logo
Pedagog_konfl

23. Человеческий фактор в педагогическом конфликте

Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей, учителей, учащихся. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и привычек. Это психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность , тип поведения, социокультурные различия и т. д.

В разрешении конфликтов важное значение имеет способность субъектов правильно оценивать и учитывать личностно-психологические особенности своего контрагента.

Основные типы конфликтных личностей (по С.М.Емельянову).

1. Демонстративный тип.

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

2. Ригидный тип.

Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.

3. Неуправляемый тип.

Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе, агрессивно.

4. Сверхточный тип.

Личность "сверхточного" типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя.

5. Бесконфликтный тип:

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная.

Стоит учитывать и пол участников конфликта.

Женщины

Мужчины

Также возрастные особенности нередко создают почву для возникновения конфликтных ситуаций при взаимодействиях как внутри, так и между разными возрастными группами. Смотри вопрос 24.