на основе ФГОС ВПО.
Учебная программа дисциплины «Психология социализации и социальной адаптации» составлена в соответствии с современным пониманием психологической и педагогической наук, методологическими основами образования и моделью профессиональной подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Программа полностью соответствует ФГОС ВПО, учебному плану основной образовательной программы.
Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами профессионального цикла как: социальная психология образования; организация профессиональной деятельности психолого-педагогического образования; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды. И дисциплинами вариативной части: Психология профессиональной педагогической деятельности; психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности; психология семьи и семейное воспитание.
Для эффективного усвоения данной дисциплины магистр должен обладать:
-знаниями основ педагогики и психологии;
- умениями самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
-готовностью применить полученные знания в профессиональной деятельности.
В качестве базовых дисциплин необходимых для полноценного усвоения психологии социализации и социальной адаптации выделяются следующие: общая и социальная психология и педагогика, основы детской психологии и теории воспитания.
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.