logo search
МЕТОДИЧКИ050400

План практических занятий

МОДУЛЬ 1. ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА.

Тема 1. Социализация и социальная адаптация.

  1. Сущность понятий социализация и социальная адаптация.

  2. Проблемы соотношения биологического и социального, социально детерминированного и индивидуального в процессе социализации.

  3. Социализация как форма социальной адаптации.

  4. Адаптивные механизмы личности.

Тема 2. Психологические факторы социализации и адаптации человека.

  1. Сущность понятия «факторы социализации».

  2. Предметные и культурные условия социализации

  3. Психологические средства и механизмы социализации.

  4. Понятие ценности как условие социализации.

  5. Игра как форма передачи социального опыта.

  6. Агенты социализации.

МОДУЛЬ 2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 1.. Социализация и адаптация в контексте субъектно-субъектных отношений.

  1. Язык как средство информационной связи высшего уровня.

  2. Отличительные особенности вербального языка от других систем.

  3. Функции языка в построении предметного человеческого мира.

  4. Конвенциональные и межличностные отношения.

  5. Формирование значения социальных действий людей в процессе социализации ребенка.

Тема 2. Социализация в контексте интеграции субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений.

  1. Многоуровневость информационной связи социализируемого с мором.

  2. Социализация субъектно-объектных отношений ребенка.

  3. Процесс опредмечивания опыта в индивидуальном развитии ребенка.

  4. Уровни информационной связи: непосредственной информационной связи, сигнально-индексальный уровень, знаково-символический уровень.

  5. Социализация как нормирование психических процессов и поведения человека.

МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСИКЕ ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Тема 1. Психологические эффекты процесса социализации человека.

  1. Социализация и формирование высших психических функций.

  2. Формирование высших психических функций в филогенезе.

  3. Возникновение языка и его роль в развитии высших психических функций.

  4. Развитие поведения ребенка от элементарных естественных форм и культурным формам.

  5. Связь элементарных и высших психических функций.

Тема3. Психологические эффекты социализации.

  1. Социализация когнитивной сферы личности.

  2. Мышление и формирование системы понятий.

  3. Социализация эмоциональной сферы человека.

  4. Социализация поведения.

  5. Социализация и формирование Я-концепции.

МОДУЛЬ 4. НЕУДАЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

Тема 1. Неудачная социализация и аномалии нервной системы, характера.

  1. «Неудачная социализации» и акцентуации, аномалии характера.

  2. Акцентуированные личности- понятие и классификация.

  3. Понятие «Психопатия» и отличие от иных форм психической патологии. Психопатическая личность.

  4. Условия способствующие формированию патологических черт характера и психопатии.

  5. «Неудачная социализация» и нервозы, шизофрения.

Тема 2. Психология социализации и формирование зависимости от психоактивных веществ.

  1. Алкоголизм понятие и сущностные характеристики.

  2. Социальная природа алкоголизма.

  3. Факторы социализации и алкоголизм.

  4. Наркомания причины и последствия для личности.

  5. Социально-психологические факторы приобщения к наркотикам.

  6. Роль семьи и сверстников в приобщении к наркотикам.

4.5. Тематика тренингов, ролевых и деловых игр

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально- группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно в виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя - активизировать работу магистров на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор-руководитель деятельности каждого магистра в соответствии с его профессиональной ролью. Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательных модулей. Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл.6.

Таблица 6 . Формы активного обучения

п/п

Учебно-образовательный модуль.

Цели применения активных форм обучения

Темы и применяемыеактивные формы обучения и другие образовательные технологии

1

Модуль 1

Цель: Закрепление полученных знаний об основных аспектах в понимании процессов социализации и социальной адаптации человека.

Деловая игра « Педагогические аспекты социализации детей»

2

Модуль 2

Цель: Расширение знаний о роли и способах субъект-субъектных отношений в процессе социализации»

Ролевая игра «Социальные роли и процесс социализации»

3

Модуль 3

Цель: Закрепление знаний о взаимосвязи ценностных ориентаций и психических процессов в процессе социализации.

Проблемная ситуация: « Способы формирования ценностных ориентаций в процессе социализации»

4

Модуль 4

Цель: активизация знаний по вопросам неудачной социализации и способам ее коррекции.

Деловая игра «Способы коррекции « неудачной» социализации».

Проблемная ситуация- совокупность условий, обстоятельств, характеризующих такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором появляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация.

Ролевая игра- предполагает наличие сложной задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения, а также взаимодействие участников игрового занятия, в частности проведением дискуссии.

Деловая игра- метод обучения путём имитации реальной производственно- хозяйственной деятельности. Студенты- участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно, представляя их интересы. Главная цель игры- подготовить обучающихся к решению профессиональных вопросов.

Таблица 7.

Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/п

Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*

1

2

3

4

Модуль 1. Проблема социализации и социальной адаптации человека

1

Тема1. Парадигмы социализации человека в различных дисциплинах.

*

2

Тема 2 Социализация и социальная адаптация.

*

*

3

Тема 3 Психологические факторы социализации и адаптации человека.

*

*

МОДУЛЬ 2. Фундаментальные основы психологии социализации и адаптации человека.

4

Тема 4.Социализация и адаптация в контексте субъектно-объектных отношений.

*

*

5

Тема 5. Социализация и адаптация в контексте субъектно-субъектных отношений.

*

6

Тема 6. Социализация в контексте интеграции субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений.

*

*

*

МОДУЛЬ 3.Психологическоеопосредование и психологические эффекты социализации

7

Тема 7. Психологическоеопосредование процесса социализации и социальной адаптации

*

*

*

8

Тема 8.Психологические эффекты процесса социализации человека.

*

*

*

*

9

Тема 9. Психологические эффекты социализации.

*

*

*

МОДУЛЬ 4. Неудачная социализация и формирование дезадаптивных форм мышления и поведения

10

Тема 10. Социальная изоляция и эмоциональная депривация в детском возрасте.

*

*

11

Тема 11. Неудачная социализация и аномалии нервной системы, характера.

*

*

*

12

Тема 12. Психология социализации и формирование зависимости от психоактивных веществ.

*

*

*

* 1 – Социальная педагогика; 2 – Психология; 3 – Психология семьи и семейное воспитание; 4 - Психологическое консультирование.