Результат
0—24
| Очень неуверен в себе
|
25—48
| Скорее не уверен, чем уверен
|
49—72
| Среднее значение уверенности
|
73—96
| Уверен н себе
|
97—120
| Слишком самоуверен
|
Задание 2 В своей «Исповеди» Л. Н. Толстой описывает долгие годы мучавший его внутриличностный конфликт. Суть его состоит в следующем: «Жизнь есть бессмыслица», но тогда «зачем жить?», выходит, что: «Все — суета. Счастлив, кто не родился,— смерть лучше жизни; надо от нее избавиться». В связи с этим он описывает четыре выхода из этого внутреннего конфликта, которые содержаться в приводимом фрагменте.1
Проанализируйте текст и дайте ответы на вопросы:
1. О каком виде внутриличностного конфликта идет речь?
2. К каким механизмам психологической защиты от внутриличностного конфликта относятся выходы, обнаруженные Л.Н. Толстым?
1 Толстой Л. Н. Сочинения. Часть тринадцатая. — М.: Т-во И. Н. Кушнерев и К0. 1911. – С. 37 – 40.
3. Дайте оценку тем выходам из конфликта, о которых пишет автор.
4. Как бы вы поступили в случае наличия у вас подобного рола внутриличностного конфликта?
Я нашел, что для людей моего круга есть четыре выхода из того ужасного положения, в котором мы все находимся.
Первый выход есть выход неведения. Он состоит в том, чтобы не знать, не понимать того, что в жизни есть зло и бессмыслица. Люди этого разряда – большею частью женщины или очень молодые, или очень тупые люди — еще не поняли того вопроса жизни, который представился Шопенгауэру, Соломону, Будде. Они не видят ни дракона, ожидающего их. ни мышей, подтачивающих кусты, за которые они держатся, и лижут капли меда. Но они лижут эти капли меда только до времени: что-нибудь обратит их внимание на дракона и мышей, и — конец их лизанию.
Второй выход — это выход эпикурейства. Он состоит в том, чтобы, зная безнадежность жизни, пользоваться покамест теми благами, какие есть, несмотря ни на дракона, ни на мышей, а лизать мед самым лучшим образом, особенно если его накопилось много. Соломон выражает этот выход так:
«И похвалил я веселье, потому что нет лучшего дли человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем».
«Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твое... Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь, во все дни суетной" жизни твоей, во все суетные дни твои. Потому что это — доля твоя в жизни и трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем... Все, что может рука твоя по силам делать, делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости».
Так поддерживают в себе возможность жизни большинство людей нашего круга. Условия, в которых они находятся, делают то, что благ у них больше, чем зол, а нравственная тупость дает им возможность забывать, что выгода их поло-женин случайна, что всем нельзя иметь 1000 жен и дворцов, как Соломон, что на каждого человека с 1000 жен есть 1000 людей без жен, и на каждый дворец есть 1000 людей, в ноте строящих его, и что та случайность, которая нынче сделала меня Соломоном, завтра может сделать меня рабом Соломона. Тупость же воображения этих людей дает им возможность забывать про то, что не дало покоя Будде,— неизбежность болезни, старости и смерти, которая не нынче — завтра разрушит все эти удовольствия.
Так думает и чувствует большинство людей нашего времени и образа жизни. То, что некоторые из этих людей утверждают, что тупость их мысли и воображения есть философия, которую они называют позитивной, не выделяет на мой взгляд этих людей из разряда тех, которые, чтобы не видеть вопроса, лижут мел. И людям этим я не мог подражать: не имея их тупости воображения, я не мог ее искусственно произвести в себе. Я не мог, как и не может всякий живой человек оторвать глаз от мышей и дракона, когда он раз увидел их.
Третий выход есть выход силы и энергии. Он состоит в том, чтобы поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица, уничтожить ее. Так поступают редкие, сильные и последовательные люди. Поняв всю глупость шутки, какая над ними сыграна, и поняв, что блага умерших паче благ живых и что лучше всего не быть, они так и поступают и кончают сразу эту глупую шутку, благо есть средства: петля на шею, вода, нож, чтоб проткнуть им сердце, поезда на железных дорогах. И людей из нашего крута, поступающих так, становится все больше и больше. И поступают люди так большею частью в лучший период жизни. когда силы души находятся в самом расцвете, а привычек, унижающих человеческий разум, еще усвоено мало
Я видел, что это самый достойный выход, и хотел поступить так.
Четвертый выход есть выход слабости. Он состоит в том, чтобы, понимая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная впредь, что ничего из нее выйти не может. Люди этого разбора знают, что смерть лучше жизни, но, не имея сил поступить разумно, поскорее кончить обман и убить себя, чего-то как будто ждут. Это есть выход слабости, ибо если я знаю лучшее, и оно в моей власти, почему не отдаться лучшему?.. Я находился в этом разряде.
Так люди моего разбора четырьмя путями спасаются от ужасного противоречия. Сколько я ни напрягал своего умственного внимания, кроме этих четырех выходов Я не видал еще иного. Один выход: не понимать того, что жизнь есть бессмыслица, суета и зло и что лучше не жить. Я не мог не знать этого и. когда разузнал, не мог закрыть на это глаза. Другой выход: пользоваться жизнью такою, какая есть, не думая о будущем. И этого я не мог сделать. Я, как Сакиа – Муни, не мог ехать на охоту, когда знал, что есть старость, страдания, смерть. Воображение у меня было слишком живо. Кроме того, я не мог радоваться минутой случайности, кинувшей на мгновение наслаждение на мою долю. Третий выход: поняв, что жизнь есть зло и глупость, прекратить ее, убить себя. Я понял это, но почему-то вес еще не убивал себя. Четвертый выход: жить в положении Соломона, Шопенгауэра — знать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книги писать. Это было для меня отвратительно, мучительно, но я оставался в этом положении.
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Истолкование природы Конфликта в эпоху Средневековья
- Два различных подхода
- К пониманию природы
- Социального конфликта
- В Новое время
- Концепция социального конфликта Маркса и его последователей
- Развитие
- Конфликтологии
- В рамках
- Социальной науки
- Концепция
- Социального согласия
- И «человеческих
- Отношении»
- Общая теория конфликтного взаимодействия
- В рамках психологической науки
- Конфликтология и правоведение
- 1.2. Развитие отечественной конфликтологии
- Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования
- Понятийный аппарат конфликтологии. Его предмет и объект
- Структура конфликта
- Динамика конфликта
- Разрешение конфликта
- Типология конфликта
- Особенности конфликтного взаимодействия
- Предмет и объект конфликтологии
- 2.2. Исследовательские методы науки о конфликте
- Принципы научного исследования
- Методы исследования конфликта
- Раздел II. Общая теория конфликта
- Глава 3. Понятие и типология конфликтов
- 3.1. Понятие конфликта
- Понятие конфликта
- Противоречие – основа конфликта
- Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов
- Конфликт и соревнование
- 3.2. Объект и предмет конфликта
- Различия между
- Объектом и предметом
- Конфликта
- Характеристика объекта конфликта
- Реалистический и нереалистический конфликты
- 3.3. Проблема типологии конфликтов
- Внутриличностный конфликт
- Межличностный конфликт
- Конфликт между личностью и группой
- Межгрупповой конфликт
- Межгосударственный конфликт
- Другие типы конфликтов
- Глава 4. Структура конфликта
- 4.1. Объективные элементы конфликта
- Объект конфликта
- Участники конфликта
- Среда конфликта
- Физическая среда конфликта
- Общественно – психологическая среда конфликта
- Социальная среда конфликта
- 4.2. Личностные элементы конфликта
- Основные психологические доминанты поведения
- Черты характера и типы личностей
- Акцентуация характера
- Психофизиологические качества
- Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
- Неадекватные оценки и восприятия
- Манеры поведения
- Этические ценности
- Глава 5. Причины конфликтов
- 5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов Составляющие причины конфликта
- Классификация противоречий
- 5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов
- 5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов
- Основные
- Психологические
- Доминанты поведения
- Личности
- Черты характера и типы личностей
- Установки личности
- Неадекватные оценки и восприятия
- Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов?
- 1 См.: Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и к°, лтд. 1991. – с. 193 – 1999 Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы
- Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов
- Этические ценности
- Глава 6. Функции конфликта
- 6.1. Понятие функции конфликта
- Явные и скрытые функции конфликта
- Оценка функции конфликта
- 6.2. Конструктивные функции конфликта
- Общие конструктивные функции конфликта
- Конструктивные Функции конфликта на личностном уровне
- 6.3. Деструктивные функции конфликта Общие деструктивные функции конфликта
- Деструктивные функции конфликта на личностном уровне
- Глава 7. Динамика конфликта
- 7.1. Предконфликтная ситуация
- Осознание причин конфликта
- Общая логика профилактики конфликта
- 7.2. Открытый конфликт
- Инцидент
- Завершение конфликта
- 7.3. Послеконфликтный период
- Постконфликтный синдром
- Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов
- Раздел III. Внутриличностный конфликт
- Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов
- 8.1. Понятие внутриличностного конфликта
- Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду
- Три типа конфликтной ситуации к. Левина
- « Я-концепция» к. Роджерса
- Теории потребностей а. Маслоу
- Теория в. Франкла
- Теория а.Н. Леонтьева
- Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики
- 8.2. Виды внутриличностных конфликтов
- Классификация
- На основе ценностно –
- Мотивационной
- Сферы личности
- Другие типы внутриличностных конфликтов
- Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта
- 9.1. Причины внутриличностного конфликта
- Внутренние причины
- Внешние причины
- Социальная среда и личность. К. Хорни
- Конфликт между
- Сущностью и
- Существованием
- Личности. Э. Фромм
- Факторы социальной жизни и неврозы
- 9.2. Последствия внутриличностного конфликта Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
- Позитивные последствия внутриличностного конфликта
- Глава 10. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов
- 10.1. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
- Познай самого себя
- Адекватно оценивайте себя
- Сформулнруите смыслообразующие жизненные ценности
- Используйте свой жизненный опыт
- Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
- Будьте принципиальны
- Будьте уверены в себе
- Соблюдайте этические нормы и правила общения
- Другие способы
- Предупреждения
- Внутриличностных
- Конфликтов
- 10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
- Типичные принципы
- И способы разрешения
- Внутриличностных
- Конфликтов
- Психологические защита личности
- Механизмы психологической защиты личности
- Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
- 11.1. Понятие и природа стресса
- Понятие стресса и фазы развития
- Стресс и дистресс
- 11.2. Причины и источники стресса
- Организационные факторы
- 11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях
- Антистрессовое руководство
- Антистрессовое подчинение
- 11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
- Социальные составляющие стрессов
- Всегда ли вредны отрицательные эмоции?
- Концепция «поисковой активности»
- Фикционный финализм
- Насколько рациональны наши убеждения?
- Как мы оцениваем себя?
- Возлюби себя, как ближнего своего
- «Дерзать, искать, найти и не сдаваться!» (а. Теннисон)
- Раздел IV. Конфликты на различных уровнях социальной системы
- Глава 12. Межличностный конфликт
- 12.1 Особенности межличностного конфликта
- Функции межличностного конфликта
- Структура и элементы
- Стили поведения в межличностном конфликте
- Типы людей
- 12.2. Межличностные конфликты в семье
- Периоды развития семьи и ее функции
- Второй период — появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов вРусский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы
- Принципы регуляции этнических конфликтов
- О национальном самоопределении
- Раздел V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов
- Глава 16. Предупреждение конфликтов
- 16.1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения Трудности профилактики конфликтов
- Конфликтогенные причины
- Поддержание
- 16.2. Проблема конфликтных личностей
- Типы конфликтных личностей
- 16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов Зрелые и незрелые коллективы
- Способы оздоровления коллектива
- Предупреждение
- Конфликтов как тактика
- Современного
- Менеджмента
- 16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
- Нормы деловой этики
- Юмор как средство предупреждения конфликта
- Глава 17. Разрешение конфликтов
- 17.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия Тактика ухода
- Силовое подавление
- 17.2. Два подхода к разрешению конфликта Тактики «выигрыш — проигрыш»
- Тактики «выигрыш — выигрыш»
- 17.3. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта»
- 17.4. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша
- Механизмы
- Осуществления тактики
- Компромисса
- Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия
- 17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты
- Негативные методы
- Позитивные методы
- Результаты управления конфликтом
- Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов
- 18.1. Общая характеристика переговоров
- Особенности переговоров
- Типология переговоров
- Функции переговоров
- 18.2. Стратегии ведения переговоров
- Переговоры с ориентацией на модели «выигрыш — проигрыш»
- Переговоры
- С ориентацией на модель
- «Проигрыш — проигрыш»
- И «выигрыш — выигрыш
- Позиционный торг
- Переговоры на основе интересов
- 18.3. Динамика переговоров
- Подготовка к переговорам
- Ведение переговоров
- Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей
- 18.4. Тактические приемы ведения переговоров
- Тактические приемы при позиционном торге
- Тактические приемы при ведении переговоров на основе интересов
- Тактические приемы, носящие двойственный характер
- 18.5. Посредничество в переговорном процессе
- Формы участия третьей стороны
- Выбор посредника
- Влияние посредника на переговорный процесс
- Модели посреднической деятельности
- Оценка эффективности посреднической деятельности
- Библиотека Учебной и научной литературы
- Глава 1. Библиографический список
- Глава 2. Библиографический список
- Глава 3. Библиографический список
- Глава 4. Библиографический список
- Глава 5. Библиографический список
- Глава 6. Библиографический список
- Глава 7. Библиографический список
- Глава 8. Библиографический список
- Глава 9. Библиографический список
- Глава 10. Библиографический список
- Глава 11.
- Глава 14. Библиографический список
- Глава 15 Библиографический список
- Глава 16. Библиографический список
- Глава 17. Библиографический список
- Библиографический список (итоговый)
- 12. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства? Библиотека Учебной и научной литературы
- Глава 1. Вопросы для повторения
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Современная психология о предпосылках конфликтов
- Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования
- Оценка данных
- Глава 3. Понятие и типология конфликтов
- Б азисная классификация конфликтов
- Глава 4. Структура конфликта
- Ключ к тесту
- Тестирование
- К руг Айзенка
- Глава 5. Причины конфликта
- Причины конфликта!
- Тест. Акцентуации характера
- Глава 6. Функции конфликта
- Функции конфликта1
- Глава 7. Динамика конфликта
- Основные периоды и этапы динамики конфликта
- Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов
- Тест: «Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?»1
- Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта
- Тест «Знаете ли вы себя»1
- Тест «Умеете ли вы владеть собой»1
- Глава 10. Способы предупреждения и разрешения внутриличностного конфликта
- Тест Рейдаса «Уверенность в себе»
- Результат
- Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге1
- Интерпретация результатов
- Тест «Стрессоры»1
- Глава 12. Межличностный конфликт
- Глава 13. Конфликты в организации Задание 1
- Задание 2
- Глава 14. Межгрупповой конфликт
- Задание 2
- Задание 5
- Глава 15. Основные виды межгрупповых конфликтов
- Глава 16. Предупреждение конфликтов
- Инструкция
- Результат
- Инструкция
- Результат
- Глава 17. Разрешение конфликтов
- Результат
- Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов Ситуатные задачи