4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
На протяжении всего XX столетия в рамках социальной психологии обсуждается вопрос о факторах, Детерминантах точного понимания, «прочтения», интерпретации невербального поведения. Все исследования, так или иначе касающиеся вопросов развития интерпретационных навыков личности, вопросов обучения распознанию невербального поведения, можно разделить на два больших класса, исходя из фундаментальной проблемы биологической и социальной детерминации психических функций Для работ, выполненных в Русле поиска биологических детерминант распознания, понимания, интерпретации невербального поведения, является характерным утверждение о соответствии в происхождении некоторых видов невербального поведения и способностей к его распознанию. Врожденные различия между людьми по их чувствительности к эмоциональной экспрессии отражают общие закономерности функционирования психики человека. Биологические предпосылки реагирования на невербальное поведение представляют единый блок с биологическими предпосылками эмоционального контакта, эмоционального «резонирования», подражания, имитации.
Второе направление исследований нацелено на поиск социальных детерминант понимания, интерпретации невербального поведения. Среди изучаемых социальных факторов предпочтение отдается культурно-специфическим условиям успешности распознания экспрессии. Как развитие потребности в контакте, так и формирование культурно-специфических норм интерпретации невербального поведения опосредовано на уровне личности общением и в соответствии с законами развития личности как субъекта общения определяют успешность спонтанного научения распознанию, интерпретации экспрессии окружающих людей.
Между этими двумя позициями, указывающими на источники развития и обучения интерпретационной деятельности субъектов общения, располагаются исследования, в которых утверждается относительное влияние как биологических, так и социальных факторов на успешность распознания, интерпретации, понимания экспрессии, работы, в которых наряду с эволюционно-генетическими детерминантами подчеркивается влияние культурных аттитюдов, возраста, пола, личностных качеств респондентов на результаты процесса понимания, интерпретации невербального поведения. Иными словами, те исследования, в которых подчеркивается роль социально-психологических и психологических факторов, объектных и субъектных детерминант интерпретационной деятельности субъектов общения В них акцент сделан на том, что развитие самого невербального поведения осуществляется благодаря его основной функции — функции общения, совместной деятельности. Личность как субъект познания других, себя, окружающего мира также развивается в результате ее включенности в разнообразные виды отношений, формы общения, совместной деятельности. Таким образом, одной из главных детерминант, аккумулирующих в себе влияние биологического-социального, индивидуального-личностного, выступает общение. Оно и должно рассматриваться как центральный фактор формально-содержательных характеристик интерпретации и адекватности понимания экспрессии человека. Различные составляющие, формы, стороны процесса общения выступают в качестве условий, опосредующих успешность интерпретации невербального поведения. В контексте социально-перцептивного подхода к интерпретационной деятельности в общении на первый план выходят такие переменные, как объект, субъект, процесс, результат.
В качестве объектных факторов в контексте социально-перцептивной деятельности мы рассматриваем виды невербального поведения: индивидуальное и невербальная интеракция. Основные характеристики названных видов невербального экспрессивного поведения определены в первой главе. В качестве субъектных детерминант анализируется структура личности, система ее отношений, такое свойство, как социальные способности, а также результаты социально-перцептивной деятельности (интерпретационные схемы, эталоны), которые являются проекцией всего опыта общения человека.
Обычно исследования, направленные на определение условий, факторов интерпретации понимания, строятся на основе предъявления стимула (выражения лица, позы, невербальной интеракции) и отнесения его Участниками эксперимента к определенной психологической категории. Вид стимульного материала во многом определяет результаты, полученные в исследовании. Поэтому возникает необходимость при описании факторов понимания и интерпретации невербального поведения в классификации стимульного материала и способов его предъявления в исследованиях.
Все типы стимулов подразделяются нами по формальной организации — на статические и динамические; по способу получения стимульного материала на искусственные и естественные; по содержательным характеристикам — на стимулы, несущие информацию о психологических характеристиках личности (например, модальность состояния), и на стимулы, свидетельствующие о социально-психологических характеристиках личности и общения (преимущественно невербальная интеракция) . Разнообразие стимульного материала хорошо прослеживается при рассмотрении последовательности создания наиболее известных тестов, измеряющих способность к распознанию, интерпретации экспрессивного, невербального поведения. Чаще всего применяется методика ВАКТ, разработанная Экманом и Фризеном. Она состоит из 70 черно-белых слайдов, изображающих 7 видов эмоциональных экспрессии лица. Участник исследования должен в течение очень короткого промежутка времени опознать лицевое выражение. Успешность оценивается на основе ранее разработанных критериев (225). CARAT — методика, разработанная R. Вис (216). Она строится на предъявлении слайдов, н& которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по эмоциональному содержанию сцены из окружающей жизни. Участник исследования должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает изображенный человек. В другом тесте, состоящем из тридцати коротких фрагментов общения представителей различных профессий (учителей и учеников, психотерапевтов и клиентов, врачей и пациентов), нужно определить, какие чувства испытывают изображенные люди, выбрать их обозначение из пяти возможных.
В последнее время среди западных исследователей наибольшее распространение получил тест PONS, — «Профиль невербальной чувствительности» (Rosenthal), который включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т. д.) Участник исследования должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека. В отличие от предыдущих тестов в PONS необходимо оперировать широкими категориями интерпретации, например, определять меру привязанности между людьми, наличие попыток соблазнить другого человека, зафиксировать проявление ревности и т. д. Многие исследователи отмечают большую роль разработчиков теста PONS в уточнении данных о влиянии индивидно-личностных особенностей человека на успешность распознания экспрессивного поведения. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что в данном тесте предъявляется отдельно от других действующий человек, а критерии оценки весьма неопределенные. Используя возможности данного теста, Archer создает SIT (ситуативно-интерактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены четкие критерии адекватности их понимания. Например, наблюдатель должен просмотреть видеозапись взаимодействия 2—4 человек и ответить на вопрос о модальности их отношений. Позже разрабатывается тест IPT (Interpersonal Perception Task — задачи по межличностному восприятию) (209). Он сходен с тестом SIT, но усовершенствован в техническом и других планах. Главное заключается в том, что в тесте IPT предъявляется динамичное, спонтанное экспрессивное поведение, оно представлено целостно, участники сцен имеют различный возраст. Поэтому испытуемые должны проявить ряд умений и навыков, чтобы обобщить информацию и сделать вывод о взаимоотношениях людей.
Понятно, что при таком разнообразии стимульного материала трудно определить, что повлияло на интерпретацию и адекватность понимания невербального поведения. Но если саму организацию стимульного материала рассматривать как форму объективизации психологических характеристик личности в невербальном поведении, то его можно отнести к объектным факторам. В таком случае наигранное — естественное ' невербальное поведение, статичное — динамичное, индивидуальное — невербальная интеракция становятся условиями актуализации определенных интерпретационных схем и адекватности понимания.
Из ряда исследований известно, что представленное невербальное поведение точнее понимается, чем естественное, спонтанное. Невербальное поведение, экспрессия лица, наигранные актером, распознаются точнее и быстрее, чем, скажем, мимика, изображенная испытуемым непрофессионалом. Динамические изображения невербального поведения (кино-видеофильмы) успешнее интерпретируются, чем статические (фото, схема). Адекватность понимания по целостному невербальному знаку, экспрессии лица значительно выше, чем по отдельным его частям, фракциям, элементам. В распознании эмоций являются более важными «конфигурации экспрессии», чем ее отдельные элементы. Об этом сообщают Н. G. Wallbott и P. Ricci-Bitti (264). Они же считают, что аналитический и синтетический подход к распознанию лицевой экспрессии будет адекватен в соответствии с выражаемым эмоциональным состоянием. Если выражение включает специфические элементы, то оно будет успешно распознаваться независимо от степени аналитичности — синтетичности самого субъекта общения.
В целом репертуар организации стимульного материала в исследованиях исчерпывается фотографиями, кинофильмами, рисунками, схемами, вербальными описаниями невербального поведения. Все виды изображений, описаний отличаются степенью абстрактности-конкретности, шаблонности-разнообразия, сложности простоты. Первая из названных характеристик вытекает из природы изображения, которое является упрощенным и абстрагированным изображением объекта. Разные степени абстрактности модели невербального поведения по отношению к объекту можно представить в виде шкалы (см. табл. 11). В ней приводятся девять уровней увеличивающейся абстрактности модели-изображения невербального поведения, эмпирически выделенные И. В. Введенским (31).
Как видно из табл. 11, собственно изображения невербального поведения обладают средней степенью абстрактности.
Степень сложности-простоты изображения можно выразить с помощью количества и качества элементов изображения и связей между ними в общей структуре изображения. Шаблонность-разнообразие изображения характеризуется через большее или меньшее соответствие элементов структуры изображения общепринятым групповым нормам. Рассмотрение изображений невербального поведения с точки зрения их сложности-простоты, шаблонности-разнообразия позволяет заключить, что наигранное невербальное поведение менее разнообразно и более просто по своей структуре, чем естественное. Поэтому невербальное поведение, представленное, полученное в искусственных условиях, быстрее и точнее распознается реципиентом.
Факт более адекватного понимания целостного невербального поведения по сравнению с отдельными его элементами также объясним с точки зрения абстрактности изображения. Степень абстрактности схем отдельных элементов значительно выше, чем степень абстрактности цветной или черно-белой фотографии невербального экспрессивного поведения человека. Каждый элемент невербального поведения имеет ин-
Таблица 11
Шкала увеличивающейся абстрактности изображения по отношению к объекту — невербальному поведению
Уровни увеличивающейся абстрактности | Тип изображения | Изображения невербального поведения в социальной перцепции |
0 | Сам объект | Невербальное поведение, воспринимаемое при непосредственном контакте |
1 | Трехмерный макет в определенном масштабе | у!уляж, восковая фигура |
2 | Трехмерная схема, увеличенная или уменьшенная | Скульптура в увеличенном или уменьшенном масштабе |
3 | Проекция на плоскость с сохранением цвета | Живописный портрет или цветная фотография невербального поведения |
4 | Ахр оматическая проекция на плоскость | Портрет в графике, черно-белая фотография невербального поведения |
5 | Проекция на плоскости с маскировкой | Контурные изображения невербального поведения (поза) |
6 | Проекция на плоскость с обобщением и деформацией объекта | Фотография невербального поведения необычного ракурса, карикатура |
7 | Схемы | Анатомическая схема (лицо, тело) |
8 | Схематический рисунок | Рисунки невербального поведения в рекламе, отдельные элементы экспрессии |
9 | Формализованное описание | Вербальное описание невербального поведения |
формативную ценность, благодаря его связям с другими элементами структуры. Особенно хорошо подтверждают этот вывод результаты экспериментов П. Экма-на, который с целью определения ценности различных частей лица в передаче информации об эмоциональных состояниях предъявил испытуемым верхнюю часть лица — брови—лоб, среднюю — глаза—нос и нижнюю — губы—подбородок и попросил соотнести их с эмоциональными категориями. Данные этого исследования приведены в табл. 12.
Как видно из таблицы, точность понимания эмоций выше, когда выражение лица представляло комбинацию всех его элементов. В исследовании В. А. Барабан-щикова и Т. Н. Малковой (17) также предъявлялись для распознания схемы выражения эмоциональных состояний, по модальности соответствующие тем, которые использовал П. Экман. Участнику эксперимента предлагалось выбрать схематическое выражение лица, сходное с предъявляемым на фотографии. Идентификация мимических выражений посредством схем, на которых
Таблица 12
Количество испытуемых, правильно опознавших схему лица (%)
Эмоциональные категории | Область лица | |||
лоб — брови | глаза— нос | губы — подбородок | все три комбинации движений лица | |
Радость | 70 | 90 | 100 | 100 |
Удивление | 70 | 90 | 0 | 90 |
Страдание | 70 | 90 | 90 | 100 |
Гнев | 80 | 50 | 100 | 100 |
Отвращение | 25 | 0 | 75 | 75 |
Страх | 29 | 71 | 29 | 43 |
Средняя | 49 | 73 | 67 | 88 |
были представлены изменения только в области бровей и лба, вызвали наибольшие трудности. Степень согласованности оценок мимики, сделанных на основе целостных, интегральных схем, оказалась значительно выше, что подтверждает результаты П. Экмана. Такая, же закономерность наблюдается и в том случае, когда в качестве объекта интерпретации выступает поза как элемент невербального поведения личности. Известно, что поза создает целостную картину невербального поведения личности, хотя может быть расчленена на отдельные составляющие. Исследователи поз выделяют простейшую, далее неразложимую без потери смысла, единицу позы — кин, кинеморф. Но в этом случае, когда позы разлагаются на отдельные кины, происходит потеря смысла этих поз для партнера по общению или происходит их неправильная интерпретация как индикатора отношений и состояний человека. Е. Ю. Степанов приводит пример, который свидетельствует о потере смысла позы в случае деления ее на отдельные единицы (173). Например, если мы видим человека, сидящего за столом, ведущего официальный разговор, то окончание беседы, как правило, сопровождается короткой паузой, затем собеседник встает и ровно держит руки вдоль тела. Подчеркнутое выражение и расположение рук описывают ту ситуацию, которая означает — окончание разговора. Если же теперь выделить такие единицы позы, как человек сидит; человек встает; руки вдоль тела, то эти единицы (кины) сами по себе ничего не значат. Целостное восприятие позы, как и восприятие всех мимических движений, способствует более точному пониманию психических состояний партнера по общению. В то же время Е. В. Фетисова приводит данные, свидетельствующие о тенденции человека выделять отдельные элементы позы в процессе ее восприятия. В эксперименте она предъявляла испытуемым позу ужаса, внезапного душевного потрясения, но некоторые испытуемые оценивали ее как агрессивную, как готовность броситься в бой. При такой интерпретации позы правильно передана ее «внешняя» физическая сторона: поза человека, отшатнувшегося назад, с выставленной вперед как будто для защиты рукой. Усиливая это защитное движение, испытуемые и всю позу воспринимали как агрессивную. Некоторые испытуемые впадали в другую крайность. Они не могли остановиться на каком-то одном элементе и предлагали несколько интерпретаций позы. Причем каждая новая оценка строилась на восприятии отдельных единиц позы без учета всех остальных выразительных компонентов. «Такое простое суммирование признаков, — заключает Е. В. Фетисова, — не могло привести к созданию целостного образа» (185. С. 146).
Не только степень целостности невербального поведения оказывает влияние на его интерпретацию, но и его модальность, знак, интенсивность определяют точность понимания. Считается, что отличить страх от ужаса более сложно, чем радость от отвращения, выражение переходных эмоциональных состояний распознать труднее, чем «чистых» аффектов. Интенсивные формы невербального поведения, которые вызваны сильными эмоциональными переживаниями, имеют высокий коэффициент согласия в их интерпретации, понимаются точнее, чем неинтенсивные выражения. В нашем исследовании были проверены данные о несоответствии успешности понимания интенсивного невербального поведения, вызванного эмоциональными состояниями (радость, гнев, удивление, страдание, страх, отвращение), и неинтенсивного, выражающего более сложные состояния человека. Участникам эксперимента предъявлялся набор фотоизображений, который был разделен на две группы: первая включала интенсивное невербальное поведение (задание «а»), вторая состояла из неинтенсивных выражений состояний (задание «б»). Вывод о том, что интенсивные выражения состояний точнее понимаются, чем неинтенсивные, был подтвержден в ходе этого эксперимента. Данные о том, что модальность состояния влияет на точность понимания, также вписывается в общую картину факторов, определяющих успешность распознания невербального поведения.
В ряде исследований был констатирован факт, что невербальное экспрессивное поведение определенных модальностей психических состояний — радость, гнев, удивление — распознается точнее, чем выражения презрения, страдания. В других работах обнаружены систематические ошибки в распознании экспрессии определенных состояний (гнев как отвращение, страх как удивление). Д. Томкинс и Р. Мак-Картер предложили называть это явление «обычной путаницей». Существует ряд объяснений систематических ошибок понимания невербального поведения. Наиболее распространенной является попытка связать «обычную путаницу» с тождеством ситуаций, стимулирующих различное невербальное поведение, практикой социализации, которая влияет на последовательность или одновременность появления невербальных кодов. В. А. Барабанщиков, Т. Н. Малкова указывают на ошибки «тождества» («путаница» появляется за счет одинаковых ведущих признаков экспрессии), на ошибку «сходства» и «сходства при тождестве неведущих признаков» (ослабление ведущих и усиление неведущих признаков).
Таким образом, результаты ряда исследований говорят о том, что такие характеристики невербального экспрессивного поведения, как интенсивность и модальность, определяют групповую и индивидуальную точность его понимания. Данный вывод сделан на основе анализа работ, в которых в качестве стимульного материала использовались фотоизображения, схемы экспрессии лица. В этой связи остается неясным, влияют ли эти факторы на точность понимания других элементов кинесической структуры и невербальной интеракции. Можно только предполагать, исходя из результатов исследования роли степени интенсивности интонации и ее модальности, влияния интенсивности жестов участников общения, контакта глаз на впечатления о них, что определенные особенности невербального поведения независимо от его вида (индивидуальное или невербальная интеракция) выступают фактором их более или менее точного понимания. Эти переменные, связанные со стимульным материалом, оказывают воздействие на точность понимания, прежде всего, потому, что отражают естественные характеристики экспрессии.
Оценка точности понимания осуществляется, как правило, на основе вербальных и невербальных ответов участников исследования. Вербальные типы ответов в одном случае задаются списком категорий, в другом респондентам разрешается использовать собственную терминологию. В ряде исследований установлено, что его участники более точно оценивают невербальное поведение тогда, когда их ответы не ограничиваются списком категорий. В других, наоборот, доказывается, что точность понимания возрастает, если субъект познания имеет готовые вербальные шкалы, с которыми он соотносит невербальный стимул. К. Изард применил в своем исследовании два способа оценки состояния по выражению лица. В одном случае испытуемые должны были определить выражение с точки зрения его соответствия девяти категориям эмоциональных состояний, а в другом случае они должны были рассмотреть выражение и дать свою собственную словесную интерпретацию. В результате выяснилось, что существует тенденция в предпочтительном употреблении одних слов по сравнению с другими в ситуации оценки состояний. Например, выражение страдания обозначать словами горе, печаль. В этой же работе было показано, что уровень согласия в распознании эмоций был выше тогда, когда задавался список. В том случае, когда не было вербального ограничения, в большей степени проявились культурные, индивидуальные различия в понимании экспрессии.
В исследовании Р. Бука, Р. Миллера, В. Сейвина, В. Кьюла были получены данные о том, что успех распознания экспрессии зависит от широты вербальной шкалы: «приятное — неприятное», «напряжение — расслабление» (216). При таком способе оценки практически не наблюдается индивидуальных различий. Экспериментальная работа Дж. Гилфорда, О. Салливена, Р. де Милля показала, что при изменении способа оценки изменяется точность понимания невербального поведения (260). Они предложили участникам исследования задачи на ранжирование, классификацию, отбор, сравнение, вербальное обозначение различных видов невербального экспрессивного поведения. Оказалось, что в том случае, когда не требуется вербальной оценки, задание выполняется быстрее и точнее, чем тогда, когда необходимо осуществить семантический анализ выражения лица, поз, жестов, невербального поведения диады. Результаты и выводы приведенных исследований показывают, что точность понимания невербального поведения зависит от предлагаемого в эксперименте способа репрезентации ответа. Само задание выступает как бы тем обстоятельством, которое субъект застает и которое объективно предопределяет степень точности понимания им невербального поведения.
Типы заданий, способы репрезентации их выполнения отражают различные виды социально-перцептивных задач, которые приходится решать в общении. Вербальное описание выражений, их сравнение, ранжирование, классификация, категоризация — это те способы интерпретации, понимания невербального поведения, которые усваиваются в общении и применение которых зависит от его контекста. Поэтому субъекты познания экспрессии отличаются друг от друга по репертуару усвоенных способов понимания невербального поведения, по репертуару тех социально-перцептивных задач, с которыми они справляются успешно. В конкретных исследованиях складывается такая ситуация, при которой предлагаемые экспериментом способы решения социально-перцептивных задач в одном случае ограничивают субъекта, в другом — совпадают с привычными для него способами, в третьем случае создают трудно преодолимое препятствие на пути выполнения задания. В реальном общении партнеры также сталкиваются с различными по способу организации социально-перцептивными задачами. Следовательно, успешность их решения, интерпретации невербального, экспрессивного поведения будет определяться диапазоном умений и навыков, сопряженных с экспрессией, различного уровня абстрактности, обобщенности, конкретности, модальности, интенсивности, знака, с разнообразием способов интерпретации, соответствующих как невербальному поведению, так и ситуации общения.
Для того чтобы выяснить уровень адекватности понимания невербального поведения тем или иным субъектом, необходимо вводить в психодиагностический материал различные виды, формы невербального поведения и менять предлагаемые способы решения социально-перцептивных задач, связанных с ними.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246