Основные периоды и этапы динамики конфликта
Задание 2 Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения динамики конфликта. Какие периоды и этапы развития конфликта Вы можете в ней выделить?
Этот случай произошел на кафедре одного вуза, куда по распределению после окончания того же института была принята молодой специалист Лялина. Она быстро освоилась с должностью ассистента и почувствовала себя вполне уверенно, тем более что благодаря своему общительному характеру была знакома чуть ли не со всем институтом. Только с заведующим кафедрой Умновым установить хорошие отношения Лялина не смогла. Он явно не одобрял постоянные отлучки Лялиной, бесконечные разговоры на посторонние темы, которые она затевала с сотрудниками кафедры, ее нерабочее настроение. Поняв, что хорошего отношения Умнова ей не добиться, Лялина резко изменила свое поведение. Если раньше она хорошо ли, плохо ли, но выполняла распоряжения заведующего кафедрой, то теперь ограничила объем своей работы тем минимумом, который был необходим, чтобы продержаться на кафедре, проявив при этом недюжинную изобретательность и неплохое знание трудового законодательства. Пользуясь привилегиями молодого специалиста, она отказывалась руководить практикой студентов, требовала пересмотра учебных планов, ссылаясь на положение о высшей школе, которое позволяло ассистенту не читать лекций, отказалась от преподавания и вела лабораторные и практические занятия.
Одним словом, Лялина откровенно провоцирована Умнова на конфликты, и он шел на них, считая ниже своего достоинства не принять вызов, тем более, что другого выхода из создавшегося положения и не видел.
Решительность и «смелость» Лялиной снискали ей популярность среди молодых специалистов даже за пределами кафедры, не говоря уже о том, что другие ассистенты явно ориентировались на Лялину. Расстановка сил складывалась не в пользу заведующего кафедрой.
После некоторых размышлений Умнов резко изменил стратегию поведения. На очередном заседании кафедры после требования Лялиной снять с нее часть учебной нагрузки Умнов, к удивлению все сотрудников, не только не выразил возмущение, но охотно пошел ей на встречу, сказав лишь, что поскольку эти часы все равно нужно отработать, то он возьмет на себя часть нагрузки Лялиной, а оставшиеся часы придется распределить между остальными сотрудниками кафедры.
1 Бородкин Ф. М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука. 1984. — С. 102 – 103.
Когда в следующий раз одной из ассистенток кафедры пришлось ехать вместо Лялиной в командировку, удивление сотрудников сменилось возмущением. Умнова обвиняли в слабохарактерности, чрезмерной терпимости, но вместе с тем, недовольство высказывалось и в адрес Лялиной. Ассистентки, которые теперь читали за нее лекции и вели дополнительные практические занятия сменили симпатию на явную недоброжелательность. Лялина растерялась, такого поворота событий она не ожидала. Все ее капризы и претензии тотчас же удовлетворялись. О ней стали говорить, что она пользуется мягкостью и терпимостью Умнова, чтобы добиться особого положения на кафедре.
Былые почитатели Лялиной отвернулись от нее. Она растеряла свою популярность и приобрела врагов. Поскольку Лялина привыкла быть в центре внимания и вызывать восхищение окружающих, атмосфера недоброжелательности, сложившаяся вокруг нее на кафедре, стала казаться невыносимой. Она начала вести себя заносчиво и грубо, чем еще больше восстановила против себя коллектив.
Через некоторое время Лялина вынуждена была подать заявление об увольнении. Умнов решил выдержать характер до конца и стал уговаривать Лялину остаться, ссылаясь на то, что не имеет права уволить молодого специалиста до истечения трехлетнего срока работы. Тогда Лялина обратилась к декану и добилась разрешения на увольнение. После ее ухода кафедра вздохнула с облегчением и между сотрудниками и заведующим восстановились прежние отношения.
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Истолкование природы Конфликта в эпоху Средневековья
- Два различных подхода
- К пониманию природы
- Социального конфликта
- В Новое время
- Концепция социального конфликта Маркса и его последователей
- Развитие
- Конфликтологии
- В рамках
- Социальной науки
- Концепция
- Социального согласия
- И «человеческих
- Отношении»
- Общая теория конфликтного взаимодействия
- В рамках психологической науки
- Конфликтология и правоведение
- 1.2. Развитие отечественной конфликтологии
- Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования
- Понятийный аппарат конфликтологии. Его предмет и объект
- Структура конфликта
- Динамика конфликта
- Разрешение конфликта
- Типология конфликта
- Особенности конфликтного взаимодействия
- Предмет и объект конфликтологии
- 2.2. Исследовательские методы науки о конфликте
- Принципы научного исследования
- Методы исследования конфликта
- Раздел II. Общая теория конфликта
- Глава 3. Понятие и типология конфликтов
- 3.1. Понятие конфликта
- Понятие конфликта
- Противоречие – основа конфликта
- Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов
- Конфликт и соревнование
- 3.2. Объект и предмет конфликта
- Различия между
- Объектом и предметом
- Конфликта
- Характеристика объекта конфликта
- Реалистический и нереалистический конфликты
- 3.3. Проблема типологии конфликтов
- Внутриличностный конфликт
- Межличностный конфликт
- Конфликт между личностью и группой
- Межгрупповой конфликт
- Межгосударственный конфликт
- Другие типы конфликтов
- Глава 4. Структура конфликта
- 4.1. Объективные элементы конфликта
- Объект конфликта
- Участники конфликта
- Среда конфликта
- Физическая среда конфликта
- Общественно – психологическая среда конфликта
- Социальная среда конфликта
- 4.2. Личностные элементы конфликта
- Основные психологические доминанты поведения
- Черты характера и типы личностей
- Акцентуация характера
- Психофизиологические качества
- Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
- Неадекватные оценки и восприятия
- Манеры поведения
- Этические ценности
- Глава 5. Причины конфликтов
- 5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов Составляющие причины конфликта
- Классификация противоречий
- 5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов
- 5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов
- Основные
- Психологические
- Доминанты поведения
- Личности
- Черты характера и типы личностей
- Установки личности
- Неадекватные оценки и восприятия
- Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов?
- 1 См.: Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и к°, лтд. 1991. – с. 193 – 1999 Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы
- Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов
- Этические ценности
- Глава 6. Функции конфликта
- 6.1. Понятие функции конфликта
- Явные и скрытые функции конфликта
- Оценка функции конфликта
- 6.2. Конструктивные функции конфликта
- Общие конструктивные функции конфликта
- Конструктивные Функции конфликта на личностном уровне
- 6.3. Деструктивные функции конфликта Общие деструктивные функции конфликта
- Деструктивные функции конфликта на личностном уровне
- Глава 7. Динамика конфликта
- 7.1. Предконфликтная ситуация
- Осознание причин конфликта
- Общая логика профилактики конфликта
- 7.2. Открытый конфликт
- Инцидент
- Завершение конфликта
- 7.3. Послеконфликтный период
- Постконфликтный синдром
- Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов
- Раздел III. Внутриличностный конфликт
- Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов
- 8.1. Понятие внутриличностного конфликта
- Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду
- Три типа конфликтной ситуации к. Левина
- « Я-концепция» к. Роджерса
- Теории потребностей а. Маслоу
- Теория в. Франкла
- Теория а.Н. Леонтьева
- Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики
- 8.2. Виды внутриличностных конфликтов
- Классификация
- На основе ценностно –
- Мотивационной
- Сферы личности
- Другие типы внутриличностных конфликтов
- Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта
- 9.1. Причины внутриличностного конфликта
- Внутренние причины
- Внешние причины
- Социальная среда и личность. К. Хорни
- Конфликт между
- Сущностью и
- Существованием
- Личности. Э. Фромм
- Факторы социальной жизни и неврозы
- 9.2. Последствия внутриличностного конфликта Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
- Позитивные последствия внутриличностного конфликта
- Глава 10. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов
- 10.1. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
- Познай самого себя
- Адекватно оценивайте себя
- Сформулнруите смыслообразующие жизненные ценности
- Используйте свой жизненный опыт
- Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
- Будьте принципиальны
- Будьте уверены в себе
- Соблюдайте этические нормы и правила общения
- Другие способы
- Предупреждения
- Внутриличностных
- Конфликтов
- 10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
- Типичные принципы
- И способы разрешения
- Внутриличностных
- Конфликтов
- Психологические защита личности
- Механизмы психологической защиты личности
- Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
- 11.1. Понятие и природа стресса
- Понятие стресса и фазы развития
- Стресс и дистресс
- 11.2. Причины и источники стресса
- Организационные факторы
- 11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях
- Антистрессовое руководство
- Антистрессовое подчинение
- 11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
- Социальные составляющие стрессов
- Всегда ли вредны отрицательные эмоции?
- Концепция «поисковой активности»
- Фикционный финализм
- Насколько рациональны наши убеждения?
- Как мы оцениваем себя?
- Возлюби себя, как ближнего своего
- «Дерзать, искать, найти и не сдаваться!» (а. Теннисон)
- Раздел IV. Конфликты на различных уровнях социальной системы
- Глава 12. Межличностный конфликт
- 12.1 Особенности межличностного конфликта
- Функции межличностного конфликта
- Структура и элементы
- Стили поведения в межличностном конфликте
- Типы людей
- 12.2. Межличностные конфликты в семье
- Периоды развития семьи и ее функции
- Второй период — появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов вРусский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы
- Принципы регуляции этнических конфликтов
- О национальном самоопределении
- Раздел V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов
- Глава 16. Предупреждение конфликтов
- 16.1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения Трудности профилактики конфликтов
- Конфликтогенные причины
- Поддержание
- 16.2. Проблема конфликтных личностей
- Типы конфликтных личностей
- 16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов Зрелые и незрелые коллективы
- Способы оздоровления коллектива
- Предупреждение
- Конфликтов как тактика
- Современного
- Менеджмента
- 16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
- Нормы деловой этики
- Юмор как средство предупреждения конфликта
- Глава 17. Разрешение конфликтов
- 17.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия Тактика ухода
- Силовое подавление
- 17.2. Два подхода к разрешению конфликта Тактики «выигрыш — проигрыш»
- Тактики «выигрыш — выигрыш»
- 17.3. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта»
- 17.4. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша
- Механизмы
- Осуществления тактики
- Компромисса
- Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия
- 17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты
- Негативные методы
- Позитивные методы
- Результаты управления конфликтом
- Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов
- 18.1. Общая характеристика переговоров
- Особенности переговоров
- Типология переговоров
- Функции переговоров
- 18.2. Стратегии ведения переговоров
- Переговоры с ориентацией на модели «выигрыш — проигрыш»
- Переговоры
- С ориентацией на модель
- «Проигрыш — проигрыш»
- И «выигрыш — выигрыш
- Позиционный торг
- Переговоры на основе интересов
- 18.3. Динамика переговоров
- Подготовка к переговорам
- Ведение переговоров
- Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей
- 18.4. Тактические приемы ведения переговоров
- Тактические приемы при позиционном торге
- Тактические приемы при ведении переговоров на основе интересов
- Тактические приемы, носящие двойственный характер
- 18.5. Посредничество в переговорном процессе
- Формы участия третьей стороны
- Выбор посредника
- Влияние посредника на переговорный процесс
- Модели посреднической деятельности
- Оценка эффективности посреднической деятельности
- Библиотека Учебной и научной литературы
- Глава 1. Библиографический список
- Глава 2. Библиографический список
- Глава 3. Библиографический список
- Глава 4. Библиографический список
- Глава 5. Библиографический список
- Глава 6. Библиографический список
- Глава 7. Библиографический список
- Глава 8. Библиографический список
- Глава 9. Библиографический список
- Глава 10. Библиографический список
- Глава 11.
- Глава 14. Библиографический список
- Глава 15 Библиографический список
- Глава 16. Библиографический список
- Глава 17. Библиографический список
- Библиографический список (итоговый)
- 12. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства? Библиотека Учебной и научной литературы
- Глава 1. Вопросы для повторения
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Современная психология о предпосылках конфликтов
- Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования
- Оценка данных
- Глава 3. Понятие и типология конфликтов
- Б азисная классификация конфликтов
- Глава 4. Структура конфликта
- Ключ к тесту
- Тестирование
- К руг Айзенка
- Глава 5. Причины конфликта
- Причины конфликта!
- Тест. Акцентуации характера
- Глава 6. Функции конфликта
- Функции конфликта1
- Глава 7. Динамика конфликта
- Основные периоды и этапы динамики конфликта
- Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов
- Тест: «Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?»1
- Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта
- Тест «Знаете ли вы себя»1
- Тест «Умеете ли вы владеть собой»1
- Глава 10. Способы предупреждения и разрешения внутриличностного конфликта
- Тест Рейдаса «Уверенность в себе»
- Результат
- Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге1
- Интерпретация результатов
- Тест «Стрессоры»1
- Глава 12. Межличностный конфликт
- Глава 13. Конфликты в организации Задание 1
- Задание 2
- Глава 14. Межгрупповой конфликт
- Задание 2
- Задание 5
- Глава 15. Основные виды межгрупповых конфликтов
- Глава 16. Предупреждение конфликтов
- Инструкция
- Результат
- Инструкция
- Результат
- Глава 17. Разрешение конфликтов
- Результат
- Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов Ситуатные задачи