20. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности
Рефлексия является процессом и результатом самоанализа, субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур. Рефлексия - то личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.
Педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается "вчувствоваться" в воспитанника, понять его эмоциональное состояние.
Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса. В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой - другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.
Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Так как педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:
•рефлексию педагогом деятельности учащихся (учащегося);
•рефлексию педагогом своей педагогической деятельности;
•рефлексию педагогом педагогического взаимодействия;
•рефлексию учащимся (воспитанником) своей деятельности;
•рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя);
•рефлексию учащимся педагогического взаимодействия
Определяя функции рефлексии в педагогическом процессе, отметим прежде всего, что это первостепенное условие оптимизации развития, саморазвития участников педагогического процесса.
Среди других функций, присущих рефлексии в педагогическом процессе, назовем следующие:
•проектировочная — рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;
•организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;
•диагностическая.
•коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;
•смыслотворческая — рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
•мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;
•коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.
- 1. Предмет и метод педагогической конфликтологии
- 2. Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды
- 4. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов ребенка
- 5. Проблемы школьной адаптации
- 6. Классификация видов школьных конфликтов (в.И. Журавлев).
- 7. Приемы прогнозирования видов конфликтов
- 8. Управление развитием конфликтов в педагогических системах
- 9. Предупреждение конфликтов в педагогических системах
- 1. Педагог — педагог
- 4. Администрация — педагог
- 5. Педагог — родитель
- 6. Родитель — Администрация
- I. Изучение педагогического коллектива.
- 1. Развитие сплоченности коллектива:
- 2. Работа с личностными проблемами:
- 10. Приемы проектирования, конструирования конфликтов в педагогических системах (структурный, динамический, теоретико-игровой)
- 11. Приемы анализа педагогической деятельности учителем
- 12. Особенности и виды педагогических конфликтов
- 13. Ошибки педагога, приводящие к конфликту
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов
- 15. Разрешение конфликтной ситуации в педагогическом коллективе
- 16. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 17. Роль конфликта в педагогическом процессе
- 18. Принципы педагогической деятельности в конфликтологическом формате
- 19. Конфликтологическая культура педагога
- 20. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности
- 21. Управление конфликтами в педагогическом процессе (такой же 8 вопрос)
- 22. Конфликт как динамическая система
- 23. Человеческий фактор в педагогическом конфликте
- 24. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия
- 25. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 26. Принципы управления педагогическими конфликтами
- 1) Исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта;
- 2) Разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников.
- 27. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов
- 28. Психолого-педагогический смысл конфликта
- 29. Основные проблемы воспитания в современное время и пути их преодоления
- 30. Воспитание и обучение в аспекте педагогической конфликтологии
- 31. Альтернативные технологии урегулирования конфликта (переговоры и медиация)
- 32. Деятельность педагога по разрешению конфликтов
- 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
- 1. 1 Воробьева и. В. Социально-психологическое взаимодействие уч. Пособие.