logo
Конфликтология

Оценка эффективности посреднической деятельности

Оценивая эффективность посреднической деятельности, следует использовать несколько критериев.

1) Объективные критерии, позволяющие

рассматривать вмешательство посредника как успешное:

• завершение конфликта;

• снижение остроты конфликтного взаимодействия;

• переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы;

• нормализация взаимоотношений оппонентов.

1 См.: Ростиашвили К. Д. Федеральная служба посредничества и примирения. // США: экономика, политика, идеология. 1991. - № 4. — С. 109—110.

2) Важно ориентироваться также и на субъективные показатели, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что

• оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам;

• без его усилий сторонам было бы сложно обойтись;

• достигнутые при помощи посредника результаты не являются навязанными, а, наоборот, представляют собой взаимоприемлемый итог.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учитывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества позволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника сопряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, которые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может вызвать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конфликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

Завершая рассмотрение переговоров в условиях конфликта, напомним уже известную вам точку зрения современных исследователей, согласно которой конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый из нас становился участником того или иного конфликта, сохраняя такую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочтительным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных аспектов переговорного процесса является не только перспективным направлением научных исследований, но и актуальным для любого из нас. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие переговорных навыков. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, не стоит забывать о том, что переговоры могут достичь своей цели только в том случае, если их участники искренни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае, конфликтующие стороны скорее демонстрируют решительность, чем стремятся найти решение.

Оглавление

Предисловие

4

Раздел I. Становление и предмет конфликтологии

7

Глава 1. Становление конфликтологии

8

1.1. Формирование конфликтологических идей

8

1.2. Развитие отечественной конфликтологии

23

Глава 2. Предмет конфликтологии и методы исследования

27

2.1. Понятийный аппарат конфликтологии. Ее предмет и объект

28

2.2. Исследовательские методы науки о конфликте

36

Раздел II. Общая теория конфликта

45

Глава 3. Понятие и типология конфликтов

46

3.1. Понятие конфликта

46

3.2. Объект и предмет конфликта

52

3.3. Проблема типологии конфликтов

58

Глава 4. Структура конфликта

66

4.1. Объективные элементы конфликта

66

4.2. Личностные элементы конфликта

74

Глава 5. Причины конфликтов

87

5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов

88

5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов

94

5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов

97

Глава 6. Функции конфликта

110

6.1. Понятие функции конфликта

110

6.2. Конструктивные функции конфликта

113

6.3. Деструктивные функции конфликта

115

Глава 7. Динамика конфликта

118

7.1. Пред конфликтная ситуация

118

7.2. Открытый конфликт

121

7.3. Послеконфликтный период

131

Раздел III. Внутриличностный конфликт

135

Глава 8. Понятие и виды внутриличностных конфликтов

136

8.1. Понятие внутриличностного конфликта

137

8.2. Вилы внутриличностных конфликтов

143

Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта

147

9.1. Причины внутриличностного конфликта

147

9.2. Последствия внутриличностного конфликта

157

Глава 10. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов

164

10.1. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов

164

10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

174

Глава 11. Стрессы. Стрессоустойчивостъ как способ предупреждения конфликтов

182

11.1. Понятие и природа стресса

182

11.2. Причины и источники стресса

187

11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях

188

11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения

192

Раздел IV. Конфликты на различных уровнях социальной системы

205

Глава 12. Межличностный конфликт

206

12.1. Особенности межличностною конфликта

206

12.2. Межличностные конфликты в семье

217

12.3. Межличностные конфликты педагогическом процессе

227

Глава 13. Конфликты в организации

233

13.1. Специфика конфликта в организации

234

13.2. Организационные конфликты

240

13.3. Производственные конфликты

243

13.4. Трудовые конфликты в организации

250

13.5. Инновационные конфликты

261

13.6. Особенности управления конфликтами

267

Глава 14. Межгрупповой конфликт

271

14.1. Особенности межгрупповых конфликтов

271

14.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

278

Глава 15. Основные виды межгрупповых конфликтов

297

15.1. Типология межгрупповых конфликтов

297

15.2. Политические конфликты

300

15.3. Этнические конфликты

319

Раздел V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов

329

Глава 16. Предупреждение конфликтов

331

16.l. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения

332

16.2. Проблема конфликтных личностей

339

16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтен

340

16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора

349

Глава 17. Разрешение конфликт

354

17.1. Тактика избегания конфликта и метол насилия

354

17.2. Два подхода к разрешению конфликта

358

17.3. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта»

362

17.4. Основные механизмы осуществления тактики взаимного выигрыша

364

17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты

367

Глава 18. Переговоры как способ разрешения конфликтов

374

18.1. Общая характеристика переговоров

374

18.2. Стратегии ведения переговоров

379

18.3. Динамика переговоров

386

18.4. Тактические приемы ведения переговоров

412

18.5. Посредничество в переговорном процессе

416

Практические задания

425

Библиографический список

500

Словарь важнейших понятий и терминов

503