Мотивационный компонент учебной деятельности
Напомним определения понятий «мотив» и «мотивация», которые уже были рассмотрены в разделах «Общие основы психологии» и «Возрастная психология»:
мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность (по словам Л.И.Божович, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания);
мотивация – это механизм «соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [4, с.148] (таким образом, понятие «мотивация» шире понятия «мотив»).
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, т.о.
Учебная мотивация – это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности [8, с. 71].
Существуют разные классификации учебных мотивов [8].
1-й подход. Различают внутренние и внешние мотивы учения. Ниже в таблице рассмотрены их специфические особенности.
Внутренние мотивы | Внешние мотивы |
Мотивы, связанные с самим процессом учебной деятельности | Мотивы, связанные с результатом учебной деятельности |
Виды:
| Виды: 1) широкие социальныемотивы (хорошо работать, поступить в ВУЗ и др.) 2) узколичностные – в них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу, получить хорошую отметку и т.д.) |
2-ой подход. А.К.Маркова рассматривает следующие виды мотивов учения:
Непосредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности | Перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности | Интеллектуально-побуждающие мотивы |
Основаны на эмоциональных проявленияхличности (яркость, новизна, занимательность, привлекательность личности педагога, желание получить награду, похвалу, боязнь получить отрицательную отметку, нежелание быть объектом обсуждения в классе) | Основаны на понимании значимостизнания вообще и учебного предмета в частности (прикладной характер знаний, связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, развитое чувство долга, ответственности, ожидание в перспективе получения награды) | Основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач) |
3-й подход. Автором следующей классификации мотивов учения является П.М.Якобсон:
Мотивация отрицательного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности | Мотивация положительного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности | Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности и непосредственно связанная с целью учения |
Осознание определенных неудобств и неприятностей, если не будет учиться (упреки родителей и учителей, страх наказания) | Одобрение окружающих, чувство долга, путь к личному благополучию, карьера, желание занять лидирующую позицию в классе | Расширение кругозора, приобретение знаний, удовлетворение любознательности, реализация своих способностей, проявление интеллектуальной активности |
Е.П.Ильин выделяет среди мотивов учебной деятельности мотивы посещения школы, мотивы, связанные с получением знаний, мотивы хороших отметок.
Также, напомним, на формирование учебной деятельности большое влияние оказывает мотивация достижения, состоящая из двух тенденций: мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи, и престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками.
Одно из центральных мест среди других мотивов учения занимает познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа:
ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны;
устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;
включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Важность создания условий возникновения интереса к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечались многими исследователями. Так, С.М.Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [1, с. 255-261]. Были выделены:
Воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание изучаемых процессов для собственной деятельности;
Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся;
Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения;
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Назовем некоторые приемы возбуждения у учащихся познавательного интереса и предпосылки его возникновения:
отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном;
новизна материала (однако, познание должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания);
эмоциональная окраска, живое слово учителя.
- Задачи современной психологии
- Организационные методы
- Эмпирические методы
- Методы обработки данных
- Интерпретационные методы
- 1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации.
- 2. Реакция группирования со сверстниками (подчинение нормам коллективной жизни)
- 3. Возникновение интереса к противоположному полу.
- 4. Развитие самосознания и самооценки..
- 5. Появление многочисленных увлечений.
- 5. Понятие о деятельности
- Виды деятельности
- 6. Познавательные процессы
- Классификация ощущений
- Закономерности ощущений
- Средние значения абсолютных нижних порогов ощущений для разных органов чувств человека
- Индивидуальные различия восприятия у людей
- Возрастные особенности восприятия младшего школьника и подростка
- Возрастные особенности памяти младшего школьника и подростка
- Возрастные особенности мышления и речи младшего школьника и подростка
- Возрастные особенности воображения младшего школьника и подростка
- Возрастные особенности внимания младшего школьника и подростка
- 11. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств
- Особенности эмоциональной сферы младшего школьника
- Особенности эмоциональной сферы подростка
- Развитие воли в период обучения в школе
- Особенности общения школьников со сверстниками
- Понятие педагогического общения
- Мотивационный компонент учебной деятельности
- 18. Регулирующий компонент учебной деятельности
- Аспекты готовности ребенка к школе
- Компоненты психологической готовности ребенка к школе
- Цели психодиагностики ребенка к обучению в школе
- 21. 1.2. Закономерности психического развития
- Факторы психического развития
- Движущие силы психического развития
- Соотношение обучения и развития
- Общие закономерности психического развития
- Формирование характера