Позитивные методы
Совсем иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат
не только целям разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждать конфликты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на четыре группы:
1 Рекомендации самого общего характера, относящиеся не только к конфликтному взаимодействию, но и к любому виду общения людей. К их числу относятся такие правила, как постоянное внимание к собеседнику, способность терпеливо выслушивать его; доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение к нему; постоянное поддержание обратной связи с собеседником, соответствующее реагирование на его поведение; некоторое замедление темпа, ритма беседы в том случае, если обнаруживается, что собеседник излишне взволнован; стремление сопереживать партнеру, испытывать те же самые чувства, которые характерны для человека, находящегося рядом с вами, т.е. проявлять способность к сочувствию, эмпатию.
2 Блок методов, которые используются в начальной, преимущественно еще дословесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях разрешения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность, как говорят, «выпустить пар»; показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас социальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться.
3 Основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или переговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предложив хотя бы выпить чашку кофе, закурить, или просто сказать ему что-либо приятное: предложить присесть, но желательно не напротив друг друга, поскольку такая позиция, как считают психологи, не уменьшает, а усиливает конфронтацию, а рядом, на расстоянии до полуметра, под утлом друг к другу; только после этих предварительных поведенческих акций следует приступить к обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт; при этом полезно в случае необходимости признать и свою вину за возникновение противоборства; нужно признать и правоту собеседника в тех пунктах, где он оказался прав; важно в процессе обсуждения подчеркивать общность, а не только различия в интересах сторон; не менее важно обратить внимание на лучшие качества собеседника, которые есть в партнере и которые помогут ему справиться со своим волнением и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации; конечно, лучше всего решить приведший к разногласиям вопрос сразу же или попытаться решить его в кратчайшие сроки, ибо промедление, как правило, только усугубляет ситуацию.
4 Рекомендации универсального характера, образующие блок специальных, оперативных приемов, могут быть использованы в сложных конфликтных ситуациях. Они предполагают учет слабых, уязвимых мест в позиции собеседника, а также некоторых болевых точек его как личности. Так, в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он излишне резок, приняв с этой целью подчеркнуто вежливый тон; иногда бывает необходимо проявить к партнеру более сильную агрессию, чем та, которую продемонстрировал он; можно сказать собеседнику о тех негативных последствиях конфликтной ситуации, которые могут последовать для него лично; и наконец, иногда следует показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит.
Конечно, все указанные тактики и приемы могут уточняться, совершенствоваться при их применении для регулирования конкретных конфликтных ситуаций, каждая из которых неповторима.
Опытный руководитель, накапливая опыт управления конфликтами, постепенно превращает его в своего рода свод правил, кодекс принципов. Один из таких сводов правил поведения в конфликтной ситуации предлагает отечественный конфликтолог В. И. Андреев. Он включает в себя следующие правила:
1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципов.
3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
4. Критикуйте, но не критиканствуйте!
5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.
6. Традиции хороши, но до определенного предела.
7. Сказать правду тоже надо уметь.
8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
9. Не превращайте настойчивость, в назойливость!
10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.
11. Не переоценивайте свои способности и возможности.
12. Не проявляйте инициативу там. где в ней не нуждаются.
13. Проявляйте доброжелательность!
14. Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации.
1 5. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!
1 Андреев В. И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. \\ Хрестоматия по социальной психологии. — М: Международная педагогическая академия. 1994. — С. 82.
Подобные кодексы не только являются обобщением содержания современной теории управления конфликтом, но и служат практическим руководством для регулирования поведения людей в конфликтной ситуации. Именно эта многообразная практика разрешения конфликтов препятствует догматизации
сложившихся правил и норм, способствуя их дальнейшему совершенствованию и развитию.
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Истолкование природы Конфликта в эпоху Средневековья
- Два различных подхода
- К пониманию природы
- Социального конфликта
- В Новое время
- Концепция социального конфликта Маркса и его последователей
- Развитие
- Конфликтологии
- В рамках
- Социальной науки
- Концепция
- Социального согласия
- И «человеческих
- Отношении»
- Общая теория конфликтного взаимодействия
- В рамках психологической науки
- Конфликтология и правоведение
- 1.2. Развитие отечественной конфликтологии
- Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования
- Понятийный аппарат конфликтологии. Его предмет и объект
- Структура конфликта
- Динамика конфликта
- Разрешение конфликта
- Типология конфликта
- Особенности конфликтного взаимодействия
- Предмет и объект конфликтологии
- 2.2. Исследовательские методы науки о конфликте
- Принципы научного исследования
- Методы исследования конфликта
- Раздел II. Общая теория конфликта
- Глава 3. Понятие и типология конфликтов
- 3.1. Понятие конфликта
- Понятие конфликта
- Противоречие – основа конфликта
- Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов
- Конфликт и соревнование
- 3.2. Объект и предмет конфликта
- Различия между
- Объектом и предметом
- Конфликта
- Характеристика объекта конфликта
- Реалистический и нереалистический конфликты
- 3.3. Проблема типологии конфликтов
- Внутриличностный конфликт
- Межличностный конфликт
- Конфликт между личностью и группой
- Межгрупповой конфликт
- Межгосударственный конфликт
- Другие типы конфликтов
- Глава 4. Структура конфликта
- 4.1. Объективные элементы конфликта
- Объект конфликта
- Участники конфликта
- Среда конфликта
- Физическая среда конфликта
- Общественно – психологическая среда конфликта
- Социальная среда конфликта
- 4.2. Личностные элементы конфликта
- Основные психологические доминанты поведения
- Черты характера и типы личностей
- Акцентуация характера
- Психофизиологические качества
- Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
- Неадекватные оценки и восприятия
- Манеры поведения
- Этические ценности
- Глава 5. Причины конфликтов
- 5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов Составляющие причины конфликта
- Классификация противоречий
- 5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов
- 5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов
- Основные
- Психологические
- Доминанты поведения
- Личности
- Черты характера и типы личностей
- Установки личности
- Неадекватные оценки и восприятия
- Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов?
- 1 См.: Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и к°, лтд. 1991. – с. 193 – 1999 Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы
- Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов
- Этические ценности
- Глава 6. Функции конфликта
- 6.1. Понятие функции конфликта
- Явные и скрытые функции конфликта
- Оценка функции конфликта
- 6.2. Конструктивные функции конфликта
- Общие конструктивные функции конфликта
- Конструктивные Функции конфликта на личностном уровне
- 6.3. Деструктивные функции конфликта Общие деструктивные функции конфликта
- Деструктивные функции конфликта на личностном уровне
- Глава 7. Динамика конфликта
- 7.1. Предконфликтная ситуация
- Осознание причин конфликта
- Общая логика профилактики конфликта
- 7.2. Открытый конфликт
- Инцидент
- Завершение конфликта
- 7.3. Послеконфликтный период
- Постконфликтный синдром
- Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов
- Раздел III. Внутриличностный конфликт
- Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов
- 8.1. Понятие внутриличностного конфликта
- Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду
- Три типа конфликтной ситуации к. Левина
- « Я-концепция» к. Роджерса
- Теории потребностей а. Маслоу
- Теория в. Франкла
- Теория а.Н. Леонтьева
- Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики
- 8.2. Виды внутриличностных конфликтов
- Классификация
- На основе ценностно –
- Мотивационной
- Сферы личности
- Другие типы внутриличностных конфликтов
- Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта
- 9.1. Причины внутриличностного конфликта
- Внутренние причины
- Внешние причины
- Социальная среда и личность. К. Хорни
- Конфликт между
- Сущностью и
- Существованием
- Личности. Э. Фромм
- Факторы социальной жизни и неврозы
- 9.2. Последствия внутриличностного конфликта Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
- Позитивные последствия внутриличностного конфликта
- Глава 10. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов
- 10.1. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
- Познай самого себя
- Адекватно оценивайте себя
- Сформулнруите смыслообразующие жизненные ценности
- Используйте свой жизненный опыт
- Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
- Будьте принципиальны
- Будьте уверены в себе
- Соблюдайте этические нормы и правила общения
- Другие способы
- Предупреждения
- Внутриличностных
- Конфликтов
- 10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
- Типичные принципы
- И способы разрешения
- Внутриличностных
- Конфликтов
- Психологические защита личности
- Механизмы психологической защиты личности
- Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
- 11.1. Понятие и природа стресса
- Понятие стресса и фазы развития
- Стресс и дистресс
- 11.2. Причины и источники стресса
- Организационные факторы
- 11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях
- Антистрессовое руководство
- Антистрессовое подчинение
- 11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
- Социальные составляющие стрессов
- Всегда ли вредны отрицательные эмоции?
- Концепция «поисковой активности»
- Фикционный финализм
- Насколько рациональны наши убеждения?
- Как мы оцениваем себя?
- Возлюби себя, как ближнего своего
- «Дерзать, искать, найти и не сдаваться!» (а. Теннисон)
- Раздел IV. Конфликты на различных уровнях социальной системы
- Глава 12. Межличностный конфликт
- 12.1 Особенности межличностного конфликта
- Функции межличностного конфликта
- Структура и элементы
- Стили поведения в межличностном конфликте
- Типы людей
- 12.2. Межличностные конфликты в семье
- Периоды развития семьи и ее функции
- Второй период — появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов вРусский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы
- Принципы регуляции этнических конфликтов
- О национальном самоопределении
- Раздел V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов
- Глава 16. Предупреждение конфликтов
- 16.1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения Трудности профилактики конфликтов
- Конфликтогенные причины
- Поддержание
- 16.2. Проблема конфликтных личностей
- Типы конфликтных личностей
- 16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов Зрелые и незрелые коллективы
- Способы оздоровления коллектива
- Предупреждение
- Конфликтов как тактика
- Современного
- Менеджмента
- 16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
- Нормы деловой этики
- Юмор как средство предупреждения конфликта
- Глава 17. Разрешение конфликтов
- 17.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия Тактика ухода
- Силовое подавление
- 17.2. Два подхода к разрешению конфликта Тактики «выигрыш — проигрыш»
- Тактики «выигрыш — выигрыш»
- 17.3. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта»
- 17.4. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша
- Механизмы
- Осуществления тактики
- Компромисса
- Трансформация конфликтных взаимоотношений в отношения согласия
- 17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты
- Негативные методы
- Позитивные методы
- Результаты управления конфликтом
- Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов
- 18.1. Общая характеристика переговоров
- Особенности переговоров
- Типология переговоров
- Функции переговоров
- 18.2. Стратегии ведения переговоров
- Переговоры с ориентацией на модели «выигрыш — проигрыш»
- Переговоры
- С ориентацией на модель
- «Проигрыш — проигрыш»
- И «выигрыш — выигрыш
- Позиционный торг
- Переговоры на основе интересов
- 18.3. Динамика переговоров
- Подготовка к переговорам
- Ведение переговоров
- Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей
- 18.4. Тактические приемы ведения переговоров
- Тактические приемы при позиционном торге
- Тактические приемы при ведении переговоров на основе интересов
- Тактические приемы, носящие двойственный характер
- 18.5. Посредничество в переговорном процессе
- Формы участия третьей стороны
- Выбор посредника
- Влияние посредника на переговорный процесс
- Модели посреднической деятельности
- Оценка эффективности посреднической деятельности
- Библиотека Учебной и научной литературы
- Глава 1. Библиографический список
- Глава 2. Библиографический список
- Глава 3. Библиографический список
- Глава 4. Библиографический список
- Глава 5. Библиографический список
- Глава 6. Библиографический список
- Глава 7. Библиографический список
- Глава 8. Библиографический список
- Глава 9. Библиографический список
- Глава 10. Библиографический список
- Глава 11.
- Глава 14. Библиографический список
- Глава 15 Библиографический список
- Глава 16. Библиографический список
- Глава 17. Библиографический список
- Библиографический список (итоговый)
- 12. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства? Библиотека Учебной и научной литературы
- Глава 1. Вопросы для повторения
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Современная психология о предпосылках конфликтов
- Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования
- Оценка данных
- Глава 3. Понятие и типология конфликтов
- Б азисная классификация конфликтов
- Глава 4. Структура конфликта
- Ключ к тесту
- Тестирование
- К руг Айзенка
- Глава 5. Причины конфликта
- Причины конфликта!
- Тест. Акцентуации характера
- Глава 6. Функции конфликта
- Функции конфликта1
- Глава 7. Динамика конфликта
- Основные периоды и этапы динамики конфликта
- Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов
- Тест: «Кто я? Капитан? Рулевой? Пассажир?»1
- Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта
- Тест «Знаете ли вы себя»1
- Тест «Умеете ли вы владеть собой»1
- Глава 10. Способы предупреждения и разрешения внутриличностного конфликта
- Тест Рейдаса «Уверенность в себе»
- Результат
- Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге1
- Интерпретация результатов
- Тест «Стрессоры»1
- Глава 12. Межличностный конфликт
- Глава 13. Конфликты в организации Задание 1
- Задание 2
- Глава 14. Межгрупповой конфликт
- Задание 2
- Задание 5
- Глава 15. Основные виды межгрупповых конфликтов
- Глава 16. Предупреждение конфликтов
- Инструкция
- Результат
- Инструкция
- Результат
- Глава 17. Разрешение конфликтов
- Результат
- Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов Ситуатные задачи