28. Психолого-педагогический смысл конфликта
На разных стадиях конфликта личность участника оказываетсяважнейшим фактором. В педагогическом конфликте это значение ещебольше, так как личностные характеристики не только является источником,причиной, направляющей конфликта, но становятся результатом конфликта.На возникновение конфликтов существенное влияние оказываютнекоторые характеристики личности.
С.М. Емельяновым предложена типология конфликтныхличностей, включающая пять распространенных типов: демонстративный,ригидный, неуправляемый, сверхточный, «бесконфликтный». Люди этихтипов встречаются везде, но существуют особенности конфликтнойтипологии в среде педагогов.С проблемой поведения личности в трудной ситуации связанатакая категория как психическая напряженность. Под психическойнапряженностью обычно понимают состояние личности в трудной ситуации,с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции,более адекватному сложившейся обстановке.
Саморегуляция - воздействие личности на самого себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние.
Известны разнообразные методы саморегуляции:
1. Метод “отреагирования” применяется, например, в тех случаях, когда взволнованный педагог буквально “не находит себе места“, стремится “излить душу” в разговоре даже с посторонним человеком. Если накал эмоций с каждой стороны велик, надо постараться взять свои чувства под контроль. Если сложно сразу избавиться от гнева, обиды или раздражения, то очень важно, хотя бы на время забыть о них, чтобы продуктивно работать над разрешением конфликта.
2. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний( изотермические упражнения, медитация, юмор).
3. Метод подкрепления (чай, свежий воздух).
4. Метод внешних изменений (цвета, обстановки).
5. Метод “сравнительной терапии” основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознаёт и переживает свои неудачи.
6. Метод предвосхищения означает предварительное “проигрывание” в уме возможной неудачи и её последствий.
7. Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше.
Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию
Конфликтоустойчивость - это специфическое проявление психологической устойчивости. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость имеет свою структуру которая включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты. Для повышения психологической устойчивости в целом, и конфликтоустойчивости в частности, существует много различных психотерапевтических методик. Один из самых простых и оптимальных способов заключается в представлении различных вариантов развития психотравмирующей ситуации, включая самые худшие, и соответствующие им отрицательные эмоции, и моделирование своего поведения в них. Если ситуация будет развиваться по «плохому сценарию», Вы будете к ней психологически готовы, если по «хорошему» — будете приятно удивлены. Необходимо надеяться на лучшее, но быть готовым и к худшему.
- 1. Предмет и метод педагогической конфликтологии
- 2. Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды
- 4. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов ребенка
- 5. Проблемы школьной адаптации
- 6. Классификация видов школьных конфликтов (в.И. Журавлев).
- 7. Приемы прогнозирования видов конфликтов
- 8. Управление развитием конфликтов в педагогических системах
- 9. Предупреждение конфликтов в педагогических системах
- 1. Педагог — педагог
- 4. Администрация — педагог
- 5. Педагог — родитель
- 6. Родитель — Администрация
- I. Изучение педагогического коллектива.
- 1. Развитие сплоченности коллектива:
- 2. Работа с личностными проблемами:
- 10. Приемы проектирования, конструирования конфликтов в педагогических системах (структурный, динамический, теоретико-игровой)
- 11. Приемы анализа педагогической деятельности учителем
- 12. Особенности и виды педагогических конфликтов
- 13. Ошибки педагога, приводящие к конфликту
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов
- 15. Разрешение конфликтной ситуации в педагогическом коллективе
- 16. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 17. Роль конфликта в педагогическом процессе
- 18. Принципы педагогической деятельности в конфликтологическом формате
- 19. Конфликтологическая культура педагога
- 20. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности
- 21. Управление конфликтами в педагогическом процессе (такой же 8 вопрос)
- 22. Конфликт как динамическая система
- 23. Человеческий фактор в педагогическом конфликте
- 24. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия
- 25. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 26. Принципы управления педагогическими конфликтами
- 1) Исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта;
- 2) Разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников.
- 27. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов
- 28. Психолого-педагогический смысл конфликта
- 29. Основные проблемы воспитания в современное время и пути их преодоления
- 30. Воспитание и обучение в аспекте педагогической конфликтологии
- 31. Альтернативные технологии урегулирования конфликта (переговоры и медиация)
- 32. Деятельность педагога по разрешению конфликтов
- 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
- 1. 1 Воробьева и. В. Социально-психологическое взаимодействие уч. Пособие.