Проблема культуры общения.
Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания - выступает культура общения - система норм, принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение основных норм межличностного общения, включающих совокупные действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических».
Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:
уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека;
ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;
постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;
соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации;
культура диалога, проявляющаяся в соблюдении следующих условий:
принципиальное равенство, автономность партнеров;
признание партнерами уникальности друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;
различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;
ориентированность каждого на понимание и правильную интерпретацию его точки зрения партнером;
ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;
способность воспринимать другого как личность равного уровня.
«Дефектные» уровни общения.
1. Нравственный вакуум - человек или не знает необходимых для об-щения норм и принципов поведения, или попадает в ситуацию, когда его зна-ния утрачивают смысл и «не работают» в новых условиях.
2. Отсутствие нравственной инициативы - человек занимает выжида-тельную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них.
3. Нравственный камуфляж - стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.
4. Нравственный анахронизм - человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.
5. Нравственная регрессия - упрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей.
6. Нравственная глухота - отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его.
7. Нравственный примитивизм - бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса.
8. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту.
Психологические коммуникативные барьеры, связанные с психиче-ским состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.
1. Барьер страдания, горя - проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве, и эгоизм, и зависть к чужой радости, и даже агрессивность.
2. Барьер гнева - возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства.
3. Барьер страха - может быть вызван разными причинами.
4. Барьер стыда и вины - образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого.
5. Барьер установки - негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения.
6. Барьер презрения - как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами.
7. Барьер отвращения, брезгливости - связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдением «дистанции в общении».
8. Барьер настроения - может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести, иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал.
9. Барьер речи - двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета. Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого человека.
Культура общения не существует в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.
- Этика, ее предмет, виды, структура.
- Исторические этапы развития морали.
- Проблемы морального прогресса.
- Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
- Этическая мысль Древней Индии и Древнего Китая.
- Этика античности.
- Этика эпохи Средневековья.
- Этические воззрения Нового и Новейшего времени.
- Этическая мысль современности.
- Сущность, специфика и содержание морали.
- Структура морали.
- Основные функции морали. Антиномии в морали.
- Высшие моральные ценности.
- Этика делового общения.
- Долг и совесть. Смысл жизни и счастье.
- Любовь как высшая ценность.
- Формирование нравственного поведения.
- Этика гражданского общества.
- Патриотизм как основной принцип гражданственности.
- Политическая этика и политическая культура.
- Проблема культуры общения.
- Дружба как высшая форма общения.
- Этика семейных отношений.
- Деловая беседа как основная форма делового общения.
- Подготовка к деловым переговорам. Встреча и прием делегаций.
- Соблюдение этических норм в процессе переговоров.
- Законы и правила аргументации и убеждения.
- Критика и комплименты в деловом общении.
- Этика исполнения публичных выступлений.
- Композиционно-технологтческая структура речи.
- Слагаемые успешного выступления.
- Речь и образ оратора.
- Метракопоративная модель деловой этики.
- Этика Успеха.
- Этика делового общения «по горизонтали».
- Этика делового общения «по вертикали»
- Этикет: основные нормы и особенности.
- Обращения, приветствия, представления. Визитные карточки.
- Этикет деловых приемов и застолья.
- Деловой костюм.
- Национальные особенности делового общения в сша.
- Национальные особенности делового общения в Европе.
- Национальные особенности делового общения встранах Азии.
- Профессиональная этика. Дилеммы профессиональной этики.