10. Глоссарий основных определений дисциплин
Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.
Авторитет – 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т. п.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях.
Анкетный опрос – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.
Атрибуция каузальная – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Аттракция – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
Аффилиация– стремление человека быть в обществе других людей.
Вербальный – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.
Влияние (в психологии) – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Группа референтная – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.
Групповая поляризация – социально-психологическое явление, характеризующееся тем, что в ходе групповой дискуссии изначально разноречивые мнения отдельных членов группы к завершению не сглаживаются, а заостряются, разделяя группу на две полярные группировки.
Группообразование – процесс превращения первоначально случайной общности людей в обособленную малую группу, обладающую определенной внутренней структурой и типологическими признаками.
Дистанция социальная – степень близости или отчуждения классов, социальных групп и лиц по их положению в обществе.
Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
Достижения мотивация – потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности, особенно в условиях соревнования с другими людьми.
Дружба – вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Заражение (социальное) – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия дополнительно к нему.
Идентификация – 1) распознавание чего-либо; 2) отождествление с кем-либо, с чем-либо.
Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Когнитивный диссонанс – напряжение, которое появляется при осознании несовместимости каких-либо двух знаний.
Компетентность коммуникативная (социально-психологическая) – ориентированность в различных ситуациях общений, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Конформизм – изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
Конформность – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.
Корпорация – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих интересов.
Культура – понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся из поколения к поколению.
Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Межгрупповая дискриминация – установление различий между собственной и другой группой и действие на этом основании в пользу своей группы.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.
Нормы групповые – принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Огруппление мышления – режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.
Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.
Пространство социальное – социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития.
Раппорт – установление межличностного контакта.
Реципиент – субъект, реагирующий на сообщение.
Роль – социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.
Роль – социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.
Роль гендерная – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Роль социальная – функция социального положения человека; нормативно одобренный образ поведения.
Самоэффективность – чувство собственной компетентности и эффективности.
Санкции социальные – оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к последним за конкретные социальные действия.
Социализация – усвоение, воспроизводство и изменение индивидом передаваемого ему социального опыта.
Социальная идентичность – аспект «мы» в нашей Я – концепции. Вариант ответа на вопрос «Кто я такой?», базирующийся на нашей принадлежности той или иной группе.
Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.
Социальная фасилитация – в первоначальном значении тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. В современном значении – усиление доминантных реакций в присутствии других.
Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Статус социометрический – число выборов (предпочтений), которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса.
Стереотип социальный – упрощенное, схематизированное, нередко искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Теория социального обмена – теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».
Толпа – скопление людей (бесструктурное), лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.
Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.
Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятии его поступков и личностных качеств.
Я-концепция – согласованное и зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе; итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления себя с ними
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.