logo
Конфликтология

Общественно – психологическая среда конфликта

Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро- и макроуровнях общественной системы,

На микроуровне, например, в рамках организации, обществен­но-психологическая среда — это психологический климат данно­го коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимис­тическим или пессимистическим и т.д.

На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая среда определяется гос­подствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа. В отдельные периоды в обществе могут преобладать чув­ства страха, неуверенности и беспокойства, которые испытывают целые слои населения. В другие времена, напротив, обществен­ная психология народа может быть мажорной, характеризоваться спокойствием, бодростью и эмоциональным подъемом. Первый тип общественно-психологической среды способствует развитию конфликтного поведения, второй, напротив, — более быстрому и легкому разрешению конфликта.

В нашем обществе мажорная и оптимистическая обществен­но-психологическая среда жизни людей существовала в годы пос­ле победы в Великой Отечественной войне, В последнее десятиле­тие минувшего века, напротив, преобладали минорные настрое­ния, чувство страха, отчаяния и подавленности. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты общероссийского соци­ологического опроса, проведенного Российским независимым ин­ститутом социальных и национальных проблем (РНИС и НП) в марте 2000 г. Были опрошены представители 11 социально – профессиональных групп населения: рабочие, интеллигенция, работ­ники торговли, служащие, предприниматели, военнослужащие, жители городов и сел, студенты, безработные. Как показало иссле­дование, доля россиян, характеризующихся в это время благоприят­ным психологическим настроем (спокойствием, уравновешенностью, бодростью), составляла немногим более 15%. Треть населения пре­бывала в промежуточном состоянии между угнетенностью 'и урав­новешенностью. Но свыше 40% наших сограждан испытывала страх, отчаяние, подавленность и озлобленность. По признанию россиян, довольно часто они испытывают такие чувства, как чувство неспра­ведливости всего происходящего вокруг (68%), чувство стыда за нынешнее состояние страны (54%), чувство невозможности продол­жать жить так, как сейчас (49%), чувство одиночества и ненужно­сти никому (49%), чувство страха перед беспределом и преступно­стью в стране1.

Такой неблагоприятный психологический климат в обществе, безусловно, способствует возникновению конфликтов на самых разных уровнях, в том числе и межличностных и внутриличностных конфликтов. Массовое сознание на уровне общества так или иначе влияет и на психологический климат внутри организации. Если вновь обратиться к социологическим исследования, то они полностью подтверждают этот вывод. Так, по данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) в 1999 г. на вопрос: «Кто по вашему сможет выслушать и лучше всего по­нять человека, у которого тяжело на душе?» только 3% опрошен­ных назвали товарищей по работе. Для сравнения: 6% опрошен­ных назвали собаку или кошку2.

Большое значение в формировании общественно-психологи­ческой среды на разных уровнях социальной системы принадле­жит средствам массовой информации, Своей информационной политикой и технологиями они могут способствовать как затуха­нию конфликтов в обществе, так и раздуванию их.

1Независимая газета. 21 марта 2000 — С. 8.

2Аргументы и факты. №11. 2000.