logo
Pedagog_konfl

16. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях

Почти любой конфликт так или иначе затрагивает нравственные представления: о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т.п. Следовательно, здесь действуют нравственные нормы, в соответствии с которыми уже сам конфликт и его участники получают нравственные оценки. Трудность, однако, состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны. Как известно, нравственные нормы не являются общепринятыми и одинаковыми для разных классов, социальных слоев, групп и даже индивидуумов. Разумеется, это не исключает общечеловеческой морали, но, во-первых, она распространяется лишь на ограниченный круг действий и отношений («не убий», «не укради» и т.п.), а во-вторых, даже и эти общечеловеческие ценности приемлемы далеко не всеми, а иначе не было бы и многих конфликтных ситуаций.

Нравственные нормы, в том числе и относящиеся к конфликтам, обычно нигде не записаны и вообще четко не сформулированы.

К сожалению, обращение к нравственным нормам и представлениям в нашей практике встречается редко.

В основе предупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценности. При подходе к конфликту методологически центральными являются 2 основных положения:

Следует исключить насилие (физическое, психологическое) как возможный способ разрешения конфликта; разрешение конфликтной ситуации должно способствовать личностному росту субъектов конфликта.

Основные принципы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: толерантность, своевременность, оперативность, заинтересованность в психолого – педагогических последствиях, исключение односторонней ответственности за возникновение конфликта, нравственно – коммуникативные нормы его преодоления.

Позитивному решению педагогических конфликтов способствует система общения преподавателя с учениками. Действия преподавателя подразделяются на несколько этапов:

- Выбор стиля общения. Педагог определяет для себя что сказать, как сказать, когда сказать, при ком сказать

- Отбор невербальных средств общения. Преподавателю стоит обратить внимание на мимику, тон, интонацию речи

- Возврат эмоций. Выход педагога из плена собственных эмоций и возможность откликнуться на переживания ученика

- Наказание. Наказание должно уничтожить отдельный конфликт, а не создать новый. Система наказаний в ученической среде должна быть продумана так, чтобы не нанести ущерб личности учащегося.

Правила нравственного общения: не отвечать на агрессию агрессией, не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом, давать возможность оппоненту высказаться, не делать скоропалительных выводов, не перебивать без надобности, не навязывать свою точку мнения,

Преподавателю запрещено обращать внимание на национальные особенности детей, оскорблять детей, прилюдно обсуждать родителей ученика, сравнивать учеников, унижать их достоинство.

Конфликтная ситуация может регулироваться религиозными нормами. Особенно характерно это для тех религий, где, подобно мусульманству, религиозные правила распространяются, помимо чисто церковных отношений, на довольно широкую область гражданской жизни (брак, семья, обучение и др.). Конфликт может иметь и межрелигиозный характер (например, отношения между православными и католиками на Украине, исламистами и христианами в Средней Азии и Закавказье). Здесь регулирование конфликта существенно затрудняется и соблюдение самих по себе религиозных норм становится явно недостаточным.