logo search
Pedagog_konfl

20. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности

Рефлексия является процессом и результатом самоанализа, субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур. Рефлексия - то личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.

Педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается "вчувствоваться" в воспитанника, понять его эмоциональное состояние.

Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса. В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой - другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.

Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.

Так как педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:

•рефлексию педагогом деятельности учащихся (учащегося);

•рефлексию педагогом своей педагогической деятельности;

•рефлексию педагогом педагогического взаимодействия;

•рефлексию учащимся (воспитанником) своей деятельности;

•рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя);

•рефлексию учащимся педагогического взаимодействия

Определяя функции рефлексии в педагогическом процессе, отметим прежде всего, что это первостепенное условие оптимизации развития, саморазвития участников педагогического процесса.

Среди других функций, присущих рефлексии в педагогическом процессе, назовем следующие:

•проектировочная — рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;

•организаторская - рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;

•диагностическая.

•коммуникативная - рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;

•смыслотворческая — рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

•мотивационная - рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;

•коррекционная - рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.