5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата (допускается подготовка презентации по интересующей магистра теме, в рамках тематики дисциплины). В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, магистрам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них магистры выбирают тему реферата, магистр может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы магистра и при необходимости использования практического материала.
Магистры готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех магистров группы.
Таблица 9.Возможная тематика рефератов.
№ п/п | Учебно-образова-тельный модуль |
Возможная тематика рефератов для самостоятельной работы |
11. | Модуль 1,2,3,4 |
|
Контрольные вопросы для самоподготовки (вопросы к зачету/экзамену):
Что означает термин «неудачная социализация».
Перечислите психологические последствия социальной изоляции и эмоциональной депривации в детском возрасте.
Что означает термин «социальная и педагогическая запущенность»? Каковы ее психологические последствия?
Как описывал синдром «госпитализма» у детей Р. Спитц?
Каковы личностные особенности детей, воспитывающихся в интернатах и лишенных родительского попечительства?
Какова роль социальной среды в формировании аномалий характера по О. В. Кербикову?
Перечислите и поясните основные критерии оценки психопатии по П. В. Ганнушкину — О. В. Кербикову.
Опишите психологическую семейную атмосферу, в которой формируется «невротическая личность».
Опишите сущность концепции «двойного послания» Г. Бейтсона и ее значение для объяснения влияния нарушенного процесса коммуникации в семье на формирование предрасположенности к заболеванию шизофренией.
Какую смысловую нагрузку несет слово «психологический» в термине«психологические факторы» социализации?
Перечислите и кратко охарактеризуйте основные условия социализации.
Какие виды национально-специфической лексики способствуют наследованию национальной языковой картины мира?
Какую функцию выполняют национальные традиции в процессе социализации?
Назовите основные различия во влиянии городского и деревенского образа жизни на социализируемого.
Перечислите особенности семьи как социального института социализации.
Опишите кратко влияние стиля и методов воспитания детей в семье на развитие ребенка на примере работы О. А. Шаграевой.
Перечислите семейные факторы формирования высокой самооценки ребенка.
Опишите подробно роль ценностей как средства социализации.
Проанализируйте механизм действия и этапы подражания.
Каким образом с психологической точки зрения действуют механизмы поощрения и наказания при формировании нормативно обусловленных форм поведения?
Опишите подробно психологические особенности взаимоотношений между родителями и ребенком и их последствия для его социализации и адаптации.
Что означает термин «привязанность» в отношениях между матерью и ребенком? Перечислите типы привязанности.
Опишите возможное влияние типологических особенностей отца на социализацию и адаптацию ребенка.
Какое значение имеет порядок рождения ребенка в семье для формирования его личности (по А. Адлеру)?
Какова основная функция общения и совместной деятельности со сверстниками в социальном развитии человека?
Дайте сравнительную характеристику опосредствующих факторов влияния социального окружения на личность в концепциях развития личнсти 3. Фрейда и К. Хорни.
Какую функцию выполняет понятие «подкрепления» в описании процесса социализации психологами-бихевиористами?
Каким образом осуществляется личиостно-смысловое опосредование влияния социума на формирующуюся личность?
Опишите генезис высших психических функций человека. Перечислите и кратко опишите этапы «окультуривания» поведения ребенка на примере формирования указательного жеста по Л. С. Выготскому.
Дайте определение высших психических функций. Что означает выражение «значение слова развивается»)
Можно ли, по вашему мнению, считать корректным выражение «довербальное понятие»?
Чем отличается комплекс в форме «коллекции» от истинного понятия? Каким именно образом слово участвует в формировании понятия? Возможно ли дискурсивное мышление без использования слов (знаков)? Поясните свой ответ.
Какова роль слова в функционировании психики на уровне ощущений?
Какие эффекты социализации можно отметить на уровне восприятия человеком окружающего мира?
Перечислите эффекты социализации в сфере памяти. Что означает выражение «семантическая организация памяти»?
Каким именно образом взрослый социализированный человек может управлять своими эмоциями и чувствами?
Какую роль играет социализация в организации субъектом собственного поведения?
Опишите процесс формирования Я-концепции в детско-родительских отношениях в процессе социализации.
Перечислите функции естественного языка по Э. Кассиреру.
Что означают выражения «концептуальная картина мира» и «языковаякартина мира»?
Опишите роль языковых тропов в построении человеком картины мира. Опишите основные элементы социальной среды, а также формальную и неформальную систему отношений между людьми.
Опишите роль нормирования поведения и психических операций в процессе социализации и адаптации.
Какова роль нормативного канона человека в процессе социализации?
Опишите отличительные характеристики знаково-символического уровня информационной связи.
Каково содержание понятий «психологический («инфралогический») концепт» и «логический концепт»?
Опишите механизм действия знака в формировании категорий общественного сознания.
Представьте себе и опишите поведение несоциализированного человека.
Что означает утверждение «социализация является формой адаптации»?
В чем основная суть социолингвистической концепции социализации Б. Бернстайна?
Перечислите основные психологические эффекты социализации по Б. Г. Ананьеву.
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.