4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
Не будем останавливаться на процедуре получения данных. Она соответствует той, что описана в разделах 4 5.1—3. Обратимся сразу к анализу факторной матрицы, которая включает различные психологические значения невербального поведения (см. табл. 21). В первую главную компоненту с высоким факторным весом вошли следующие психологические
Таблица 21
Факторная матрица интерпретаций невербального поведения студентами
№ п/п | Виды психологических значений | Номера факторов | ||
|
| 1 | 2 | 3 |
1 | «Действие» | 0,54 | 0,02 | 0,03 |
2 | «Эмоциональные состояния» | 0,71 | 0,24 | -0,07 |
3 | «Интеллектуально-волевые процессы | 0,20 | 0,27 | 0,69 |
4 | «Качества личности» | -0,01 | -0,14 | 0,81 |
5 | «Отношения» | 0,61 | -0,12 | 0,18 |
6 | «Формы взаимодействия» | 0,30 | 0,77 | -0,14 |
7 | «Статус — роль» | 0 06 | -0,62 | -0,24 |
8 | «Эмоционально-оценочные суждения» | 0,38 | -0,61 | 0,11 |
| Собственные значения фактора | 1,70 | 1,38 | 1,16 |
| Накопленные отношения собственных значений | 0,21 | 0,38 | 0,53 |
значения: «действия», «эмоциональные состояния», «отношения». По психологическому содержанию первая компонента является многозначной. В ней представлены наиболее распространенные психологические значения невербального поведения.
Если учесть тот факт, что предъявляемые в эксперименте виды невербального поведения являются, главным образом, показателями динамических, изменяющихся психологических характеристик личности и группы, то высокий факторный вес значений «эмоциональное состояние», «отношения», «действия» свидетельствуют о том, что студенты отражают реально существующие связи между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности.
Трактовка невербального поведения как показателя эмоциональных состояний, отношений, действий соответствует психологическому уровню его анализа. Исходя из того факта, что первая компонента представляет, как правило, те связи между психологическими значениями, которые являются наиболее распространенными и устойчивыми, можно считать, что студенты видят, главным образом, в невербальном поведении проявление эмоций, отношений, действий, что ведущим уровнем анализа у них является психологический уровень. Вторую компоненту образуют психологические значения: «формы взаимодействия», «статус — роль», «эмоционально-оценочные суждения». Эта компонента двухполюсная: положительный полюс компоненты с высоким факторным весом составляют значения: «формы взаимодействия», а отрицательный полюс — психологические значения: «социальные роли, статус», «эмоционально-оценочные суждения». По психологическому содержанию вторая компонента является также многозначной. Но в отличие от первой в нее вошли значения, отражающие связи не только между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности, но и социально-психологическими характеристиками группы. Третья компонента состоит из психологических значений: «интеллектуально-волевые процессы», «качества личности». По уровню психологического анализа третья компонента является собственно психологической.
Таким образом, студенты в момент восприятия невербального поведения видят в нем проявление различных психологических и социально-психологических характеристик личности и группы. Виды интерпретационных схем (связи между психологическими значениями), характерные для студентов, следующие:
1. «Эмоции, отношения, действия».
2. «Формы взаимодействия».
3. «Статус, роль — эмоционально-оценочные суждения».
4. «Качества личности — интеллектуально-волевые процессы». Интерпретация человека как субъекта переживаний, отношений, взаимоотношений находится у студентов на первом месте.
Дальнейшая обработка данных группы студентов соответствует той, которая была применена к результатам исследования группы руководителей. В табл. 22 . приведены расчеты «вкладов» каждого представителя ! студенческой группы в определенный вид интерпретационных схем невербального поведения. Самый высокий ранг соответствует показателю 91. Первые 30 мест (от 91 до 61) — это те места в общей иерархии «вкладов», которые занимают участники эксперимента, имеющие структуру и содержание интерпретации, соответствующие определенному типу интерпретации (см. |табл. 22).
На основе данных, приведенных в табл. 22, выделены четыре подгруппы студентов. Первая подгруппа является самой многочисленной (56 человек = 60%). Испытуемые под номерами: 2, 3, 6, 8, 9, 12, 15, 17, 20, 21, |24, 26, 27, 30, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 60, 62, 63, 64, 66, 67, 68, 69, 70, 72, 74, 75, 77, 79, 83, 84, 85, 86, 87, 90, 91 составляют первую подгруппу. У студентов из первой подгруппы сформирова-
Таблица 22
Индивидуально-типологические характеристики интерпретации невербального поведения студентами
№ испытуемого | Тип интерпретации | № испытуемого | Тип интерпретации | № испытуемого | Тип интерпретации |
| 1|2|3|4 |
| 1|2|3|4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 4- 4- 4- 4-4-4- 4- 4- 4- 4- + + 4-4-4-4-4-4-4-4-4-+ + +++ 4- 4-4-4-4-4- 4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4-4- + | 31 | 4-4-4-4-4-4- 4-4-4-4-4-4- 4- 4-4-4-4-4-4-4-4-4- + + + + + 4- + + +++ + + + | 61 | 4 |
2 |
| 32 |
| 62 |
|
3 |
| 33 |
| 63 |
|
4 |
| 34 |
| 64 |
|
5 |
| 35 |
| 65 |
|
6 |
| 36 |
| 66 |
|
7 |
| 3? |
| 67 |
|
8 |
| 38 |
| 68 |
|
9 |
| 39 |
| 69 |
|
10 |
| 40 |
| 70 |
|
11 |
| 41 |
| 71 |
|
12 |
| 42 |
| 72 |
|
13 |
| 43 |
| 73 |
|
14 |
| 44 |
| 74 |
|
15 |
| 45 |
| 75 |
|
16 |
| 46 |
| 76 |
|
17 |
| 47 |
| 77 |
|
18 |
| 48 |
| 78 |
|
19 |
| 49 |
| 79 |
|
20 |
| 50 |
| 80 |
|
21 |
| 51 |
| 81 |
|
22 |
| 52 |
| 82 |
|
23 |
| 53 |
| 83 |
|
24 |
| 54 |
| 84 |
|
25 |
| 55 |
| 85 |
|
26 |
| 56 |
| 86 |
|
27 |
| 5? |
| 87 |
|
28 |
| 58 |
| 88 |
|
29 |
| 59 |
| 89 |
|
30 |
| 60 |
| 90 |
|
| 91 |
|
лась простая структура интерпретационных схем, поле психологических значений — узкое. В содержательном плане интерпретационные схемы студентов из первой подгруппы неоднородны. У 44% студентов данной подгруппы «ядро» интерпретационной схемы включает «эмоциональные состояния, отношения, действия». У 30% студентов, вошедших в эту группу, актуализируются в первую очередь значения, фиксирующие связи между невербальным поведением и интеллектуально-волевыми процессами, качествами личности. Остальные представители данной подгруппы интерпретируют невербальное поведение, исходя либо из его связей со статусно-ролевыми характеристиками партнера по общению, либо из его форм взаимодействия с другими людьми. Эмоционально-оценочные суждения, как проявление отношений субъекта к человеку с определенным невербальным поведением, также входят в структуру интерпретационных схем студентов из первой подгруппы.
Вторая подгруппа состоит из студентов, которые имеют среднее «поле» психологических значений невербального поведения, структура их интерпретации включает две подсистемы, отличающиеся по содержанию и уровню анализа невербального поведения. Испытуемые под номерами: 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 36, 38, 43, 48, 52, 53, 58, 59, 61, 71, 76, 78, 81, 82, 88, 89 (всего 30 человек — 33%).
Наиболее распространенными интерпретационными схемами являются те, у которых «ядро» состоит из значений, отражающих связи между невербальным поведением и эмоциональными состояниями, отношениями, Действиями, статусом, ролью субъекта. Содержание интерпретационных структур второй подгруппы студентов отражает взаимосвязи между невербальным Поведением и динамическими характеристиками личности (эмоции, отношения, интеллектуально-волевые про-Цессы), связи между устойчивыми характеристиками личности и ее невербальным поведением (статус, роль),
взаимосвязи между невербальным поведением человека и отношением к нему со стороны партнера (эмоционально-оценочные суждения). Исходя из многообразных связей, зафиксированных в интерпретационных структурах, у студентов второй подгруппы многозначное разноуровневое восприятие личности и группы, сопровождающееся эмоционально-оценочными суждениями.
Третья подгруппа студентов — малочисленная. Интерпретационные схемы невербального поведения этой группы являются эталонными. В схемах зафиксированы взаимосвязи между всеми видами психологических значений невербального поведения. Ядро интерпретационных схем состоит из психологических значений: «эмоциональные состояния, отношения, действия». Иными словами, и эта группа ориентирована на то, чтобы в невербальном поведении другого человека видеть, в первую очередь, его состояния, отношения, действия.
Четвертая подгруппа студентов также малочисленная (8%). Она отличается от предыдущих трех тем, что ее представители имеют средний ранг «вкладов» в тот или иной тип интерпретации. Представители четвертой подгруппы рассматривают невербальное поведение как показатель эмоциональных состояний человека, его отношений, действий, интеллектуально-волевых процессов, качеств личности. Иными словами, интерпретационные схемы этой группы студентов отражают психологический уровень интерпретации невербального поведения
Таким образом, в результате анализа ответов студентов складывается следующее представление об их интерпретационной деятельности. Наиболее распространенными в группе студентов являются простые по своей структуре интерпретационные схемы. Преобладают эмоционально-отношенческий тип интерпретационных схем и тип схемы «статус — качества личности»-Основная тенденция в психологической интерпретация
невербального поведения студентами — это приписывание качеств личности и выражение отношения к человеку, к группе лиц с тем или иным невербальным поведением.
Особенности сложившихся у студентов интерпретационных схем могут быть объяснены следующим образом. Во-первых, группа исследуемых студентов ориентирована на эмоциональный мир человека, его отношения, способы взаимодействия с другими людьми в силу их профессиональной направленности (студенты-психологи, филологи, актеры). Во-вторых, общение и совместная деятельность студентов (учебная) менее регламентированы, критерии оценки личности — объекта восприятия в связи с этим более многозначные и менее устойчивые и однонаправленные. В-третьих, студенческая группа состоит из лиц в возрасте от 18 до 20 лет, в связи с чем опыт их функционирования в административно-формальных системах, в которых преобладает технократический подход к человеку, небольшой. Вместе с тем студенты-участники исследования формировались как субъекты познания, общения под влиянием той же административно-командной системы управления (школа, вуз), что и руководители. Поэтому у студентов наряду с эмоционально-динамическими интерпретационными схемами, отражающими реальные связи между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности и группы, ^существуют и те, которые свидетельствуют об атрибу-4вно-оценочном подходе к человеку.
Сравнительный анализ структуры и содержания интерпретационных схем студентов и руководителей ! указывает на то, что между людьми, отличающимися своим социальным статусом, наблюдается ряд различий в интерпретационной деятельности (см. табл. 23).
Во-первых, в преимущественном использовании одних психологических значений по сравнению с другими, во-вторых, в связях между психологическими значениями (подсистемах), в-третьих, в содержании типов интерпретационных схем, которые являются ведущими.
Таблица 23
Типы интерпретационных схем невербального поведения руководителей и студентов
№ | Группы руководителей |
| Эталонные | |
п/п | «производ- | «обществен- | Студенты | типы интер- |
| ственники» | ники» |
| претации |
1 | <Интеллекту- | <Качества | <Эмоции, | 1 «Эмоцио- |
| ально-волевой | личности — | отношения, | нальные |
| — качества | эмоционально - | действия» | состояния» |
| личности» | оценочные |
|
|
|
| суждения» |
|
|
2 | <Статус- | «Действия — | «Формы | 2 «Действия — |
| эоль» | формы | взаимодей- | формы |
|
| взаимо- | ствия» | взаимодей- |
|
| действия» |
| ствия — статус, |
|
|
|
| роль» |
3 | «Действие — | «Отношения» | «Статус, роль | 3 «Качества |
| формы взаимо- |
| — эмоцио- | личности — |
| действия» |
| нально-оце- | эмоционально- |
|
|
| ночные | оценочные |
|
|
| суждения» | суждения» |
4 | «Эмоции — | «Интеллекту- | «Качества | 4 «Интеллек- |
| отношения» | ально -волевые | личности — | туально-воле- |
|
| процессы — | интеллек- | вые процес- |
|
| статус, роль» | туально- | сы» |
|
|
| волевые |
|
|
|
| процессы» |
|
5 | «Качества |
|
| 5 «Формы |
| личности — |
|
| взаимодей- |
| эмоционально- |
|
| ствия— |
| личностные |
|
| статус и роль» |
| суждения» |
|
|
|
Различия и общие тенденции в интерпретации невербального поведения между руководителями были описаны выше. По сравнению с ними студенты чаще видят в невербальном поведении проявление эмоций, отношений одного человека к другому. Студенты менее субъективны и пристрастны в восприятии невербального поведения, чем руководители, занимающиеся общественно-политической деятельностью. Интерпретационные схемы студентов могут быть определены как эмоционально-динамические, а интерпретационные схемы руководителей — как физиогномические.
В композиционном плане структуры интерпретационных схем руководителей и студентов также отличаются (см. табл. 24).
У большинства студентов интерпретационная схема состоит из одной подсистемы. Но, как было показано выше, ведущие подсистемы интерпретаций невербального поведения студентов более сложные. Они осуществляют интерпретацию невербального поведения, исходя из нескольких взаимосвязанных психологических значений, соответствующих ряду психологических характеристик личности и группы. Поэтому ведущая подсистема интерпретации у студентов представляет
Таблица24
Соотношение типов структур интерпретаций невербального поведения в исследуемых группах (%)
Исследуемые группы | Структура интерпретации | ||
| одна подсистема | две подсистемы | три подсистемы |
Руководители-«производствен-ники» | 47 | 26 | 12 |
Руководители-^общественники» | 42 | 38 | 6 |
Студенты | 65 | 33 | 2 |
иерархизированную структуру. Фактически две подсистемы структуры интерпретационных схем студентов охватывают наиболее очевидные и статистически оправданные связи между невербальным поведением и психологическими особенностями личности и группы. В целом, студенты видят на основе невербального поведения ряд психологических особенностей личности и группы, их образы в психологическом плане более многозначные, а в структурном плане более целостные, чем у руководителей.
Вместе с тем следует отметить, что несмотря на различия в количестве связей между психологическими значениями и невербальным поведением, образующих подсистемы интерпретаций у руководителей и студентов, типичными для них являются интерпретационные схемы, состоящие из одной-двух подсистем. Следовательно, трактовка невербального поведения осуществляется в пределах тех значений, которые образуют структуру этих подсистем и, практически, не достигает эталонных показателей как в группе руководителей, так и в группе студентов.
Таким образом, основные различия между руководителями и студентами возникают не столько на основе композиционных, формальных характеристик интерпретационных схем невербального поведения, сколько на основе их содержания. Выше были описаны основные интерпретационные схемы руководителей и студентов, они приведены в табл. 25.
Исходя из основного содержания интерпретационных схем, они могут быть сведены к следующим обобщенным типам: «интеллектуально-действенный», «лич-ностно-оценочный», «эмоционально-отношенческий», «статусно-действенный», «статусно-личностный». У каждой из исследуемых групп свой тип наиболее распространенных интерпретационных схем, сформировавшихся под влиянием ряда социально-психологических и социальных факторов.
Таблица 25
Психологическое содержание ведущих интерпретационных схем невербального поведения в исследуемых группах
Ведущие интерпретационные группы | Исследуемые группы | ||
| Руководители | Студенты | |
| производственники | общественники |
|
1 | «Интеллектуально-волевые процессы— действия, формы, взаимодействия» | «Качества личности, эмоционально-оценочные суждения — отношения» | «Эмоции, отношения, действия — статус, роль, эмоционально-оценочные суждения» |
2 | «Статус, роль — действия, формы взаимодействия» | «Действия — формы взаимодействия — интеллектуально-волевые процессы» | «Статус, роль, эмоционально-оценочные суждения» |
Итак, интерпретационные схемы представляют собой социально-перцептивные образования, различающиеся по степени сложности взаимосвязей психологических значений невербального поведения, образующих их структуру, по содержанию и уровню психологического анализа. Соподчиненность элементов, подсистем структуры интерпретационных схем зависит, с одной стороны, от вида невербального поведения, а с другой стороны, от особенностей субъекта познания.
Постоянными спутниками психологической интерпретации невербального поведения является, с одной стороны, субъективность, пристрастность, нашедшая выражение в эмоционально-оценочных суждениях, а с ругой стороны, объективность, проявляющаяся в социокультурных нормах интерпретации невербального поведения. Каждая интерпретационная схема имеет ряд характеристик принадлежность к тому или иному типу 1(по содержанию), принадлежность к тому или иному виду (сложность структуры), принадлежность к тому или иному уровню психологического анализа. Каждый субъект общения на основе его ведущих интерпретационных схем относится к следующим типам субъектов интерпретации невербального поведения:
1. Субъект, ориентированный в общении на невербальное поведение как показатель эмоциональных состояний и отношений.
2. Субъект, рассматривающий невербальное поведение в личностно-оценочном плане.
3. Субъект, реализующий статусный подход к человеку.
4. Субъект, рассматривающий другого сквозь призму его интеллектуально-волевых процессов.
5. Субъект, ориентированный на раскрытие личности через формы его взаимодействия с другими людьми.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246