logo search
лабунская

1.1. Направления исследований в психологии невербального общения

Несмотря на огромный интерес к психологии не­вербального общения специалистов из различных об­ластей, на большое количество работ, выполненных ис­следователями различных ориентации, на появление специальных журналов (например, «Journal of nonverbal behavior»), психология невербального общения пережи­вает не лучшие времена. Некоторое разочарование, последовавшее за рядом успешных научных акций, сви­детельствующих о самостоятельности и значимости не­вербального общения, наступило в результате ряда не­удачных попыток найти универсальное решение ряда «старых» проблем, поставленных еще предшественни­ками и последователями Ч. Дарвина. Среди этих про­блем находится на первом месте проблема, обозначен­ная как терминологическая путаница и возникшая в результате расчлененности самого феномена «невер­бальное общение» на отдельные его проявления Кри­тике подвергается сам термин «невербальное», который стал категорией, объединяющей различные явления, и превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной тт-чутсе, — это понятие «несло­весный ялыл». kjho объединяет большой крут явлений и включает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косме­тику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись. Короче гово­ря, все то, что не есть слово.

Различные составляющие «несловесного языка» яв­ляются предметом специального обсуждения в соответ­ствующих областях философии, лингвистики, ли­тературоведения, искусствознания, культурологии, психологической науки. Они сообщают категории «не­вербальное общение» расширительное толкование, сближающее ее с такими категориями, как коммуника­ция, взаимодействие и т. д., и вводят ее в ранг суперка­тегорий, имеющих важное социокультурное значение. Вместе с этим такой подход к трактовке невербального общения размывает предметную область, но не осво­бождает от необходимости занять определенную пози­цию, если речь идет о невербальном общении или не­вербальной коммуникации, или о невербальном поведении, иначе возникает ряд понятийных проблем и трудностей стратификации феноменов.

Другая проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербаль­ное общение, — это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на терми­ны «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела» (bodily communication, bodily cues), это сведение понятия не­вербальное общение к кинесике либо к отдельным его функциям.

Вместе с этими проблемами определения статуса невербального общения начинает просматриваться тен­денция сведения его к комплексу разнообразных дви­жений тела, что выносит за пределы средств невербаль­ного общения такие явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сослать­ся на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрес­сивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к ком­плексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движени­ях идет речь. Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движе­ния; предметно-изобразительные; танцевальные движе­ния; ритуалы; спортивные движения (например, аэро­бика) , экспрессивные движения и т. д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отноше­ние к невербальному общению и, по сути, рассматри­вающихся то как средство, то как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других. Исходя из этих работ, система движений, рас­сматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикоснове­ния; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формали­зованное™ они относятся то к невербальному поведе­нию, то к невербальным коммуникациям.

В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, включающих про­цессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов и многие другие). В со­циальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, резуль­татом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представ­ления, интерпретации, эталоны, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т. д.), изменения в области ее отношений и взаимоот­ношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям.

Как отмечает ряд исследователей, в процессе обще­ния изменяются знания о себе и других, формируются конкретные и обобщенные представления о ситуациях взаимодействия, о видах взаимоотношений, о качествах личности, развиваются определенные способности и социальный интеллект человека. Направление (прогрес­сивное — регрессивное; деструктивное — конструктив­ное) развития личности в общении, модальность, знак результатов (позитивные — негативные) и их эмоцио­нальное наполнение определяется многими составляю­щими общения, среди которых первое место занимают установки, особенности направленности на себя и дру­гого в общении. Исходя из такого подхода к общению, можно выделить деструктивное и конструктивное не­вербальное общение (successful — nonsuccessful nonverbal communication); монологическое и диалоги­ческое; личностно-направленное и социально-ориенти­рованное; непосредственное и опосредованное сред­ствами массовой информации (телевидение, радио). Наряду с такими видами невербального общения мож­но говорить в соответствии с социально-психологичес­кой классификацией общения (установка или вид на­правленности; отношение к другому; содержание общения; особенности восприятия партнера; норматив­ность обращения и т. д.), о «примитивном», «мани-пулятивном», «конвенциальном», «доверительном», «де­ловом» и «личностном» невербальном общении. Безусловно, что классификации невербального обще­ния не исчерпываются только теми, которые приведе­ны выше. Но они свидетельствуют о том, что термин «невербальное общение» включает его различные виды и типы, закономерности функционирования которых могут стать как самостоятельным предметом изучения, так и рассматриваться в рамках, например, психологии манипуляций, деловых отношении, психосемиотики, психологии средств массовой коммуникации, в психо­логии развития личности и т. д.

Анализ имеющейся в нашем распоряжении литера­туры позволяет заключить, что невербальное общение — это такой вид общения, для которого является харак­терным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществ­ления влияния на другого человека невербального по­ведения и невербальных коммуникаций. Из этого оп­ределения следует не только то, что невербальные средства полифункциональны, но и то, что этот термин объединяет явления различной природы, интегрирован-ности, сложности.

Исходя из принятых в отечественной психологии трактовок общения и его феноменов, следует подчерк­нуть, что наша точка зрения заключается в том, что невербальное общение не может быть сведено как к феномену «невербальные коммуникации», так и к фе­номену «невербальное поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что часто наблюдается в пси­хологии.

Путаница в терминах «невербальное общение» и «невербальные коммуникации» возникает, во-первых, за счет того, что в поле зрения отечественных психоло­гов попадают публикации, содержащие в своем названии термин «nonverbal communication», который имеет ряд толкований в англо-американской научной литературе и по многим параметрам не соответствует сформировав­шемуся в отечественной психологии понятию «обще­ние». Смысл термина «nonverbal communication», выне­сенного в заголовок статьи или монографии, отношение к нему автора можно понять, только исходя из контек­ста опубликованной работы. Некритическое заимствова­ние термина «невербальные коммуникации», отсутствие дифференциации в его толкованиях обесценивают для науки и психологической практики данное явление.

Другой причиной, на наш взгляд, является существу­ющее в нашей психологии расширенное толкование феномена «коммуникация» (все есть сообщение, все есть текст и т. д.). И если в определенных областях зна­ния такая интерпретация коммуникации играет свою положительную роль, то в конкретных областях психо­логии применение данного термина — это уход от ана­лиза специфики невербальных коммуникаций, это дань моде, это в конце концов ни к чему не обязывающий термин или понятие, выступающее в роли синонима понятию «общение», но не требующее разъяснений.

Еще одной причиной является тот факт, что как оте­чественная, так и зарубежная психология невербально­го общения (коммуникации, поведения) формировалась как некое противопоставление вербальному общению, поведению, коммуникации. Отсюда термин «невербаль­ное» не столько существует для того, чтобы очертить область исследований, сколько употребляется для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не имеющих отношение к слову.

Следует также отметить, что изучение невербально­го общения с точки зрения его коммуникативной фун­кции долгое время осуществлялось как в нашей психо­логии, так и в западной в контексте речевых коммуникаций, в качестве дополнительного к речево­му языку средства — паралингвистика. И если благо­даря работам выдающихся психологов (40—70-е годы) статус психологии невербального общения, невербаль­ных коммуникаций, невербального поведения на Запа­де изменился, то в нашей отечественной психологии до сих пор преобладает либо паралингвистический подход, либо лингвоцентрический взгляд, когда невербальные средства анализируются на основе лингвистических критериев.

Несмотря на явные успехи в отстаивании самостоя­тельного статуса невербального общения, по-прежнему в качестве главного аргумента автономии остаются его отличия от вербальных языков. Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р. Харрисоном (236). В качестве критериев анализа невербального языка им выбраны те, с помощью которых характеризу­ется вербальный язык: дискретность, произвольность, определенность, абстрактность. Невербальный язык отличается от вербального по этим параметрам тем, что он континуальный, непроизвольный, вероятностный, конкретный. С точки зрения происхождения обоих языков Р. Харрисон фиксирует то, что невербальный является природным, первичным, правополушарным. Исходя из происхождения обоих языков, он вводит следующие характеристики: когнитивный — аффектив­ный, логический — интуитивный, сознательно употреб­ляемый — неосознанно используемый, целенаправлен­ный — нецеленаправленный, интенциональный — непреднамеренный. С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки отличаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя ска­зать о невербальном. И наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состо­ит из разнообразных движений. К перечисленным осо­бенностям невербального языка следует добавить так­же и то. что «значительная часть невербальных текстов» вообще не может быть переведена в код ка­кого-либо языка, без существенной потери их смысла для партнеров (41).

Кроме этого, в англо-американской литературе на­блюдается, по мнению Р. Харрисона, приравнивание понятия «коммуникация» к понятию «передача». Поэто­му многих исследователей невербальной коммуникации интересуют ее сигнальные функции и в качестве пред­мета изучения ими рассматриваются способы, каналы передачи невербальной информации (визуальные, слу­ховые, тактильные, ольфакторные).

Исходя из всего вышесказанного, понятие «невер­бальное общение» является более широким, чем поня­тие «невербальные коммуникации». Невербальные ком­муникации — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообще­ния с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологичес­ких и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и мо­жет быть описана как лингвистическая знаковая сис­тема. Проблеме невербальных коммуникаций (в узком смысле данного понятия) посвящено достаточно боль­шое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные же­сты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный крут значений, и выполняют функции сообщения.

Наряду с понятием «невербальные коммуникации» в современной психологии общения, особенно амери­канской, употребляется термин «невербальное поведе­ние». Анализ определений этих двух понятий приводит к выводу о том, что самая распространенная точка зре­ния — это отождествление невербального поведения и невербальной коммуникации, это подмена одного тер­мина другим, либо включение невербального поведения в состав невербальных коммуникаций, и наоборот. С нашей точки зрения понятие «невербальное поведение» более широкое, чем невербальные коммуникации, но более узкое, чем невербальное общение. Главное отли­чие между вербальными — невербальными коммуника­циями и невербальным поведением заключается, по мнению П. Экмана и Р. Шерера, высказанному ими в статье (228), в том, что у невербального поведения есть три главные характеристики, принципиально отделяю­щие его от невербальных коммуникаций и словесного языка —- это 1) континуальность против дискретности; 2) вариабельность против инвариантности, 3) непроизвольность против произвольности. К этим характерис­тикам молено добавить целостность, пространственно-временную нерасчлененность элементов структуры невербального поведения.

Таким образом, совокупность движений, комплексов движений, образующих структуру невербального пове­дения, отличает его от других видов действий, движе­ний тем, что они представляют из себя целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, что в струк­туре невербального поведения преобладают непроиз­вольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Более подробно особенности невер­бального поведения человека будут рассмотрены в сле­дующем параграфе.

В конце 50-х — начале 60-х годов в результате соеди­нения усилий психологов, психиатров, психотерапевтов стала складываться традиция экспериментального ис­следования невербальной интеракции. В основе возник­новения невербальной интеракции лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невер­бального поведения. В реальном акте общения невер­бальное поведение партнеров представляет различные уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования невербального поведения друг друга до полного рассогласования между ними, приво­дящему к разрушению самого феномена «невербальная интеракция». Центральной характеристикой, создаю­щей эффект «невербальной интеракции», является вза­имодействие между кинесической структурой невер­бального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. Невербальная интеракция, как и любой вид взаимодействия, являет­ся не только формой общения или объективно наблю­даемым фактом общения Это не только обмен програм­мами невербального поведения или невербальной коммуникации, но и результат данного обмена, кото­рый по своему психологическому смыслу гораздо бо­гаче и глубже, чем

исследователей просматривается попытка отождествить феномен «невербальная интеракция» с феноменом «не­вербальное общение». В действительности невербаль­ный контакт выступает только в качестве единицы не­вербального общения и в этом статусе выполняет все его функции, но не замещает процесс общения, разво­рачивающийся в пространстве и времени. Об основных параметрах невербальной интеракции речь пойдет в 3-м разделе данной главы.

Итак, в современной психологии невербального об­щения имеют место две предметные области: законо­мерности индивидуального невербального поведения, невербальных коммуникаций и закономерности функ­ционирования невербальных интеракций. Исследовате­ли, работающие в этих двух областях психологии невер­бального общения, стремятся определить, насколько связано невербальное поведение со структурой лично­сти и динамическими процессами в группе, насколько оно устойчиво-изменчиво и, наконец, что свидетель­ствует о том, что невербальное поведение может быть рассмотрено как личностное, диадное или групповое образование.

Если поставленные в связи с изучением невербально­го поведения и невербальной интеракции вопросы объе­динить, то их комплекс образует центральную пробле­му психологии невербального общения — проблему взаимосвязи невербального поведения с психологичес­кими и социально-психологическими характеристиками личности и группы. Уровень осмысления данной пробле­мы, выбор в соответствии с ним направлений решения определяет меру доверия диагностическим, коммуника­тивным, регулятивным, психокоррекционным возмож­ностям невербального поведения. Иными словами, оценка «научности — практичности» психологии не­вербального общения во многом зависит от того, как решается в ней проблема жесткости — вариативности связей между невербальным поведением и психологи­ческими, социально-психологическими характеристика­ми личности и группы.

Данная проблема является центральной, так как от ее решения зависят определение коммуникативного и индикативного статуса невербального поведения и от­вет на вопрос об условиях и факторах его превраще­ния в объект интерпретации в межличностном и в меж­групповом взаимодействии. От ответов на эти вопросы зависит статус психологии невербального общения в современной науке.

Решая эти и многие другие задачи, эксперименталь­ная психология невербального общения накопила ог­ромное количество интересных данных, но попытки создания концепций, объединяющих исследователей, касающихся природы, источников, условий формиро­вания невербального общения и личности, как субъек­та данного общения не увенчались грандиозными успе­хами. Одна из причин заключается в том, что многие исследовательские традиции в психологии невербально­го общения сложились под сильным влиянием есте­ственнонаучного подхода и лингвоцентрических идей. Длительное развитие психологии невербального обще­ния в рамках этих подходов привело к возникновению ситуации, для которой является характерным все боль­шее противопоставление двух позиций: первую из них можно сформулировать как позицию гиперболизации жесткости связей между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности, а вто­рую позицию определить как позицию отчуждения «языка тела» от личности и превращения его в «текст», систему знаков, в некий культурный символ.

Углубляющийся разрыв между двумя позициями в исследовании невербального поведения вновь и вновь ставит вопрос об определении невербального поведе­ния и невербальных коммуникаций, вновь и вновь на повестку дня выносит вопрос об особенностях понима­ния и интерпретации невербального поведения в обще­нии. Отсутствие систематизированной информации по данным вопросам затрудняет самоопределение психоло­га как в области теории невербального поведения, так и в области его конкретной психологической практики.

Итак, из проведенного анализа феноменов невер­бального общения, невербальной коммуникации, невер­бального поведения следует то, что они являются предметом рассмотрения в различных направлениях пси­хологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции, как вид взаимодействия. Уже на первых этапах осмысления проблематики обще­ния формируется ряд подходов к невербальному обще­нию: социально-перцептивный, коммуникативный, пара-лингвистический, интерактивный. Невербальное общение становится предметом рассмотрения в рамках когни­тивной социальной психологии в связи с изучением аттитюдов, эталонов, стереотипов поведения. Оно зани­мает центральное место в различных школах символи­ческого интеракционизма, в теориях ролевого поведе­ния, средств взаимодействия и их значений. На него обращают внимание психоаналитики, изучая детско-ро-дительские отношения, взаимодействие психотерапевта и клиента. Невербальное поведение давно стало предме­том изучения в различных школах бихевиористского направления. Каждый из названных подходов имеет свою предысторию и историю становления, свои акцен­ты в рассмотрении невербального общения. Но важным на сегодняшний день является то, что психология не­вербального общения все чаще выступает в роли интег­ратора усилий специалистов, причисляющих себя к различным школам и направлениям. В этой связи она получает не только междисциплинарный статус, но и превращается в область психологического знания, ин­тегрирующую теории, подходы, сформировавшиеся в различных теоретико-методологических ориентациях.

Наиболее древнее направление изучения невербаль­ного общения — это изучение его в связи с речевым по­ведением человека. Оно берет свое начало в трактатах по ораторскому мастерству, а в современной психоло­гии представлено в таких областях, как паралингвисти­ка, экстралингвистика, психосемиотика, социолингви­стика и т. д.

В каждом из этих направлений проблемы психоло­гии невербального общения решаются в соответствии с тем, что вкладывается в понятие коммуникации, ин­теракции, социальной перцепции или социального по­знания, В целом подход к невербальному общению определяется тем, как трактуется собственно «фено­мен» общения и как решается проблема взаимосвязи «души и тела», «внешнего и внутреннего», на стыке каких областей психологии рассматривается невербаль­ное общение

Заявляемый в данной книге подход к невербально­му общению формируется на стыке проблем психоло­гии невербального общения, невербальной интеракции, невербального поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимо­действия и межличностного познания.