1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения специалистов из различных областей, на большое количество работ, выполненных исследователями различных ориентации, на появление специальных журналов (например, «Journal of nonverbal behavior»), психология невербального общения переживает не лучшие времена. Некоторое разочарование, последовавшее за рядом успешных научных акций, свидетельствующих о самостоятельности и значимости невербального общения, наступило в результате ряда неудачных попыток найти универсальное решение ряда «старых» проблем, поставленных еще предшественниками и последователями Ч. Дарвина. Среди этих проблем находится на первом месте проблема, обозначенная как терминологическая путаница и возникшая в результате расчлененности самого феномена «невербальное общение» на отдельные его проявления Критике подвергается сам термин «невербальное», который стал категорией, объединяющей различные явления, и превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной тт-чутсе, — это понятие «несловесный ялыл». kjho объединяет большой крут явлений и включает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косметику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись. Короче говоря, все то, что не есть слово.
Различные составляющие «несловесного языка» являются предметом специального обсуждения в соответствующих областях философии, лингвистики, литературоведения, искусствознания, культурологии, психологической науки. Они сообщают категории «невербальное общение» расширительное толкование, сближающее ее с такими категориями, как коммуникация, взаимодействие и т. д., и вводят ее в ранг суперкатегорий, имеющих важное социокультурное значение. Вместе с этим такой подход к трактовке невербального общения размывает предметную область, но не освобождает от необходимости занять определенную позицию, если речь идет о невербальном общении или невербальной коммуникации, или о невербальном поведении, иначе возникает ряд понятийных проблем и трудностей стратификации феноменов.
Другая проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербальное общение, — это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела» (bodily communication, bodily cues), это сведение понятия невербальное общение к кинесике либо к отдельным его функциям.
Вместе с этими проблемами определения статуса невербального общения начинает просматриваться тенденция сведения его к комплексу разнообразных движений тела, что выносит за пределы средств невербального общения такие явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сослаться на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрессивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к комплексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движениях идет речь. Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движения; предметно-изобразительные; танцевальные движения; ритуалы; спортивные движения (например, аэробика) , экспрессивные движения и т. д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отношение к невербальному общению и, по сути, рассматривающихся то как средство, то как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других. Исходя из этих работ, система движений, рассматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикосновения; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формализованное™ они относятся то к невербальному поведению, то к невербальным коммуникациям.
В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, включающих процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов и многие другие). В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т. д.), изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям.
Как отмечает ряд исследователей, в процессе общения изменяются знания о себе и других, формируются конкретные и обобщенные представления о ситуациях взаимодействия, о видах взаимоотношений, о качествах личности, развиваются определенные способности и социальный интеллект человека. Направление (прогрессивное — регрессивное; деструктивное — конструктивное) развития личности в общении, модальность, знак результатов (позитивные — негативные) и их эмоциональное наполнение определяется многими составляющими общения, среди которых первое место занимают установки, особенности направленности на себя и другого в общении. Исходя из такого подхода к общению, можно выделить деструктивное и конструктивное невербальное общение (successful — nonsuccessful nonverbal communication); монологическое и диалогическое; личностно-направленное и социально-ориентированное; непосредственное и опосредованное средствами массовой информации (телевидение, радио). Наряду с такими видами невербального общения можно говорить в соответствии с социально-психологической классификацией общения (установка или вид направленности; отношение к другому; содержание общения; особенности восприятия партнера; нормативность обращения и т. д.), о «примитивном», «мани-пулятивном», «конвенциальном», «доверительном», «деловом» и «личностном» невербальном общении. Безусловно, что классификации невербального общения не исчерпываются только теми, которые приведены выше. Но они свидетельствуют о том, что термин «невербальное общение» включает его различные виды и типы, закономерности функционирования которых могут стать как самостоятельным предметом изучения, так и рассматриваться в рамках, например, психологии манипуляций, деловых отношении, психосемиотики, психологии средств массовой коммуникации, в психологии развития личности и т. д.
Анализ имеющейся в нашем распоряжении литературы позволяет заключить, что невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Из этого определения следует не только то, что невербальные средства полифункциональны, но и то, что этот термин объединяет явления различной природы, интегрирован-ности, сложности.
Исходя из принятых в отечественной психологии трактовок общения и его феноменов, следует подчеркнуть, что наша точка зрения заключается в том, что невербальное общение не может быть сведено как к феномену «невербальные коммуникации», так и к феномену «невербальное поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что часто наблюдается в психологии.
Путаница в терминах «невербальное общение» и «невербальные коммуникации» возникает, во-первых, за счет того, что в поле зрения отечественных психологов попадают публикации, содержащие в своем названии термин «nonverbal communication», который имеет ряд толкований в англо-американской научной литературе и по многим параметрам не соответствует сформировавшемуся в отечественной психологии понятию «общение». Смысл термина «nonverbal communication», вынесенного в заголовок статьи или монографии, отношение к нему автора можно понять, только исходя из контекста опубликованной работы. Некритическое заимствование термина «невербальные коммуникации», отсутствие дифференциации в его толкованиях обесценивают для науки и психологической практики данное явление.
Другой причиной, на наш взгляд, является существующее в нашей психологии расширенное толкование феномена «коммуникация» (все есть сообщение, все есть текст и т. д.). И если в определенных областях знания такая интерпретация коммуникации играет свою положительную роль, то в конкретных областях психологии применение данного термина — это уход от анализа специфики невербальных коммуникаций, это дань моде, это в конце концов ни к чему не обязывающий термин или понятие, выступающее в роли синонима понятию «общение», но не требующее разъяснений.
Еще одной причиной является тот факт, что как отечественная, так и зарубежная психология невербального общения (коммуникации, поведения) формировалась как некое противопоставление вербальному общению, поведению, коммуникации. Отсюда термин «невербальное» не столько существует для того, чтобы очертить область исследований, сколько употребляется для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не имеющих отношение к слову.
Следует также отметить, что изучение невербального общения с точки зрения его коммуникативной функции долгое время осуществлялось как в нашей психологии, так и в западной в контексте речевых коммуникаций, в качестве дополнительного к речевому языку средства — паралингвистика. И если благодаря работам выдающихся психологов (40—70-е годы) статус психологии невербального общения, невербальных коммуникаций, невербального поведения на Западе изменился, то в нашей отечественной психологии до сих пор преобладает либо паралингвистический подход, либо лингвоцентрический взгляд, когда невербальные средства анализируются на основе лингвистических критериев.
Несмотря на явные успехи в отстаивании самостоятельного статуса невербального общения, по-прежнему в качестве главного аргумента автономии остаются его отличия от вербальных языков. Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р. Харрисоном (236). В качестве критериев анализа невербального языка им выбраны те, с помощью которых характеризуется вербальный язык: дискретность, произвольность, определенность, абстрактность. Невербальный язык отличается от вербального по этим параметрам тем, что он континуальный, непроизвольный, вероятностный, конкретный. С точки зрения происхождения обоих языков Р. Харрисон фиксирует то, что невербальный является природным, первичным, правополушарным. Исходя из происхождения обоих языков, он вводит следующие характеристики: когнитивный — аффективный, логический — интуитивный, сознательно употребляемый — неосознанно используемый, целенаправленный — нецеленаправленный, интенциональный — непреднамеренный. С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки отличаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. К перечисленным особенностям невербального языка следует добавить также и то. что «значительная часть невербальных текстов» вообще не может быть переведена в код какого-либо языка, без существенной потери их смысла для партнеров (41).
Кроме этого, в англо-американской литературе наблюдается, по мнению Р. Харрисона, приравнивание понятия «коммуникация» к понятию «передача». Поэтому многих исследователей невербальной коммуникации интересуют ее сигнальные функции и в качестве предмета изучения ими рассматриваются способы, каналы передачи невербальной информации (визуальные, слуховые, тактильные, ольфакторные).
Исходя из всего вышесказанного, понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальные коммуникации». Невербальные коммуникации — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Проблеме невербальных коммуникаций (в узком смысле данного понятия) посвящено достаточно большое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные жесты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный крут значений, и выполняют функции сообщения.
Наряду с понятием «невербальные коммуникации» в современной психологии общения, особенно американской, употребляется термин «невербальное поведение». Анализ определений этих двух понятий приводит к выводу о том, что самая распространенная точка зрения — это отождествление невербального поведения и невербальной коммуникации, это подмена одного термина другим, либо включение невербального поведения в состав невербальных коммуникаций, и наоборот. С нашей точки зрения понятие «невербальное поведение» более широкое, чем невербальные коммуникации, но более узкое, чем невербальное общение. Главное отличие между вербальными — невербальными коммуникациями и невербальным поведением заключается, по мнению П. Экмана и Р. Шерера, высказанному ими в статье (228), в том, что у невербального поведения есть три главные характеристики, принципиально отделяющие его от невербальных коммуникаций и словесного языка —- это 1) континуальность против дискретности; 2) вариабельность против инвариантности, 3) непроизвольность против произвольности. К этим характеристикам молено добавить целостность, пространственно-временную нерасчлененность элементов структуры невербального поведения.
Таким образом, совокупность движений, комплексов движений, образующих структуру невербального поведения, отличает его от других видов действий, движений тем, что они представляют из себя целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, что в структуре невербального поведения преобладают непроизвольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Более подробно особенности невербального поведения человека будут рассмотрены в следующем параграфе.
В конце 50-х — начале 60-х годов в результате соединения усилий психологов, психиатров, психотерапевтов стала складываться традиция экспериментального исследования невербальной интеракции. В основе возникновения невербальной интеракции лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения. В реальном акте общения невербальное поведение партнеров представляет различные уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования невербального поведения друг друга до полного рассогласования между ними, приводящему к разрушению самого феномена «невербальная интеракция». Центральной характеристикой, создающей эффект «невербальной интеракции», является взаимодействие между кинесической структурой невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. Невербальная интеракция, как и любой вид взаимодействия, является не только формой общения или объективно наблюдаемым фактом общения Это не только обмен программами невербального поведения или невербальной коммуникации, но и результат данного обмена, который по своему психологическому смыслу гораздо богаче и глубже, чем
исследователей просматривается попытка отождествить феномен «невербальная интеракция» с феноменом «невербальное общение». В действительности невербальный контакт выступает только в качестве единицы невербального общения и в этом статусе выполняет все его функции, но не замещает процесс общения, разворачивающийся в пространстве и времени. Об основных параметрах невербальной интеракции речь пойдет в 3-м разделе данной главы.
Итак, в современной психологии невербального общения имеют место две предметные области: закономерности индивидуального невербального поведения, невербальных коммуникаций и закономерности функционирования невербальных интеракций. Исследователи, работающие в этих двух областях психологии невербального общения, стремятся определить, насколько связано невербальное поведение со структурой личности и динамическими процессами в группе, насколько оно устойчиво-изменчиво и, наконец, что свидетельствует о том, что невербальное поведение может быть рассмотрено как личностное, диадное или групповое образование.
Если поставленные в связи с изучением невербального поведения и невербальной интеракции вопросы объединить, то их комплекс образует центральную проблему психологии невербального общения — проблему взаимосвязи невербального поведения с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности и группы. Уровень осмысления данной проблемы, выбор в соответствии с ним направлений решения определяет меру доверия диагностическим, коммуникативным, регулятивным, психокоррекционным возможностям невербального поведения. Иными словами, оценка «научности — практичности» психологии невербального общения во многом зависит от того, как решается в ней проблема жесткости — вариативности связей между невербальным поведением и психологическими, социально-психологическими характеристиками личности и группы.
Данная проблема является центральной, так как от ее решения зависят определение коммуникативного и индикативного статуса невербального поведения и ответ на вопрос об условиях и факторах его превращения в объект интерпретации в межличностном и в межгрупповом взаимодействии. От ответов на эти вопросы зависит статус психологии невербального общения в современной науке.
Решая эти и многие другие задачи, экспериментальная психология невербального общения накопила огромное количество интересных данных, но попытки создания концепций, объединяющих исследователей, касающихся природы, источников, условий формирования невербального общения и личности, как субъекта данного общения не увенчались грандиозными успехами. Одна из причин заключается в том, что многие исследовательские традиции в психологии невербального общения сложились под сильным влиянием естественнонаучного подхода и лингвоцентрических идей. Длительное развитие психологии невербального общения в рамках этих подходов привело к возникновению ситуации, для которой является характерным все большее противопоставление двух позиций: первую из них можно сформулировать как позицию гиперболизации жесткости связей между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности, а вторую позицию определить как позицию отчуждения «языка тела» от личности и превращения его в «текст», систему знаков, в некий культурный символ.
Углубляющийся разрыв между двумя позициями в исследовании невербального поведения вновь и вновь ставит вопрос об определении невербального поведения и невербальных коммуникаций, вновь и вновь на повестку дня выносит вопрос об особенностях понимания и интерпретации невербального поведения в общении. Отсутствие систематизированной информации по данным вопросам затрудняет самоопределение психолога как в области теории невербального поведения, так и в области его конкретной психологической практики.
Итак, из проведенного анализа феноменов невербального общения, невербальной коммуникации, невербального поведения следует то, что они являются предметом рассмотрения в различных направлениях психологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции, как вид взаимодействия. Уже на первых этапах осмысления проблематики общения формируется ряд подходов к невербальному общению: социально-перцептивный, коммуникативный, пара-лингвистический, интерактивный. Невербальное общение становится предметом рассмотрения в рамках когнитивной социальной психологии в связи с изучением аттитюдов, эталонов, стереотипов поведения. Оно занимает центральное место в различных школах символического интеракционизма, в теориях ролевого поведения, средств взаимодействия и их значений. На него обращают внимание психоаналитики, изучая детско-ро-дительские отношения, взаимодействие психотерапевта и клиента. Невербальное поведение давно стало предметом изучения в различных школах бихевиористского направления. Каждый из названных подходов имеет свою предысторию и историю становления, свои акценты в рассмотрении невербального общения. Но важным на сегодняшний день является то, что психология невербального общения все чаще выступает в роли интегратора усилий специалистов, причисляющих себя к различным школам и направлениям. В этой связи она получает не только междисциплинарный статус, но и превращается в область психологического знания, интегрирующую теории, подходы, сформировавшиеся в различных теоретико-методологических ориентациях.
Наиболее древнее направление изучения невербального общения — это изучение его в связи с речевым поведением человека. Оно берет свое начало в трактатах по ораторскому мастерству, а в современной психологии представлено в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, психосемиотика, социолингвистика и т. д.
В каждом из этих направлений проблемы психологии невербального общения решаются в соответствии с тем, что вкладывается в понятие коммуникации, интеракции, социальной перцепции или социального познания, В целом подход к невербальному общению определяется тем, как трактуется собственно «феномен» общения и как решается проблема взаимосвязи «души и тела», «внешнего и внутреннего», на стыке каких областей психологии рассматривается невербальное общение
Заявляемый в данной книге подход к невербальному общению формируется на стыке проблем психологии невербального общения, невербальной интеракции, невербального поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246