logo
Конфликтология

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

WWW.I-U.RU

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

(учебное пособие)

Раздел I. Становление и предмет конфликтологии

Глава 1. Становление конфликтологии

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершен­ном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Проблема соотношения

противоречия, борьбы

и конфликта в трудах

мыслителей древнего

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

1.1. Формирование конфликтологических идей

Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-цзы (579—499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.»1 По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.

1 Древнекитайская философия. В 2 т.— М.: Наука, 1972. Т. 1.— С 124.

Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древне­греческого философа Гераклита Эфесского (535—475 до н. э.), кото­рый видел источники конфликтов в некоторых универсальных свой­ствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия:

Война отец всех вещей, а мир их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.

Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые пред­ставленных древними философами в качестве всеобщих характерис­тик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.

Противоречие центральная категория диалектики — совре­менного философского учения о всеобщих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов еди­ного целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт» который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одно­го из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный характер, мир находится в постоянном дви­жении и развитии.

Таким образом, категория противоречия связана с изучением ис­точника всякого движения, изменения и развития, который совре­менная диалектика видит в сущности самих предметов. С универ­сальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.

Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкрети­зируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борь­ба — одно из основных понятий диалектики. Его содержание вклю­чает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целост­ность процесса.

1Фрагменты ранних греческих философов. Ч 1.- М.: Наука. 1989.- С 200—201.

Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конф­ликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий фи­лософ Эпикур (341—270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в со­стоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.