4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
Сформировавшиеся у человека в процессе познания и общения его с другими людьми эталоны являются непременным условием успешного протекания социально-перцептивного процесса. Как указывал А. А. Бодалев, для создания социально-перцептивного эталона необходимо овладение «техникой» моделирования внутренних особенностей личности на основе ее внешних признаков. Это подразумевает установление связей между признаками, свойствами объекта — экспрессивного поведения, выделения значимых признаков, т. е. определение релевантности признаков и, наконец, построение целостного образа.
Процесс обнаружения признаков может включать как выделение значимых, так и незначимых признаков, которые не встречаются явно или встречаются редко. Экспрессия личности — это сложное образование. Для ее опознания необходимо установить соответствие между структурой определенного типа экспрессивного поведения и психическим состоянием личности. Элементы, входящие в структуру экспрессии, не являются постоянными, они могут (как это известно из практики общения) входить в структуру различных психических состояний. Поэтому при восприятии и опознании важно ориентироваться на константные признаки, выделяя также неспецифические для данного психического состояния элементы экспрессивного поведения, которые в комплексе со всеми остальными создают целостную картину.
Рассматривая особенности формирования социально-перцептивных эталонов, А. А. Бодалев также отметил, что хотя они «неизбежно определяются многочисленными влияниями общества, для самого человека оказываются в большинстве случаев стихийным процессом, и он может не осознавать, что у него формируются те или другие «эталоны», и что они всегда говорят свое слово, когда он оценивает другую личность» (25). Исходя из особенностей функционирования социально-перцептивных эталонов, можно сделать вывод о том, что не обязательно перед каждым опознавательным актом отчетливо осознавать эталон, а затем целенаправленно сравнивать с предъявляемым объектом. Для субъекта познания эти этапы опознавательного процесса свернуты. Феномен свертывания процесса опознания сложных объектов, к каким относится экспрессивное поведение, породил представление, что опознание не основывается на предшествующем запечатлении признаков.
Однако, как известно, правильное узнавание целого невозможно без предварительного различения его элементов. Другое дело, что анализ не всегда осуществляется целенаправленно. Обнаружение признаков и использование их в опознавательном акте не всегда происходит осознанно. Это составляет своеобразие как процесса опознания экспрессии личности, так и формирования экспрессивных эталонов.
Обычно выделяют два вида опознания: обобщенное и дифференцированное. Обобщенное опознание — это отнесение предмета к определенному классу явлений. Дифференцированное опознание — отнесение предмета к ограниченному кругу явлений. Обобщенное опознание состояний на основе экспрессивного поведения — это отнесение его к отрицательному — положительному, приятному — неприятному, активному — пассивному. Если при опознании того же состояния субъект указывает на его модальность (страх, гнев, радость) — опознание более дифференцированное. В первом случае эталон экспрессивного поведения обобщенный, так как он включает систему признаков, соответствующих определенному классу состояний (например, для всех отрицательных состояний характерно опускание мышц лица вниз), во втором случае эталон более дифференцированный. Он включает систему признаков, относящихся к определенному состоянию.
Для процесса опознания характерна не только актуализация сформировавшихся эталонов экспрессии, но и семантизация, т. е. определение его в терминах психического мира другого человека. Как показывают исследования психологов, собственно человеческое восприятие, осуществляемое на базе социально выработанных эталонов, существует прежде всего на базе языка. Процесс словесного обозначения в опознании нужно понимать не как особый, отдельный от восприятия процесс, а как процесс, включенный в деятельность самого восприятия. Именно поэтому возможен как семантический анализ экспрессивного поведения, так и семантический анализ его эталонов. Вопрос в том, насколько поддаются вербализации отдельные элементы экспрессии, насколько в связи с этим возможна «развернутая» вербализация ее эталонов. Вместе с этим, можно предполагать, что вербализируются главным образом признаки, оказавшиеся в центре внимания, которые константны, субъективно релевантны.
Главной детерминантой особенностей эталона экспрессии выступает объект. Общая характеристика экспрессивного поведения — это динамичная целостность, вариабельность, которая обусловлена двойной регуляцией, что в свою очередь определяет гармоничность — дисгармоничность, стереотипность — индивидуальность, естественность — конвенциальность экспрессивного поведения. В связи с этим формирование «совершенного» эталона всегда будет протекать затрудненно. Специфическая особенность экспрессии — это изменение психологического смысла кода при изменении любого физического свойства (интенсивность, напряженность экспрессии и т.д.). Можно ожидать в связи с этим, что одной из характеристик эталонов экспрессивного поведения будет их «несовершенность». Экспрессия личности не содержит каких-либо твердых правил сочетаний элементов, ее нельзя определить как знаковую систему. Однако, несмотря на динамичность и постоянную изменчивость элементов экспрессивного поведения, оно сохраняет те свойства, которые отличают его от другого варианта экспрессивного поведения, т. е. представляет собой некий паттерн, наделенный свойством «когнитивной инвариантности».
Следующая характеристика эталонов — это уровень их обобщенности. Исходя из такой особенности экспрессии, как типичность — индивидуализированность, неоднозначность и в то же время содержательная инвариантность, легко предположить, что эталоны экспрессивного поведения представляют систему. Каждый эталон этой системы отличается различным уровнем обобщенности. Актуальность того или иного эталона определяется всей ситуацией опознания. С уровнем обобщенности эталонов экспрессии личности тесно связаны такие характеристики, как объективность эталонов, которая раскрывается через степень соответствия содержания эталона всему многообразию элементов экспрессивного поведения, парциальность, избирательность содержания эталонов. Последнее определяется не только разнообразием форм проявления экспрессии, но, как и вышеназванные характеристики эталонов, индивидуальным опытом опознания экспрессивного поведения личности.
Форма и содержание социально-перцептивных эталонов в большей степени, чем те же характеристики эталонов «статических объектов», обусловлены личным опытом субъекта. В связи с этим, изучая эталоны как необходимый элемент процесса опознания психических явлений на основе экспрессивного поведения, следует обратить внимание на несколько аспектов: когнитивный, структурный, коммуникативный и гносеологический.
Когнитивный анализ эталона предполагает рассмотрение его содержания по ряду параметров: обобщенность, индивидуальность и т. п. Структурный анализ выявляет устойчивость, фиксированность и взаимосвязь определенных признаков экспрессивного поведения в эталоне. Коммуникативный анализ направлен на определение соответствия эталона общекультурным и групповым формам презентации экспрессии, ее использования в общении. Гносеологический анализ эталона призван установить истинность тех признаков, которые в него вошли, и в целом степень его адекватности объекту.
Реализация разноаспектного анализа эталонов экспрессивного поведения позволяет дать характеристику не только объекту опознания, но и субъекту. Содержание, структура эталона, их соответствие требованиям общения выступают показателем уровня развития социально-перцептивных способностей субъекта познания и соответственно условием успешности опознания.
С целью исследования содержания структуры эталонов экспрессивного поведения было проведено исследование В. А. Барабанщиковым и Т. Н. Малковой (17). В нем предъявлялись испытуемым фотоэталоны состояний презрения, страха, радости, сомнения. Критерием адекватности ответов испытуемых служило соответствие предложенного им описания эталонному комплексу признаков, необходимых для характеристики данного мимического выражения. Например, эталонное описание страха выглядело следующим образом: «брови подняты и сдвинуты; морщины появляются в центре лба, а не идут по всему лбу; верхние веки приподняты так, что видна склера, а нижние — напряжены и приподняты; рот раскрыт, губы напряжены и растянуты» .
Исследование показало, что при описании мимических выражений страха, радости, сомнения испытуемые указывают лишь на часть признаков. В то же время отдельные мимические проявления воспринимаются не изолированно, а в системе: каждое отдельное проявление связано со всеми остальными. В этом же исследовании в результате бесед с испытуемыми было выяснено, по какому принципу они искали нужную схему: сличали ли фотографию со схемами или руководствовались образом, сложившимся в памяти; по общему впечатлению от фотографии и от схемы или на основании детального анализа отдельных признаков мимического выражения. Такой подход позволил разделить испытуемых на «синтетиков» и «аналитиков». Иными словами, на тех, кто руководствовались обобщенными, целостными эталонами, и тех, кто использовал парциальные, включающие отдельные элементы лица.
Изучению индивидуальной избирательности в фиксации признаков экспрессии в соответствии с модальностью состояния, выявлению типов «вербальных эталонов» экспрессии было посвящено исследование, проведенное нами при участии студентов различных факультетов университета.
Нами был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета, широко применяемого отечественными психологами в области социальной перцепции. От участника исследования, выполняющего задание по этой методике, требуется описание самых различных особенностей другого человека. В нашем эксперименте перед испытуемым стояла задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, гнева, отвращения, страха, удивления, страдания. Инструкция предлагала испытуемым назвать те экспрессивные признаки, на которые они ориентируются при опознании эмоциональных состояний другого человека.
Все описания были подвергнуты контент- анализу, за единицу которого было принято суждение, соответствующее экспрессивному признаку (легкая походка; губы опущены; голова поднята вверх и т. д). Показатель избирательности в фиксации признаков экспрессии рассчитывался на основании частоты употребления определенных суждений об экспрессии. Типы «вербальных эталонов» экспрессии устанавливались с помощью метода многофакторного анализа описаний. С целью определения тех признаков экспрессии, которые являются для субъекта константными, мы повторили несколько раз эксперимент по вербальной фиксации признаков экспрессии. Это позволило нам выделить именно те признаки экспрессии, которые являются для субъекта значимыми, на основе которых он осуществляет опознание эмоциональных состояний.
В результате эксперимента было получено 2040 описаний экспрессии эмоциональных состояний. Используя суждение как единицу анализа, была определена длина словаря признаков каждого состояния и частота употребления названных признаков. Полученные результаты свидетельствуют, что испытуемые ориентируются на ограниченное число экспрессивных единиц, среди которых выделяются наиболее часто употребляемые. Так, длина словаря экспрессивных единиц радости состоит из 19 суждений, но только несколько из них употреблялись испытуемыми часто — это «улыбка» — 90% случаев, «глаза сияют» — 35, «смешливость» — 30, «общее оживление» — 20%.
Длина словаря экспрессивных признаков удивления состоит из 11 суждений; «глаза широко открыты» — 70% случаев, «брови подняты» — 57, «рот приоткрыт» — 40, «взгляд вопросительный» — 30%.
Словарь экспрессивных признаков презрения включает 11 суждений, среди которых также имеются часто употребляемые испытуемыми: «кривая улыбка» — 41% случаев; «взгляд холодный» — 32, «недоброжелательное отношение», «уголки рта опущены» — 24%.
Восемнадцать суждений было выделено в процессе контент-анализа экспрессии гнева. Относительно часто фиксируются в описаниях испытуемых признаки, характеризующие мимику лица: «брови резко сведены»
— 38% случаев, «глаза блестят» — 41, «ноздри вздрагивают» — 30, «губы плотно сжаты» — 31, «лицо искажено» — 21%.
Длина словаря признаков экспрессии страдания состоит из 13 суждений. Чаще всего называются те признаки, которые относятся к мимике состояния страдания: «губы опущены» — 35%, «глаза печальные» — 40, «плач» — 21%.
В описаниях страха так же, как и в описаниях презрения, страдания, гнева, превалируют признаки, относящиеся к мимике. Чаще всего выделяются следующие экспрессивные элементы: «глаза расширены» — 62% случаев, «рот приоткрыт» — 30, «лицо застывшее» — 32, «дрожь» — 32%.
Таким образом, предварительный анализ содержания и структуры описаний экспрессии («вербальных эталонов») показал:
во-первых, что длина словаря экспрессивных признаков эмоциональных состояний колеблется в диапазоне от 11 до 19 суждений;
во-вторых, каждый индивид обращает внимание на ограниченный набор, фиксируя признаки экспрессии;
в-третьих, чаще всего в эталоны включаются те признаки, которые относятся к мимике эмоциональных состояний;
в-четвертых, описания состоят, как правило, из типичных признаков, следовательно, эталоны экспрессии маловариативны;
в-пятых, отношения между элементами экспрессивного поведения, зафиксированного в описаниях, зависят от модальности состояния (см. табл. 1);
в-шестых, выделенные элементы экспрессивного поведения представляют известную классификацию: мимика, пантомимика, жесты, интонация, вегетативные изменения;
Экспрессия человека:
общение и межличностное познание
Таблица 4
Соотношение элементов экспрессивного поведения в описаниях эмоциональных состояний (в%)
Элементы экспрессивного поведения | радость | удивление | презрение | страдание | страх | гнев |
Мимика | 55 | 77 | 52 | 70 | 45 | 49 |
Пантомимика, жесты | 24 | 13 | 14 | 11 | 30 | 23 |
Интонация | 9 | 8 | 7 | 4 | 4 | 13 |
Вегетативные изменения | 2 | 1 | 8 | — | 12 | 8 |
Коммуникативные черты личности | 10 | 1 | 18 | 15 | 9 | 7 |
в-седьмых, в структуру «вербальных эталонов» экспрессии входят суждения, характеризующие общение человека, находящегося в определенных состояниях, — «коммуникативные черты личности» Появление в описаниях признаков, характеризующих степень «коммуникабельности» партнера по общению, свидетельствует о том, что для опознания состояния важна оценка поведения человека с точки зрения его отношения к другим людям
Количество признаков, относящихся к мимике состояний, в среднем соответствует 50% от общего числа названных элементов экспрессивного поведения. В описаниях экспрессии удивления и страдания они составляют основную часть — 70—77%. Признаки, относящиеся к пантомимике, жестам человека, зафиксированы главным образом в описаниях радости, страха, гнева. Следует отметить, что «коммуникативные черты личности» чаще включаются в описания презрения и страдания Они составляют от 15 до 18%. Остальные элементы экспрессивного поведения фиксируются значительно реже
Итак, соотношение элементов экспрессии человека свидетельствует об общей тенденции ориентироваться в процессе опознания эмоциональных состояний на признаки, относящиеся к лицевым выражениям В то же время состав элементов каждого состояния определяется его модальностью Мимика выполняет основную нагрузку в выражении состояний, что нашло отражение в вербальных эталонах экспрессии. Вместе с тем элементы экспрессивного поведения имеют сложные взаимоотношения и так же, как мимика, выступают индикаторами состояний. Например, мимическая картина страха часто интерпретируется как удивление. Мимика этих состояний включает однородные признаки, однако страху свойственна двигательная активность, а удивлению — нет. Отсутствие пантомимических признаков затрудняет опознание страха. Состояния радости и гнева относятся к стеническим аффектам, для которых свойственна двигательная активность, что и отражено в описаниях испытуемых. Одновременно лицевое выражение этих состояний соответствует крайним формам удовольствия и неудовольствия. Мимическая картина в таких случаях специфическая, не похожая на другие выражения. Поэтому, несмотря на то, что пантомимика имеет большое значение как индикатор этих состояний, возможно успешное опознание их на основе одной мимики.
Страдание относится к астеническим аффектам, для которых характерна заторможенная двигательная активность Мимика в этом случае выполняет основную нагрузку как индикатор состояния Такое же соотношение между элементами экспрессивного поведения характерно для презрения.
Главный вывод, который можно сделать на основе проведенного исследования, это вывод о наличии сложившихся эталонов экспрессивного поведения, соответствующих общекультурным нормам выражения состояний
Дальнейший анализ эталонов экспрессии личности, оответствующих эмоциональным состояниям, показал, что они отличаются не только по элементам, зафиксированным в них, но и степенью обобщенности, типичности — индивидуальности. Факторные матрицы описаний эмоциональных состояний свидетельствуют о постоянстве, малой вариативности эталонов, а также указывают на тот факт, что динамичность, изменчивость экспрессивного поведения обобщается и превращается субъектом в форму эталонных знаний о способах выражения состояний.
Ниже приводятся типы эталонов экспрессии каждого из шести состояний. Вербальные эталоны экспрессии расположены в соответствии с частотой их актуализации испытуемыми. Например, под цифрой один приводится эталон, наиболее типичный для данной выборки испытуемых, под цифрой два — менее типичный и т. д. Расположение признаков в эталоне также соответствует
Таблица 5
Эталоны экспрессии радости
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
улыбка | рот растянут | желание помочь другому | движения легкие | глаза широко открыты | общительный |
глаза сияют | взгляд веселый | многословен | общительный | глаза прищурены | движения энергичные |
подвижный | многословен | взгляд веселый | глаза прищурены | улыбка | смешливый |
жестикулирует | желание помочь другому | подвижный | речь ожив ленная | брови приподняты | речь оживленная |
смешливый |
| походка легкая | рот растянут | глаза сияющие | жестикулирует |
|
| смешливый |
| глаза искрящиеся | приветливый |
|
|
|
| подвижный | взгляд веселый |
частоте их называния (распределение эталонов сделано на основе факторной матрицы описаний).
Согласно предложенным критериям анализа эталонов экспрессии (см. табл. 5) первый, второй и пятый эталоны могут быть названы «мимическими», так как главным образом состоят из экспрессивных единиц мимики. Отличаются эталоны друг от друга по конкретным характеристикам мимики, что свидетельствует, с одной стороны, о тенденции ориентироваться на мимику в процессе опознания состояний, а с другой стороны, выделять признаки различной степени обобщенности, типичности. Так, первый эталон включает признаки, названные большинством членов экспериментальной группы. Второй эталон состоит из признаков, которые имеют более низкую частоту фиксации. Отсюда следует, что первый эталон типичен для всей группы в целом, а второй эталон экспрессии радости актуализируется незначительным количеством испытуемых. Первый и второй «мимические» эталоны радости включают как обобщенные характеристики экспрессии (смешливость), так и конкретные признаки (улыбка, глаза прищурены).
Следующие эталоны экспрессии радости (3, 4, 6) по содержанию и структуре являются «пантомимико-сома-тическими». Другими словами, в них вошли различные элементы экспрессивного поведения. «Пантомимико-соматические» эталоны радости не являются типичными, так как в них зафиксированы элементы, относительно редко встречающиеся в описаниях. В отличие от мимических эталонов «пантомимико-соматические» включают, главным образом, обобщающие, целостные характеристики экспрессии. Таким образом, эталоны экспрессии радости представлены двумя типами: мимическими и пантомимико-соматическими. Каждый тип эталонов имеет варианты, отличающиеся по степени обобщенности, типичности — индивидуальности, по соотношению элементов экспрессивного поведения.
Каждый тип эталона экспрессии удивления в соответствии с зафиксированными в нем элементами, час-
Эталоны экспрессии удивления
Таблица 6
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
глаза | поза | интона- | взгляд | глаза | брови |
широко | застыв- | ции вос- | вопроси- | широко | подняты |
открыты | шая | клица- | тельный | открыты |
|
|
| тельные |
|
|
|
рот при- | расте- | рот при- | лицо | уголки | взгляд |
открыт | рянность | открыт | застыв- | губ опу- | вопроси- |
|
|
| шее | щены | тельный |
брови | интона- | всплес- | утолки губ | лицо | расте- |
подняты | ции вос- | кивает | опу- | застыв- | рянность |
| клица- | руками | щены | шее |
|
| тельные |
|
|
|
|
на лбу |
|
|
| поза |
|
морщи- |
|
|
| застыв- |
|
ны |
|
|
| шая |
|
тотой их актуализации может быть назван «мимическим». Исключением является третий эталон. В нем представлены различные элементы экспрессивного поведения (мимика, интонации, жесты). Этот эталон экспрессии удивления является комплексным. Первый мимический эталон включает признаки, которые наиболее часто употреблялись испытуемыми. Он является для них типичным. Остальные мимические эталоны представляют вариации мимики удивления. Здесь, как и в описаниях экспрессии радости, наблюдаем два вида избирательного отношения к невербальному поведению другого человека. Первый вид — это избирательность по отношению к элементам (мимика или пантомимика, или интонации), второй вид — избирательность в фиксации признаков, относящихся к определенному элементу экспрессивного поведения. Если первый мимический эталон: «глаза широко открыты, брови приподняты, рот приоткрыт, морщинки на лбу» является «типичным», то четвертый эталон удивления: «взгляд вопросительный, лицо застывшее, уголки губ опущены» представляет индивидуальные вариации в фиксировании признаков лицевой экспрессии удивления. Эталоны экспрессивного поведения в состоянии удивления включают как обобщающие, так и конкретные признаки. Первый мимический эталон состоит из конкретных движений лица. Последующие эталоны представляют сочетание конкретных и обобщенных характеристик мимического выражения. Преобладание одного или другого вида признаков в структуре эталона — это еще одна его характеристика, свидетельствующая о том, что ряд испытуемых ориентируется на конкретные, единичные, а другие — на обобщенные, целостные признаки экспрессии. Данный вид избирательного отношения отличается от двух предыдущих степенью дифференциро-
Таблица 7 Эталоны экспрессии презрения
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
глаза | недобро- | губы | улыбка | взгляд | недобро- |
сужены | жела- | плотно | кривая | холодный | жела- |
| тельное | сжаты |
|
| тельное |
| отно- |
|
|
| отно- |
| шение |
|
|
| шение |
уголки рта | отвора- | уголки рта | брови | кривая | раздра- |
опу- | чивается | опу- | нахму- | улыбка | житель- |
щены | от парт- | щены | рены |
| ный |
| нера по |
|
|
|
|
| общению |
|
|
|
|
брови | взгляд | походка | не разго- | губы | отвора- |
нахму- | холодный | высоко- | варивает | плотно | чивается |
рены |
| мерная |
| сжаты | от парт- |
|
|
|
|
| нера по |
|
|
|
|
| общению |
голова | походка | голова |
| походка | утолки рта |
поднята | высско- | ПОДНЯ1Э |
| высоко- | опу- |
вверх | мерная | вверх |
| мерная | щены |
кривая |
| взгляд |
|
|
|
улыбка |
| хо\одный |
|
|
|
ванности элементов, признаков экспрессивного поведения. Наблюдаются две тенденции анализа: выделение конкретных выразительных движений и запечатление целостных его показателей. Преобладание той или иной тенденции отличает социально-перцептивные процессы одного субъекта от другого. Этот вывод хорошо согласуется с данными, полученными в исследовании В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малковой, о наличии «синтетиков» и «аналитиков» (17).
Эталоны экспрессии презрения по содержательным и структурным характеристикам относятся к мимическим и комплексным. Они имеют те же особенности, которые были описаны выше. Заслуживает внимания тот факт, что мимические эталоны включают признаки, которые чаще всего фиксируются испытуемыми, т. е. как мимические эталоны радости, удивления, так и мимические эталоны экспрессии презрения являются типичными. Исключение представляет шестой эталон. Он включает признаки, которые характерны не только для экспрессии состояния презрения, но и для отношения человека, переживающего его, к другим людям. Это еще раз подтверждает вывод о том, что на
Таблица 8
Эталоны экспрессии страдания
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
губы | брови | молчание | губы | рот в бо- | замкну- |
опущены | сдвинуты |
| сжаты | лезнен- | тый |
| к перено- |
|
| ной гри- |
|
| сице |
|
| масе |
|
на лбу | молчание | движения | брови | глаза при- | не желает |
морщины |
| медлен- | сдвинуты | крыты | общаться |
|
| ные |
|
|
|
глаза пе- | малопо- | глаза пе- | глаза при- | плачет |
|
чальные | движный | чальные | крыты |
|
|
руки | рот в бо- | плачет | не желает |
|
|
сжаты | лезнен- |
| общаться |
|
|
| ной гри- |
|
|
|
|
| масе |
|
|
|
|
основе экспрессивного поведения осуществляется не только опознание состояния, но и всей системы отношений между партнерами, происходит приписывание качеств личности переживающему человеку. Шестой эталон нетипичный, встречается относительно редко, однако его появление свидетельствует о еще одном виде избирательного отношения к показателям экспрессивного поведения, а именно, выбор тех признаков, которые предполагают присутствие партнера.
Первый, четвертый, пятый эталоны по своим характеристикам являются мимическими. Они включают конкретные изменения лицевой экспрессии страдания. Мимические эталоны отличаются друг от друга по частотным показателям признаков. Первый эталон включает признаки, которые часто фиксировались испытуемыми. Он является типичным. Последующие эталоны представляют вариации лицевой экспрессии страдания. Второй, третий,
Таблица 9
Эталоны экспрессии страха
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
крик | глаза расширены | смятение | брови приподняты | дрожь | движения резкие |
бег | поза застывшая | движения резкие | рот приоткрыт | бледный | голос дрожит |
брови приподняты | бледный | крик | глаза расширены | взгляд бегающий | взгляд бегающий |
голос Дрожит | тело дрожит | взгляд бегающий |
| пот | руки, ноги дрожат |
лицо искажено | рот приоткрыт |
|
|
| пот |
Рот приоткрыт |
|
|
|
|
|
шестой эталоны являются пантомимико-соматическими. Они состоят из различных элементов экспрессивного поведения, которые слабо дифференцированы и относятся к целостным, обобщенным показателям.
На основе анализа эталонов экспрессии страдания, радости, удивления, презрения можно сделать также вывод о том, что ориентация на различные элементы экспрессивного поведения совпадает с фиксацией самых общих признаков, а ориентация на определенный элемент — с выделением отдельных его составляющих. Возможно, что такого рода тенденция отражает одну из закономерностей опознания психических явлений на основе экспрессивного поведения.
Основной тип эталонов экспрессии страха в отличие от эталонов удивления, презрения, страдания — это «пантомимико-соматический». Наряду с мимикой в эталон входят различные элементы экспрессивного поведения: пантомимика, интонация, экстралингвистические характеристики, сомато-вегетативные реакции Особенно показательны в этом плане первый и второй эталоны. Они включают признаки, которые часто фиксировались испытуемыми и относятся к различным элементам экспрессивного поведения. Эти эталоны являются типичными для данной группы испытуемых Четвертый эталон — мимический. Он также включает признаки, которые часто называются, но такое их сочетание встречается значительно реже, чем сочетание элементов, входящих в первый и второй эталоны.
Таким образом, в отличие от предыдущих состояний, для которых типичными были мимические эталоны, для страха является характерным пантомимико-соматический эталон. Общее между эталонами страха и других состояний то, что в пантомимико-соматических эталонах преобладают обобщающие, целостные показатели экспрессивного поведения, а в мимических — единичные признаки.
Типичным для экспрессии гнева является пантомимико-соматический эталон. Наряду с ним существуют
Таблица 10
Эталоны экспрессии гнева
1 -й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
рот открыт | лицо искажено | губы и зубы плотно сжаты | кричит | брови резко сведены | глаза превращены в щели |
жестикулирует | глаза блестят | глаза превращены в щели | жестикулирует | на переносице вертикальные складки | судороги на лице |
кулаки сжаты |
| брови резко сведены | мечется | лицо искажено | губы и зубы плотно сжаты |
поступки необдуманные |
| на переносице вертикальные складки |
|
|
|
бледнеет — краснеет |
| ноздри вздрагивают |
|
|
|
глаза расширяются |
| поступки необдуманные |
|
|
|
ноздри вздрагивают |
| теряет самообладание |
|
|
|
кричит |
| кулаки сжаты |
|
|
|
теряет самообладание |
|
|
|
|
|
мимические эталоны (2, 5, 6), которые состоят из конкретных изменений лицевой экспрессии гнева.
Характерная особенность эталонов гнева — это подчеркнутая психомоторика (мечется, жестикулирует и т. д.). По содержанию и структуре эталоны экспрессии гнева отражают общие закономерности, описанные на основе анализа эталонов других состояний.
Таким образом, у субъекта познания в процессе взаимодействия с другими людьми формируется система эталонов экспрессивного поведения, отличающихся по содержанию, структуре, уровню обобщенности, типичности.
Вербальное описание экспрессии представляет собой эталон, включающий только те признаки, которые осознаются субъектом, являются для него некоторыми константами в опознании эмоций по выражению лица. Так как вербальный эталон включает только те признаки, которые осознаются субъектом, то само содержание эталона, количество признаков, входящих в эталон, будет свидетельствовать о познавательных возможностях субъекта, о его умении сознательно вычленять признаки экспрессии состояния. Выше уже отмечалось, что анализ экспрессивного поведения не всегда осуществляется целенаправленно, а обнаружение признаков — осознанно. Поэтому для уточнения особенностей опознания экспрессивного поведения представляет интерес изучение эталонов с помощью методов, приближающихся к природе объекта. Например, метод моторной, кинесической имитации экспрессивного поведения или метод графического изображения экспрессии. Кинеси-ческая имитация как метод экстериоризации эталонов применяется довольно часто в исследованиях по экспрессивному поведению. Особенно тогда, когда ставится задача создать фотоэталоны экспрессивного поведения или установить различия в культурных проявлениях. Но и в этих случаях исследователь вынужден прибегать к переводу языка движений на вербальный язык с целью анализа кинесических эталонов психических состояний. Иными словами, моторная имитация экспрессивного поведения как способ экстериоризации эталона более естествен, соответствует природе объекта, но трудно поддается анализу. Поэтому в целях диагностики эталонов экспрессивного поведения нами был разработан метод «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Данный метод — это также перевод экспрессивного поведения на язык образов. Однако в этом случае не исчезает спонтанность в экстериоризации эталонов, а исследователь имеет возможность неоднократно обращаться к зафиксированному образу, сравнивать, определять конкретные признаки и инвариантные сочетания экспрессивного поведения.
В основе разработанного нами метода «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний» лежит прием свободного графического ассоциирования — пиктограмма. Выбор этого метода для нашего исследования определяется тем, что «пиктограмма» близка по своим внешним характеристикам изображениям экспрессии состояний (пиктограмма — это тоже изображение экспрессии), предъявляемым для опознания, а также тем, что «пиктограмма» формируется и актуализируется спонтанно, что в определенной мере соответствует природе формирования и актуализации социально-психологических эталонов.
В эксперименте испытуемым был предъявлен набор слов, значение и смысл которых им необходимо было изобразить графически. В набор слов входило шесть контрольных, обозначающих эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, отвращение, страдание, страх. Слова зачитывались с интервалом 10 секунд. Дефицит времени (между предъявляемыми понятиями
короткие временные интервалы) побуждает изображать ранее сформировавшиеся образы, актуализировать готовые схемы и связи и соотносить их впоследствии с названными понятиями. Не исключено, что «изображение» психического состояния не будет включать элементы экспрессии. Например, в ответ на слово «радость» может быть изображено солнце. Однако такого рода графическое ассоциирование может свидетельствовать об отсутствии четкой связи между психическими явлениями и их внешними проявлениями, о том, что еще не сложился социально-перцептивный эталон. В том случае, когда графический образ строится на включении элементов экспрессивного поведения, его можно рассматривать как экстериоризированныи социально-перцептивный эталон, а выделенную систему признаков как симптомокомплекс, на основе которого осуществляется опознание психических состояний. Эксперимент носил индивидуальный характер. За единицу анализа графических изображений экспрессии «пиктограмм» был также принят экспрессивный признак, как и при анализе вербальных портретов экспрессии.
Применение в нашем исследовании двух методов (вербальной и графической фиксации признаков экспрессии) с одной и той же целью — определить эталоны экспрессии состояний — обусловлено тем, что каждый метод позволяет получить данные, которые не только дополняют друг друга, но и уточняют, расширяют наши представления об эталонах экспрессии состояний. Так, мы отмечали выше, что в вербальном описании фиксируются только те признаки, которые осознаются субъектом. Но в эталон входят не только сознательно выделенные признаки, а также и те, которые субъектом не всегда осознаются. Поэтому метод «графической фиксации признаков экспрессии» имеет ряд преимуществ перед вербальной фиксацией признаков, а именно, человек может изобразить то, что трудно поддается вербализации, в пиктограмме легче зафиксировать отношения между определенными признаками экспрессии. В то же время метод-пиктограмма имеет существенный недостаток: успешность выполнения задания по этой методике зависит во многом от художественных способностей человека. Выполнение же
задания по методике вербального описания экспрессии состояний не требует от человека реализации специальных способностей, так как описание свойств и качеств другого человека — это повседневная социально-перцептивная задача.
Кроме того, что методы вербальной и графической фиксации по-разному раскрывают содержание эталонов экспрессии, они как способы актуализации этих эталонов соответствуют также различным уровням психической деятельности субъекта (словесно-логическому и образному).
В результате применения метода «графической фиксации признаков экспрессии» было получено 347 пиктограмм экспрессии состояний (пиктограммы экспрессии состояний изображали не все испытуемые; в нашем исследовании проводился анализ только тех пиктограмм, которые впоследствии были верно соотнесены испытуемыми с определенными эмоциональными состояниями) . Примеры «графических эталонов» экспрессии приведены на рис. 4.
Сравнительный анализ элементов, зафиксированных в графических и вербальных эталонах, показал, что как называются, так и изображаются одни и те же признаки. Графические эталоны экспрессии состоят из элементов, которые описаны в специальных исследованиях по выразительному поведению (см. табл. 1), а также включены в вербальные. Те признаки, которые зафиксированы в графических эталонах экспрессивного поведения, соотносимы с «типичными» признаками, выделенными в вербальных эталонах. Исходя из этого факта, можно заключить, что в эталон вошли константные признаки экспрессии эмоциональных состояний.
Так, графический эталон радости — это «улыбка» (100% случаев). Для удивления характерно изображение бровей, глаз, рта — «брови подняты вверх, глаза приоткрыты, рот раскрыт». Причем в одних рисунках изображается только верхняя часть лица (60%), в других Фиксируется также нижняя часть лица (40%). Это свидетельствует об избирательном отношении к мимических признакам удивления (см. рис. -1)
ft? | (о о\ | ft |
|
| •и. |
|
|
| V- о | УК | --------------1 'о' с* |
|
|
о
О
о
|
| о | А |
|
|
|
Рис 4 Характерные пиктограммы экспрессии состояний
а — радости, б — удивления, в — презрения,
г — страдания, д — страха, е — гнева
Состояние презрения изображалось не так успешно, как другие Экспрессивное поведение в состоянии презрения сложное. Его особенность в том, что оно включает признаки, которые могут входить в структуру других состояний и создают картину презрения только во взаимосвязи, что, естественно, затрудняет графическое изображение. Однако рисунки, на которых было выделено особое положение рта (уголки губ опущены вниз), опознавались испытуемыми как изображающие экспрессию презрения. Этот признак вошел во все эталоны.
Графический эталон страдания представлен, главным образом, особым положением бровей и рта — «внутренние концы бровей подняты вверх, уголки рта опущены вниз». Графическая схема соответствует описанным в литературе элементам экспрессивного поведения в состоянии страдания.
Графический эталон экспрессии страха представлен особым положением и соотношением глаз и рта — рот открыт, глаза широко раскрыты. Эти признаки испытуемыми гиперболизировались. Интересно отметить, что те испытуемые, которые прибегали к крайним формам гиперболизации этих признаков, в процессе опознания рисунка обозначали его как «ужас». Этот факт указывает на дифференцированное отношение к элементам экспрессии по принципу интенсивности их проявления и одновременно подтверждает вывод о наличии континуума выражений для определенного типа состояний с сохранением основных стержневых признаков.
Графические эталоны экспрессии гнева представлены особым положением линий бровей (брови сведены к переносице), линий рта (уголки губ опущены, рот приоткрыт), также изображаются вертикальные складки на лбу.
Таким образом, на уровне графической фиксации изображаются те же элементы экспрессивного поведения, что и в «вербальных эталонах».
Совпадение экспрессивных признаков, наиболее часто описанных испытуемыми и изображенных в пиктограммах, наводит на мысль о том, что именно эти признаки являются необходимыми для опознания состояния по его экспрессии, а умение субъекта выделить такие признаки (в нашем исследовании — зафиксировать их на вербальном или графическом уровне) может послужить залогом успешного опознания состояний по их выражению в реальном общении. Доказательством этому служат данные, которые были получены нами в другой серии исследований. В ней вначале определялась успешность опознания выражений лица, а затем эти данные сопоставлялись с типом «вербального эталона» и показателями графической фиксации эталонов экспрессии. Здесь приводятся данные, полученные на основе факторного анализа всей системы показателей.
Во-первых, успешность опознания интенсивно выраженных эмоциональных состояний коррелирует с теми типами вербальных эталонов, которые включают конкретные и обобщающие признаки экспрессии лица. Во-вторых, наиболее эффективными оказались те эталоны, в которых наряду с динамическими характеристиками мимики (подняты брови, опущены уголки губ) даны интегральные характеристики взгляда и всего лица (печальный взгляд, сияющие глаза, искаженное лицо, застывшее лицо). В-третьих, эталоны, ядром которых являются мимические и некоторые пантомимические признаки, также имеют позитивные связи с успешностью опознания эмоциональных состояний по выражению лица. Например, такие эталоны экспрессии презрения («губы плотно сжаты», «уголки рта опущены, походка высокомерная, голова поднята вверх, взгляд холодный» или «взгляд холодный, улыбка кривая, губы плотно сжаты, походка высокомерная»); страдания 1«губы опущены, на лбу морщины, глаза печальные, руки сжаты» или «молчание, движения медленные, глаза печальные, плачет»); гнева («рот открыт, жестикулирует, кулаки сжаты, глаза расширены, ноздри вздрагивают, кричит, теряет самообладание»); радости (глаза широко открыты, глаза прищурены, улыбка, брови приподняты, глаза сияющие, глаза искрящиеся, взгляд подвижный); удивления (глаза широко открыты, рот приоткрыт, брови подняты, на лбу морщинки); страха (дрожь, бледный, взгляд бегающий, пот).
В-четвертых, связи между результатами опознания неинтенсивно выраженных состояний и зафиксированными в исследовании типами эталонов экспрессии менее интенсивные и постоянные, чем связи между результатами опознания интенсивно выраженных эмоциональных состояний и теми же эталонами. Как правило, в один фактор с показателями успешности опознания неинтенсивно выраженных состояний объединяются только те эталоны экспрессии, которые включают конкретные признаки. Эталоны экспрессии, в которых зафиксированы только обобщающие признаки экспрессии состояний, не имеют как значимых положительных, так и отрицательных связей с показателями опознания состояний.
Данный вывод подтверждает результаты факторного анализа индексов успешности опознания интенсивно и неинтенсивно выраженных состояний и показателей экстериоризации эталонов экспрессии в рисунках-пиктограммах.
Полученные результаты свидетельствуют, чт^ опознание мимики осуществляется на основе выделенных в рисунке комплексов-признаков. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс его опознания. Вместе с этим представлен-ность в эталонах отдельных признаков не всегда достаточна для опознания выражения, особенно в том случае, если оно имеет сложную структуру.
Таким образом, в общении будут более успешно распознавать на основе интенсивно выраженной экспрессии состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризуют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику. Актуальность эталона определяется тем, какое по сложности выражение приходится опознавать субъекту. Анализ результатов, полученных при определении связей между вышеназванными показателями, позволяет также сделать вывод о том, что более успешными в общении будут те индивиды, у которых сложились графические эталоны экспрессии, которые в течение небольшого промежутка времени могут спонтанно их экстериоризировать. Данный навык оказывается более важным, чем умение вербализировать признаки экспрессии.
Итак, анализ содержания и структуры эталонов экспрессивного поведения, выявленных с помощью метода вербальной и графической фиксации, показал, что в них входят наиболее типичные, субъективно-релевантные элементы, относящиеся, главным образом, к кинесичес-кой подструктуре. Эталоны отражают индивидуальные и общегрупповые особенности проявления экспрессивного поведения. Обычно в эталоны экспрессивного поведения входит ограниченное число элементов, которые выделяются избирательно. Наблюдаются различные виды ориентировки в экспрессивном поведении:
первый вид — это избирательность по отношению к элементам (мимика, жест, поза, интонация и т. д.);
второй вид — это избирательность в фиксации признаков, относящихся к определенному элементу экспрессии;
третий вид — это ориентировка на конкретные признаки экспрессивного поведения или обобщающие, характеризующие его в целом;
четвертый вид — это выбор тех признаков, которые предполагают присутствие партнера.
Ориентация на мимику являетсч ведущей в процессах опознания экспрессивного поведения. Ориентация на различные элементы экспрессивного поведения совпадает с фиксацией обобщенных, целостных признаков, а ориентация на определенный элемент — с выделением отдельных его составляющих. Такого рода закономерность отражает одну из особенностей опознания психических явлений на основе экспрессивного поведения.
Избирательность в фиксации определенных элементов, признаков характеризует содержание эталона и одновременно уровень развития социально-перцептивных умений субъекта познания, его успешность в общении.
С целью определения других особенностей опознания необходимо раздвинуть круг связей между экспрессивным поведением и психическими явлениями, не ограничиваться эмоциональными состояниями в качестве объекта опознания и рассматривать не только индивидуальное, но и диадное невербальное поведение.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246