13. Ошибки педагога, приводящие к конфликту
Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьёзные разногласия, при не умелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, отражаются на их отношении к учёбе, работе, настроении, самочувствии, делаются невозможными или затрудняются их координированные действия.
Ошибки педагога приводящие к конфликту:
1. Неумение правильно сформулировать цель воспитания и, естественно, постановка неверной цели. Нередко педагог видит свою главную задачу в контроле за действиями школьников, в высокой требовательности к ним и в пресечении малейших нарушений дисциплины. А ведь первая задача воспитания – создать все необходимые условия для успешной учебы, работы, отдыха учеников. Никакие угрозы и проработки не помогут, если нет повседневной, интересной для школьников жизни в классе.
2. Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности. Нередко преподаватели не учитывают, что один школьник быстро овладевает новой операцией, знаниями, а другой – медленно. То, что первый схватил налету, второму необходимо несколько раз объяснить и показать. Зато первый быстро забывает увиденное и услышанное, а второй то, в чем разобрался, не забывает годами. Один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, препятствий; другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Один реагирует на воздействие извне сразу же, второй “оттягивает” реакцию на долгий срок, а третий может среагировать опережающе, еще до того, когда обстановка или другой человек потребуют от него определенных действий. Люди отличаются один от другого и своей коммуникабельностью. Один общителен, другой замкнут, любит одиночество. На одного, например, флегматика, можно иногда повысить голос, на другого (холерика, меланхолика) не рекомендуется повышать голос никогда. Одному перед началом работы, связанной с выполнением сложных, трудных заданий, следует сказать об ответственности, которая ложится на его плечи, а другого – успокоить. Проступок одного можно разбирать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Люди не безлики, каждый – личность и требует своего подхода.
3. Недостаточный кругозор преподавателей, неспособных ярко провести классное собрание, объяснить новое задание, помочь школьникам в работе над трудным, непонятным материалом, разрешить спорные вопросы, провести занятие с элементами проблемного, программированного обучения, рассказать о новой книге, интересном спектакле, музыкальном конкурсе, спортивном соревновании.
4. Бестактность, а иногда и грубость со стороны педагога. К школьникам еще нередко обращаются на “ты”, даже к тем, кто старше преподавателя. Социальные психологи утверждают, что более чем в 70% случаев в сложных нынешних условиях не изменились стиль и методы воспитания и обучения учащихся. Случается, что учеников называют бездельниками, лентяями, дармоедами.
5. Неправильная стимуляция школьников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если школьник не проявил трудолюбия, прилежания, его не следует благодарить за успехи в учебе, общественную работу, высокие результаты во внеклассной работе.
Напротив, выполнение трудного задания новичком или “тройка” отстающего, долго болевшего школьника должны сопровождаться похвалой. И, как правило, ревности, зависти в таких случаях не бывает. Школьники понимают педагога. Первое замечание провинившемуся всегда следует делать с глазу на глаз.
6. Неспособность опираться в работе на неформальные объединения школьников. Неформальная структура коллектива – неизменно следствие ряда объективных причин.
Опытный преподаватель стремится сделать членов неформальной группы своими помощниками в работе по сплочению коллектива. Если это ему удается, он получает мощный рычаг воздействия на каждого отдельно взятого члена группы и на группу в целом.
7. Неверное отношение к критике. Критика и самокритика с целью исправить упущения, помочь делу необходимы. Но низкий уровень культуры части критикующих приводит к тому, что, критикуя воспитанника или товарища, они без нужды повышают голос, допускают бестактность, грубость, провоцируют конфликт.
- 1. Предмет и метод педагогической конфликтологии
- 2. Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды
- 4. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов ребенка
- 5. Проблемы школьной адаптации
- 6. Классификация видов школьных конфликтов (в.И. Журавлев).
- 7. Приемы прогнозирования видов конфликтов
- 8. Управление развитием конфликтов в педагогических системах
- 9. Предупреждение конфликтов в педагогических системах
- 1. Педагог — педагог
- 4. Администрация — педагог
- 5. Педагог — родитель
- 6. Родитель — Администрация
- I. Изучение педагогического коллектива.
- 1. Развитие сплоченности коллектива:
- 2. Работа с личностными проблемами:
- 10. Приемы проектирования, конструирования конфликтов в педагогических системах (структурный, динамический, теоретико-игровой)
- 11. Приемы анализа педагогической деятельности учителем
- 12. Особенности и виды педагогических конфликтов
- 13. Ошибки педагога, приводящие к конфликту
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов
- 15. Разрешение конфликтной ситуации в педагогическом коллективе
- 16. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 17. Роль конфликта в педагогическом процессе
- 18. Принципы педагогической деятельности в конфликтологическом формате
- 19. Конфликтологическая культура педагога
- 20. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности
- 21. Управление конфликтами в педагогическом процессе (такой же 8 вопрос)
- 22. Конфликт как динамическая система
- 23. Человеческий фактор в педагогическом конфликте
- 24. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия
- 25. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 26. Принципы управления педагогическими конфликтами
- 1) Исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта;
- 2) Разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников.
- 27. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов
- 28. Психолого-педагогический смысл конфликта
- 29. Основные проблемы воспитания в современное время и пути их преодоления
- 30. Воспитание и обучение в аспекте педагогической конфликтологии
- 31. Альтернативные технологии урегулирования конфликта (переговоры и медиация)
- 32. Деятельность педагога по разрешению конфликтов
- 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
- 1. 1 Воробьева и. В. Социально-психологическое взаимодействие уч. Пособие.