logo
МЕТОДИЧКИ050400

4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

Таблица 3.

Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и ее учебно-образовательных модулей

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

МОДУЛЬ 1. ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

1

Тема1.1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.

Основные понятия: Социальная реальность, атрибуты социальной реальности (множественность, отношения, деятельность), социализация во временном аспекте, уровни социальной среды, «пропозициональный» язык, символическая коммуникация, эффективность и аффективная нейтральность, психологически опосредованное влияния на личность.

2

Тема 1.2. Социализация и социальная адаптация.

Основные понятия: социализация, адаптация, социальная адаптация, интериоризация, экстериоризация, аккомодация, социально-психолгическаяадаптированность,онтогенетическая социализация, адаптивные механизмы.

3

Тема 1.3. Психологические факторы социализации и адаптации человека.

Основные понятия: факторы социализации, психологические факторы, знаковая ситуация, предметные и культурные условия социализации, средства социализации, агенты, институты социализации, мега, макро и мезоусловия социализации, средства социализации.

МОДУЛЬ 2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

4

Тема 2.1. Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений.

Основные понятия: вещь, объект, субъект деятельности, отношения, пространственно-временные отношения, психологический концепт, информационная связь, психологически концепт, сигнально-индексальный уровень, знаково-символический уровень, субъект-отправитель, субъект получатель базальное доверие и недоверие, образ мира, социальная ситуация, центрация внимания, первичная, вторичная социализация.

5

Тема 2.2.. Социализация и адаптация в контексте субъектно-субъектных отношений.

Основные понятия: индексы ситуации, вербальный язык, дискурсивное мышление, функция объективации, синтетическая функция, субстантивная метафора, социальная среда, конвенциональные отношения, межличностные отношения, социальные значения.

6

Тема 2.3. Социализация в контексте интеграции субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений.

Основные понятия: предметный образ, социально-обусловленное опредмечивание, отношение, уровень непосредственно-информационной связи, социальные нормы, модальная, типичная личность, психофизиологическая, личная идентичность, нормативный канон, социальный архетип

МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСИКЕ ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

7

Тема 3.1. Психологическоеопосредование процесса социализации и социальной адаптации

Основные понятия:психологическоеопосредование, эффекты социализации, мотивационная модальность, мотивационная природа человека, когнитивная модальность, поведенческая модальность, социально психологическая модальность, самоидентичность.

8

Тема 3.2. Психологические эффекты процесса социализации человека.

Основные понятия: социальные установки, ценностные ориентации и интересы, высшие психические функции, знак, произвольное и непроизвольное восприятие, стериометрическая семантика.

9

Тема 3.3. Психологические эффекты социализации.

Основные понятия: когнитивная сфера, довербальные понятия, обучение, синкреты, синкретические группировки, потенциальные понятия, мир общественно определенных предметов, эмоциональная сфера, онтогенетическая социализация, поведение, опредмеченная среда, Я – концепция, механизмы трансляции,

МОДУЛЬ 4. НЕУДАЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

10

Тема 4.1 Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте.

Основные понятия: Социальная изоляция, эмоциональная депривация, неудачная социализация, жертва социализации, социокультурная и педагогическая запущенность, количественно недостаточная интеракция, личностная дисгармония.

11

Тема 4.2. Неудачная социализация и аномалии нервной системы, характера.

Основные понятия: акцентуированная личность акцентуация характера, социальная дезадаптация, психопатическая личность, защитные механизмы личности, дифузность Я – концепции, нервозы, шизофрения, «двойное послание» ситуации.

12

Тема 4.3. Психология социализации и формирование зависимости от психоактивных веществ.

Основные понятия: алкоголизм, алкогольные обычаи, социальные факторы формирования алкогольного пристрастия, наркомания.