logo search
Pedagog_konfl

27. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов

Переговоры — это процесс, направленный на достижение взаимовыгодного соглашения между сторонами. При подготовке к переговорам можно выполнить ряд практических шагов:

1 составить карту нужд и потребностей;

2 определить диапазон ожидаемых результатов;

3 собрать факты.

Этапы организации переговоров:

• установить некоторые основные правила договориться о времени и месте ведения переговоров, выслушивать друг друга, не перебивать собеседника, относиться друг к другу с уважением

• сделать разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами, создать атмосферу эмпатии, применять активное восприятие

• сосредоточиться на интересах, а не на позициях, придерживаться принципов оптимального самоутверждения при выражении потребностей перейти наЯ — высказывание

• изобретать взаимовыгодные варианты, задавать вопросы для поддержания переговоров в нужном русле

• настаивать на использовании объективных критериев для оценки предлагаемого соглашения

В достаточно сложных ситуациях, когда стороны не в состоянии сами достичь соглашения по спорному вопросу разумным будет прибегнуть к помощи посредника.

Сущность посредничества как метода управления конфликтом заключается в том, что стороны обращаются к помощи постороннего советчика или консультанта для оценки ситуации и поиска путей разрешения конфликта. Преимущество постороннего человека состоит в том, что он не участвует в конфликте и не скован эмоциями которые могут быть препятствием на пути к разрешению конфликта. Посторонний наблюдатель может беспристрастно оценить динамику развития конфликтной ситуации и предложить такой способ решения проблемы, который окажется действенным.

Зачастую учителю приходится самому исполнять роль посредника в конфликтах между учениками или коллегами по работе.

Тактики взаимодействия посредника с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными:

1. Челночная дипломатия. Посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласую различные аспекты проблемы. В результате обычно достигается компромисс.

2. Тактика поочерёдного выслушивания на совместной встрече. Применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта.

3. Сделка. Её специфика в том, что посредник старается больше времени вести переговоры с участием обеих сторон.