4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
Таблица 3.
Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и ее учебно-образовательных модулей
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
|
| МОДУЛЬ 1. ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | |
1 | Тема1.1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. | Основные понятия: Социальная реальность, атрибуты социальной реальности (множественность, отношения, деятельность), социализация во временном аспекте, уровни социальной среды, «пропозициональный» язык, символическая коммуникация, эффективность и аффективная нейтральность, психологически опосредованное влияния на личность. |
2 | Тема 1.2. Социализация и социальная адаптация. | Основные понятия: социализация, адаптация, социальная адаптация, интериоризация, экстериоризация, аккомодация, социально-психолгическаяадаптированность,онтогенетическая социализация, адаптивные механизмы. |
3 | Тема 1.3. Психологические факторы социализации и адаптации человека. | Основные понятия: факторы социализации, психологические факторы, знаковая ситуация, предметные и культурные условия социализации, средства социализации, агенты, институты социализации, мега, макро и мезоусловия социализации, средства социализации. |
| МОДУЛЬ 2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА | |
4 | Тема 2.1. Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. | Основные понятия: вещь, объект, субъект деятельности, отношения, пространственно-временные отношения, психологический концепт, информационная связь, психологически концепт, сигнально-индексальный уровень, знаково-символический уровень, субъект-отправитель, субъект получатель базальное доверие и недоверие, образ мира, социальная ситуация, центрация внимания, первичная, вторичная социализация. |
5 | Тема 2.2.. Социализация и адаптация в контексте субъектно-субъектных отношений. | Основные понятия: индексы ситуации, вербальный язык, дискурсивное мышление, функция объективации, синтетическая функция, субстантивная метафора, социальная среда, конвенциональные отношения, межличностные отношения, социальные значения. |
6 | Тема 2.3. Социализация в контексте интеграции субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. | Основные понятия: предметный образ, социально-обусловленное опредмечивание, отношение, уровень непосредственно-информационной связи, социальные нормы, модальная, типичная личность, психофизиологическая, личная идентичность, нормативный канон, социальный архетип |
| МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСИКЕ ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ | |
7 | Тема 3.1. Психологическоеопосредование процесса социализации и социальной адаптации | Основные понятия:психологическоеопосредование, эффекты социализации, мотивационная модальность, мотивационная природа человека, когнитивная модальность, поведенческая модальность, социально психологическая модальность, самоидентичность. |
8 | Тема 3.2. Психологические эффекты процесса социализации человека. | Основные понятия: социальные установки, ценностные ориентации и интересы, высшие психические функции, знак, произвольное и непроизвольное восприятие, стериометрическая семантика. |
9 | Тема 3.3. Психологические эффекты социализации. | Основные понятия: когнитивная сфера, довербальные понятия, обучение, синкреты, синкретические группировки, потенциальные понятия, мир общественно определенных предметов, эмоциональная сфера, онтогенетическая социализация, поведение, опредмеченная среда, Я – концепция, механизмы трансляции, |
| МОДУЛЬ 4. НЕУДАЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ | |
10 | Тема 4.1 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. | Основные понятия: Социальная изоляция, эмоциональная депривация, неудачная социализация, жертва социализации, социокультурная и педагогическая запущенность, количественно недостаточная интеракция, личностная дисгармония. |
11 | Тема 4.2. Неудачная социализация и аномалии нервной системы, характера. | Основные понятия: акцентуированная личность акцентуация характера, социальная дезадаптация, психопатическая личность, защитные механизмы личности, дифузность Я – концепции, нервозы, шизофрения, «двойное послание» ситуации. |
12 | Тема 4.3. Психология социализации и формирование зависимости от психоактивных веществ. | Основные понятия: алкоголизм, алкогольные обычаи, социальные факторы формирования алкогольного пристрастия, наркомания. |
- Министерство образования и науки рф
- Министерство образования и науки рф
- Составители:
- Рецензенты:
- Цели и задачи дисциплины
- 2.Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
- 3.Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- ( Для заочной формы обучения)
- 4.Содержание дисциплины
- 4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
- (Для дневной формы обучения)
- (Для заочной формы обучения)
- 4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
- 4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей модуль 1. Проблеме социализации и социальной адаптации человека.
- Тема 1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.
- Тема 2. Социализация и социальная адаптация.
- Тема 3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.
- Модуль 2. Фундаментальные основы социализации и социальной адаптации человека
- Тема 2. Психологические эффекты процесса социализации человека.
- 4.4 Практические занятия (практикум)
- План практических занятий
- 5.Самостоятельная работа
- 5.1. Цели и организация самостоятельной работы
- Организация самостоятельной работы. (дневная форма обучения)
- Организация самостоятельной работы. (заочная форма обучения)
- 5.2 Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список литературы: Основная:
- Дополнительная:
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 7.Контроль и оценка результатов обучения
- 7.1.Контроль знаний по дисциплине
- 7.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
- 8.Материально- техническое обеспечение дисциплины
- Материально- техническое обеспечение дисциплины включает:
- 9.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 10. Глоссарий основных определений дисциплин
- 2. Практикум.
- 3.План практических занятий
- 3.Методические указания к выполнению самостоятельной работы
- 3. Примерная тематика рефератов по дисциплине Психология социализации и социальной адаптации личности.
- 4. Литература
- 4.Методические рекомендации по проведению активных форм обучения.
- 1. Таблица 1 Матрица компетенций
- 1. Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (обучающий)
- 2 Тест по дисциплине «Психология социализации и социальной адаптации личности (контролирующий)
- Лекция 1 Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах. План.
- Литература.
- 1. Рассмотрение социализации в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.
- 2. Стадии и уровни процесса социализации.
- Лекция 2,3 Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений. Психологическоеопосредование процесса социяализации.
- Литература.
- 1. Личность и социализация.
- Лекция 4 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте. План
- Литература.
- Сущность понятий социальная изоляция и эмоциональная депривация. Результаты социальной изоляции и эмоциональной депривации для человека.
- 2. Последствия социальной и педагогической запущенности. Формы педагогической запущенности.
- 3. Личностные дисгармонии у детей воспитывающихся в институцио-нализированых учреждениях.
- 8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой.
- 9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения.