27. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов
Переговоры — это процесс, направленный на достижение взаимовыгодного соглашения между сторонами. При подготовке к переговорам можно выполнить ряд практических шагов:
1 составить карту нужд и потребностей;
2 определить диапазон ожидаемых результатов;
3 собрать факты.
Этапы организации переговоров:
• установить некоторые основные правила договориться о времени и месте ведения переговоров, выслушивать друг друга, не перебивать собеседника, относиться друг к другу с уважением
• сделать разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами, создать атмосферу эмпатии, применять активное восприятие
• сосредоточиться на интересах, а не на позициях, придерживаться принципов оптимального самоутверждения при выражении потребностей перейти наЯ — высказывание
• изобретать взаимовыгодные варианты, задавать вопросы для поддержания переговоров в нужном русле
• настаивать на использовании объективных критериев для оценки предлагаемого соглашения
В достаточно сложных ситуациях, когда стороны не в состоянии сами достичь соглашения по спорному вопросу разумным будет прибегнуть к помощи посредника.
Сущность посредничества как метода управления конфликтом заключается в том, что стороны обращаются к помощи постороннего советчика или консультанта для оценки ситуации и поиска путей разрешения конфликта. Преимущество постороннего человека состоит в том, что он не участвует в конфликте и не скован эмоциями которые могут быть препятствием на пути к разрешению конфликта. Посторонний наблюдатель может беспристрастно оценить динамику развития конфликтной ситуации и предложить такой способ решения проблемы, который окажется действенным.
Зачастую учителю приходится самому исполнять роль посредника в конфликтах между учениками или коллегами по работе.
Тактики взаимодействия посредника с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными:
1. Челночная дипломатия. Посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласую различные аспекты проблемы. В результате обычно достигается компромисс.
2. Тактика поочерёдного выслушивания на совместной встрече. Применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта.
3. Сделка. Её специфика в том, что посредник старается больше времени вести переговоры с участием обеих сторон.
- 1. Предмет и метод педагогической конфликтологии
- 2. Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды
- 4. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов ребенка
- 5. Проблемы школьной адаптации
- 6. Классификация видов школьных конфликтов (в.И. Журавлев).
- 7. Приемы прогнозирования видов конфликтов
- 8. Управление развитием конфликтов в педагогических системах
- 9. Предупреждение конфликтов в педагогических системах
- 1. Педагог — педагог
- 4. Администрация — педагог
- 5. Педагог — родитель
- 6. Родитель — Администрация
- I. Изучение педагогического коллектива.
- 1. Развитие сплоченности коллектива:
- 2. Работа с личностными проблемами:
- 10. Приемы проектирования, конструирования конфликтов в педагогических системах (структурный, динамический, теоретико-игровой)
- 11. Приемы анализа педагогической деятельности учителем
- 12. Особенности и виды педагогических конфликтов
- 13. Ошибки педагога, приводящие к конфликту
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов
- 15. Разрешение конфликтной ситуации в педагогическом коллективе
- 16. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 17. Роль конфликта в педагогическом процессе
- 18. Принципы педагогической деятельности в конфликтологическом формате
- 19. Конфликтологическая культура педагога
- 20. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности
- 21. Управление конфликтами в педагогическом процессе (такой же 8 вопрос)
- 22. Конфликт как динамическая система
- 23. Человеческий фактор в педагогическом конфликте
- 24. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия
- 25. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 26. Принципы управления педагогическими конфликтами
- 1) Исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта;
- 2) Разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников.
- 27. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов
- 28. Психолого-педагогический смысл конфликта
- 29. Основные проблемы воспитания в современное время и пути их преодоления
- 30. Воспитание и обучение в аспекте педагогической конфликтологии
- 31. Альтернативные технологии урегулирования конфликта (переговоры и медиация)
- 32. Деятельность педагога по разрешению конфликтов
- 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
- 1. 1 Воробьева и. В. Социально-психологическое взаимодействие уч. Пособие.